Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий согласно Чиркиной Г. В.
учебно-методический материал по логопедии
В данном материале вы узнаете цель подгрупповых и индивидуальных занятий, а также, что включает в себя индивидуально-подгрупповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_individualnyh_i_podgruppovyh_zanyatiy_soglasno_chirkinoy_g.v.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий согласно Чиркиной Г. В.
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.»– М.: Просвещение, 2016 г
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях.
Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
состоящих из правильно произносимых звуков;
• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.
Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи
каждого ребенка.
Индивидуальные занятия
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых:
- имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава,
- отдельные специфические проявления патологии речи,
- выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
- Выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы. - Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.
Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д.
Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков. - Постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности:
- [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].
- Озвончение начинается с [з] и [б],
- в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж],
- от [б] — [д],
- от [д] — [т].
- Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале.
Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;
• в обратных слогах: ос — нос;
• в закрытых слогах: сас — сосна;
• в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: са—ша, ша—са; саша—шаса; саш—сош; са—ша—са—ша—са.
Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков.
Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по звукопроизношению в логопункте
В планировании отражены основные направления коррекционной работы по звукопроизношению с детьми среднего и старшего возраста....
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях...
Структура индивидуальных и подгрупповых занятий
Презентация к выступлению на методическом объединении логопедов "Структура индивидуальных и подгрупповых занятий"...
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей. В группе ...
Варианты упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием Кругов Луллия
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...
Сборник игровых упражнений для развития фонематических процессов (для индивидуальных и подгрупповых занятий)
Развитие фонематических процессов...
Мастер класс для педагогов: "Игры с кубиками-предлогами" для детей дошкольного возраста на индивидуальных и подгрупповых занятиях в ДОУ
Цель: -Повышение интереса детей к занятиям по формированию коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлогов....