Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий согласно Чиркиной Г. В.
учебно-методический материал по логопедии

Можеловская Елена Сергеевна

В данном материале вы  узнаете цель подгрупповых и индивидуальных занятий, а также, что включает в себя индивидуально-подгрупповая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий согласно Чиркиной Г. В.

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.»– М.: Просвещение, 2016 г

 Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях.

Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

 На занятиях осуществляется:

 • закрепление навыков произношения изученных звуков;

 • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,

состоящих из правильно произносимых звуков;

 • звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

 • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

 • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

 Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи

каждого ребенка.

Индивидуальные занятия

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых:

  • имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава,
  • отдельные специфические проявления патологии речи,
  • выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

  1. Выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
    Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
  2. Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.
    Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д.
    Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков.
  3. Постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
    Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности:
  • [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].
  • Озвончение начинается с [з] и [б],
  • в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж],
  • от [б] — [д],
  • от [д] — [т].
  • Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

 В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале.

Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

 • в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;

 • в обратных слогах: ос — нос;

 • в закрытых слогах: сас — сосна;

 • в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: са—ша, ша—са; саша—шаса; саш—сош; са—ша—са—ша—са.

Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.

 В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

 Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков.

Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по звукопроизношению в логопункте

В планировании отражены основные направления коррекционной работы по звукопроизношению с детьми среднего и старшего возраста....

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях...

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Презентация  к выступлению на методическом объединении логопедов "Структура индивидуальных и подгрупповых занятий"...

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.  В группе ...

Варианты упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием Кругов Луллия

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

Мастер класс для педагогов: "Игры с кубиками-предлогами" для детей дошкольного возраста на индивидуальных и подгрупповых занятиях в ДОУ

Цель: -Повышение интереса детей к занятиям по формированию коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлогов....