Сборник игровых упражнений для развития фонематических процессов (для индивидуальных и подгрупповых занятий)
рабочие листы по логопедии (старшая группа)

Полянская Наталия Владимировна

Развитие фонематических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx76.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник

игровых упражнений

для развития

фонематических процессов

(для индивидуальных и подгрупповых занятий)

Содержание

Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия…………………..

1. Упражнения на узнавание неречевых звуков………………………………

2. Упражнения на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз…………………………………………………

3. Упражнения на различение слов, близких по своему звуковому составу…

4. Упражнения на дифференциацию слогов…………………………………

5. Упражнения на дифференциацию фонем…………………………………

Упражнения на развитие звукового анализа слов………………………

1. Упражнения на выделение гласного (согласного) звука из ряда других звуков

2. Упражнения на выделение слога с определенным звуком……………………

3. Упражнения на выделение из ряда слов слова с определенным звуком……

4. Упражнения на определение местоположение звука в слове (начало, середина, конец)…..

5. Упражнения на определение последовательности, количества и местоположения звука в слове по отношению к другим звукам…………………………………………………………

Рекомендуемая литература…………………………………

Сборник

игровых упражнений

для развития

фонематических процессов

(для индивидуальных и подгрупповых занятий)

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

  • Становление детского звукопроизношения;
  • Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;
  • Усвоение грамматического строя, словаря;
  • Овладение связной речью.

Так у детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Случается, что ребенок говорить без дефектов, а на слух не различают большое число звуков из разных групп.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают сложности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога; при повторении за логопедом слогов с парными звуками; при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук; при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Свойственны для детей с фонематическим недоразвитием и грамматические ошибки в речи: неправильное употребление окончаний слов, приставок в однокоренных словах, общих суффиксах, предлогах, словах сложной слоговой структуры и др.

Р.Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

Развитие фонематического восприятия:

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

1. Узнавание неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»

Цель: научить узнавать «звуки природы».

Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных).

Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук.

Примечание: Порекомендуйте родителям прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, пусть они обсудят услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Для воспитателей эти же звуки слушать на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи.

Упражнение «Что за шум?»

Цель: учить узнавать «бытовые шумы».

Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).

Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.

Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Упражнение «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры»

Цель: развитие неречевогозвукоразличения.

Оборудование: наполненные горохом, крупой, песком, кнопками, скрепками, пуговицами, мелкими камешками коробочки или киндеры.

Ход: Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Где позвонили?»

Цель: определить направления звука.

Оборудование: будильник, колокольчик.

Ход:

Вариант 1: Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет будильник, который громко тикает. Дети возвращаются и ищут его. Если кто-то нашел, то шепчет на ухо ведущему и молча садиться на стульчик. Ребенок, который нашел будильник последним – платит фант.

Вариант 2: Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Поищи!»

Цель: определить по звуку место игрушки.

Оборудование: игрушка, бубен.

Ход: Дети закрывают глаза или поворачиваются спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Где колокольчик?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: колокольчик.

Ход: Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка колокольчик.

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Недовольный Коля» или «Грустный гномик»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

Упражнение «Солнце и дождик»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: бубен.

Ход: Сегодня мы с вами пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Ритмическое эхо»

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: не требуется.

Ход: Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.

Примечание: Порекомендуйте поиграть родителям вместе с ребенком дома.

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь-сь (мягко).

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Упражнение «Угадай по голосу!»

Цель: учить различать голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнении «Громко-тихо»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.

Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Упражнение «Далеко – близко»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: игрушечный котенок.

Ход:

Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".

Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Упражнение «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «К кому пришел?»

Цель: развитие голоса: силы, высоты.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

Вариант 1: Взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.

Вариант 2: «От кого ушел?» Фраза: «Волк ушел», говорится с радостью, с сожалением, с досадой.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Угадай, как надо делать»

Цель: научить ребенка определять на слух темп речи.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва-

Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (руки над головой)

Упражнение «Кот и мыши»

Цель: развитие силы голоса, речевого слуха.

Оборудование: произведения устного народного творчества: стишки, потешки, сказки.

Ход: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Упражнение «Сказочные голоса»

Цель: развитие тембра, силы и высоты голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагают сказать одну и ту же фразу, но от лица разных сказочных героев. Изменяя тембр, громкость и интонационную выразительность. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» Задача детей догадаться, кто эту фразу сказал.

Упражнение «Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Ведущий следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Упражнение «Лягушки»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Оборудование: не требуется.

Ход: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Примечание: Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

Упражнение «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Оборудование: не требуется.

Ход: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.

Водящий отгадывает.

Примечание: Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Упражнение «Незнайка запутался»

Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.

Упражнение «Продолжи стихи»

Цель: подбор слова с опорой на их смысл и звучание.

Оборудование: стихи.

Ход: Ребенку читаются стихи, а он их должен закончить.

Бы-бы-бы, идет дым из … (трубы).

- Где обедал, воробей?

-В зоопарке у … (зверей).

Примеры:

Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)».

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».

Ослик любит очень золотую (осень)».

Упражнение «Подбери похожие слова»

Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Упражнение «Не ошибись»

Цель: научить находить лишнее слово.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».

Примечание: Упражнение необходимо начинать со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

Упражнение «Подбери по звучанию»

Цель: развитие навыка подбора слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

Упражнение «Что мог бы нарисовать художник?»

Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко произносят: «Рак». Затем взрослый показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник. (Мак, лак) Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка.

Упражнение «Найди себе пару»

Цель: учить находить слова близкие по звучанию.

Оборудование: не требуется.

Ход: Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

Упражнение «Найди звук»

Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков)

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

Упражнение «Сравни»

Цель: научить сравнивать слова одинаковых по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается сравнить слова одинаковых по звуковому составу, но отличающихся местом ударение: замок — замок, кружки — кружки.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

1) канава, канава, какао, канава;

2) утенок, котенок, утенок, утенок;

3) ком, ком, кот, ком;

4) минута, монета, минута, минута;

5) винт, винт, винт, бинт;

6) буфет, букет, буфет, буфет;

7) дудка, будка, будка, будка и т.д.

4. Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

Оборудование: не требуется.

Ход:

Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па па-ка-та

ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва

ба-да-га ка-ва-ха и т.д.

Вариант 2: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба та-да

по-бо ка-га

пу-бу фа-ва

са-за шу-жу и т.д.

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва

по-бо-по да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са

пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су и т.д.

Вариант 3: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-пяпо-пёпу-пюпы-пи

ма-мямо-мёму-мю мы-ми

ва-вя во-вёву-вю вы-ви

та-тя то-тё ту-тю ты-ти и т.д.

Вариант 4: Педагог предлагает повторить серию слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа

та-пта на-фнака-тка ка-пка

та-фтама-кма на-кна та-кта и т.д.

Вариант 5: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-птытма-тмо-тму-тмы

кта-кто-кту-ктыкна-кно-кну-кны

фта-фто-фту-фтыфка-фко-фку-фкы

тпа-тпо-тпу-тпыпна-пно-пну-пны

Вариант 6: Педагог предлагает повторить серию слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпакта-ткафта-тфа

пка-кпа фка-кфахта-тха

фпа-пфагда-дгавба-бва

Упражнение «Телефон»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Какой отличается?»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Упражнение «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

Примечание: Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.

Упражнение «Медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.

Ход: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.

Примечание: Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Упражнение «Малыш»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: кукла-мальчик

Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Примечание: Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Упражнение «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по -бо, пу - бу, па -па- па, ба- ба -ба.

Примечание: Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.

5. Дифференциация фонем

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Упражнение «Общий звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите детям найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку».

Упражнение «Поймайте звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: хлопайте в ладоши каждый раз, как услышите звук [ш]; сосчитайте, сколько раз я сказала звук [ш]; положите на стол столько фишек, сколько раз услышите [ш].

Упражнение «Подними сигнал»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

Упражнение «Узнавай-ка», «Звуки-буквы»

Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: карточки-фишки.

Ход: У твердого звука [с] есть братец-близнец – мягкий звук [с’]. Я буду показывать и называть картинки, а вы если услышите [с] – поднимите синюю фишку, если [с’] – зеленую.

Упражнение «Сигнальщики»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, дифференциация звуков.

Оборудование: фишки, предметные картинки.

Ход: В правую руку возьмем фишку синего цвета, в левую – зеленую. Если в слове есть звук [м], показываете синюю фишку; если в слове есть звук [м,] - зеленую. Слова: малыш, миска, дом, мышь, камень, мёд, компот и т.д.

Упражнение «Внимательные ушки»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне других звуков, слогов, слов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

а) из ряда звуков: [р], [ш], [к], [м], [р], [ж], [х], [ы], [р] и т.д.;

б) из слогов: со, мо, ар, га, про, дыр, эр, пи, мин, рам и т.д.

в) из слов: рыба, слон, помидор, роза, лампа.

Упражнение «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям дается задание придумать слова на заданный звук.

Примечание: Рекомендуется родителям поиграть на кухне, на улице, в комнате.

Упражнение «Разложи правильно картинки»

Цель: учить отбирать картинки на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Детям предлагается разложить картинки в два ряда, в один со звуком [с], в другой со звуком [ш].

Упражнение «Картинка-помощница»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинки.

Ход: Детям предлагается назвать на картинке как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук.

Упражнение «Подарим подарки Соне (со звуком [с]) и Захару (со звуком [з])».

Цель: развитие умения различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Детям раздаются предметные картинки, уточняя, что на них изображено. К нам в гости пришли Соня и Захар. Нам нужно подарить им свои подарки Соне картинки со звуком [с], Захару со звуком [з].

Упражнение «Наоборот»

Цель: развитие умения различать звуки.

Оборудование: не требуется.

Ход: со словами - рифмами (надо заменить один звук на другой): сайка – шайка, шкала – скала, сутки – шутки, палас – палаш.

Упражнение «Чудо-дерево»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки.

Ход: Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: изображение Незнайки, предметные картинки.

Ход: На наборном полотне перед детьми - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина,, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ш]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.

Упражнение «Живые звуки»

Цели: Формирование навыка фонематического анализа, учить определять заданный звук на фоне слова.

Оборудование: буквы.

Ход: Трое детей выходят к доске, у одного из них — буква А, у другого — буква У, у третьего — И. Педагог называет слово мак — ребенок делает шаг вперед, показывая букву А. Педагог называет слово суп. Второй ребенок встает слева от первого и показывает букву У. Педагог называет слово кит. Третий ребенок встает между детьми. Остальные дети читают, что получилось. (Аиу.) Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир.

Упражнение «Грузовик»

Цели: определение наличия звука в слове.

Оборудование: изображение грузовой машины, карточки с картинками.

Например: Педагог демонстрирует детям предметные картинки: : слон, аист, автобус, осы, носорог, шмель, шарик, чашка, ёрш, мишка. Дети рассматривают и называют их. Затем педагог помещает на наборное полотно изображение грузовика и объясняет, что в грузовике «поедут» те пассажиры, в названии которых начинается звук С. Дети «рассаживают» пассажиров, объясняют выбор каждого слова.

Развитие звукового анализа слов

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных:

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)

В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков

Упражнение «Глухой – звонкий»

Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.

Оборудование: карточки.

Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.

Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).

Произносится ряд звуков: б бб п п б п б п б б п ппп б п...... - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.

Упражнение «Поймай звук»

Цель: развитие речевогозвукоразличения.

Оборудование: не требуется.

Ход: Попросите ребёнка запомнить звук, который вы произнесёте. Затем произнесите несколько звуков подряд. Когда ребёнок слышит заданный звук он должен подать знак: поднять руку, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой.... Затем предлагайте на слух слова, он должен услышать заданный звук и подать знак.

Упражнение «Найди звук»

Цель: учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Оборудование: не требуется.

ХодПрослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какие буквы обозначали мягкость согласных.

а) Терка, рев, тетка, телка, семга;

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;

г) мир, тир, тигр, сито, вико, винт, синий.

Примечание: «Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных (я, ё, ю, е, и), спрашивает логопед. Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный дорого ряда.)»

Упражнение «Найди звук»

Цель: учить выделять заданный звук.

Оборудование: не требуется.

ХодПослушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.

та - то - ту ка - ко - ку

па - по - пу ла - ло - лу

са - со - су ра - ро - ру

мо - то - по мы - ты - пы

ит - от - утак - ок - ук

ап - oп - уп ал-ол - ул

ас - ос - ус ар - ор - ур

ас - ап - ам ус - уп - ут

ос - oп - от ис - ип - ит

2. Выделить слог с определенным звуком

Упражнение «Хлопки»

Цель: учить выделять слог с определенным звуком.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Упражнение «Угадай звук»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: фишки зеленого и синего цвета.

Ход:

Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).

Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).

Упражнение «Разноцветные мячики»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

Упражнение «Наоборот»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки — наоборот, из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.).

Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Далее логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо - произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

Упражнение «Выдели слово»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Упражнение «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Упражнение «Дружные звуки»

Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам - словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра....

Упражнение «Куклы заблудились»

Цель: научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.

Оборудование: изображение кукол.

Ход: У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились.

Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).

Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Оборудование: стихи.

Ход: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашку.

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Упражнение «Магазин»

Цель: учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Упражнение «Поймай звук»

Цель: учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

Упражнение «Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Ход: Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети, на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец)

Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше – позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.

В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребенок определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).

Вычленение первого согласного из слова. Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове.

Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах, в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Упражнение «Имена»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга.

Упражнение «Ушки на макушке»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.

Упражнение «Найди и определи»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

Упражнение «Отбери картинки»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]).

Упражнение «Выделяй»

Цель: учить определять конечный согласный в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается определить конечный согласный вначале на обратных слогах.

Примерные задания:

Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак

а) выделение первого гласного

б) выделение последнего согласного

в) полный анализ слога

Упражнение «Послушай и назови»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове.

Упражнение «Подумай, не торопись»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: научить вычленять первый согласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Из четырех слов, четко произнесенных логопедом ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.

ком – том – ком – ком

мак – мак – рак – мак

винт – винт – бинт – винт

дудка – будка – будка – будка

бочка – бочка – бочка – почка

Упражнение «Цепочка»

Цель: научить вычленять первый согласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ведущий называет слово (например, лес), а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука и т.д. составляется цепочка слов.

Упражнение «Покажи на светофоре»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: полоски и фишки.

Ход: Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: левая часть – начало слова, средняя часть – середина слова, правая часть полоски – конец слова.

У ребенка – полоска «светофор» и фишка. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук [к]. Слова: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь, карп.

Упражнение «Подумай и разложи»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Логопед предлагает детям разложить картинки с заданным звуком (например, со звуком [с]) в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, стул, сапоги, стакан, нос, лес, троллейбус, ананас, абрикос, лиса, посуда, миска, редиска, носки.

Упражнение «Веселый поезд»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: изображение поезда и предметные картинки.

Ход: Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

Упражнение «Разноцветные корзинки»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина).

Оборудование: две корзины и предметные картинки.

Ход: На наборном полотне перед детьми – коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку – те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. В заключение логопед подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?

Упражнение «Где спрятался звук?»

Цель: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а (начало, середина, конец слова)

Оборудование: карточки.

Ход: Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук). Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой одинаковый звук встречается во всех этих словах. С помощью фишек определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно предложить придумать с каждым из слов предложение.

Примечание: Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а так же для автоматизации данного звука в словах.

Упражнение «Волшебное дерево»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: карточки с картинками, контурное изображение большого дерева.

Ход: На столе перед детьми лежат картинки: ворона, дятел, утка, ёж, заяц, шмель, осы. Дети получают задание выбрать птицу, название которой начинается со звука [в] (ворона), и посадить ее на дерево, потом — посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел), посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [у] (утка), поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).

Упражнение «Парочки»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с буквами и картинками, картонные или пластиковые кружки синего, зеленого и красного цветов.

Ход: Педагог раскладывает на столе перед детьми предметные картинки аист, тапки, ирис слон, окунь, нерпа, рак, кот, шмель, лев, эльф, фламинго и предлагает рассмотреть и назвать их. После этого он объясняет детям, что картинки нужно объединить парами, выделив в названии одной картинки последний согласный, а в названии второй картинки — первый согласный. Этот согласный должен быть одинаковым. Например: аист — тапки. Для этого педагог выкладывает столбик из первых картинок: ирис, окунь, рак, шмель, эльф.

Дети составляют пары: ирис — слон, окунь — нерпа, рак — кот, шмель — лев, эльф — фламинго.

Далее можно предложить детям выполнить звуковой анализ некоторых слов: рак (синий кружок, красный кружок, синий кружок), кот (синий кружок, красный кружок, синий кружок), аист (два красных кружочка, два синих), слон (два синих, красный, синий кружочки), ирис (красный, зеленый, красный, синий кружки).

Закончить игру можно составлением и чтением несложных слов: аист, ирис, слон, рак, кот.

Упражнение «Цепочка»

Цель: развитие умения слышать последний звук в слове и подбирать слова на определённую букву.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый называет слово и просит ребёнка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву, названного взрослым.

Усложнение: придумывать слова на предпоследнюю букву и т.д.

Примечание: Важно предварительно научить ребёнка выделять на слух последний звук (начинать с согласного - мост, танк, стакан....) и первый звук (начинать с изолированного - стол, кран, акула, имя...).

Упражнение «Определи место звука в слове»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: не требуется.

Ход: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

5. Определить последовательность, количество и местоположение звука в слове по отношению к другим звукам

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и, письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ребенку, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.

Упражнение «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»

Цель: научить определять последовательность и количество звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.

Анализ звукового ряда из двух гласных: ау уа аииа; иууиаооа.

Анализ звукового ряда из трех гласных: ауууау; аауууа; ауауаа.

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай.

Упражнение «Звуковая линейка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Упражнение «Цифровой ряд»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: цифры.

Ход: Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука». Затем дети определяют место заданного звука, указывают предыдущий и последующий звуки.

Упражнение «Пирамида»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: изображение пирамиды и предметные картинки.

Ход: Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

Упражнение «Волшебные слова»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход: Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное индивидуальное задание.

Возможные варианты:

Слон, окунь, кот (сок).

Носорог, осы, слон (нос).

Шмель, утка, морковь (шум).

Бабочка, автобус, кот (бак).

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Лев, ирис, слон, тапки (лист).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).

Упражнение «Подбери имена»

Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.

Ход: Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот.

Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист) лама.

Упражнение «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Упражнение «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Упражнение «Волшебный домик»

Цель: развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход: Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).

Упражнение «Слушай и определяй»

Цель: научить определять местоположение звука в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [с], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

Упражнение «Звуковая птичка»

Цель: научить определять местоположение звука в словах.

Оборудование: не требуется.

Ход: В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик-Тихоня.

- Он предлагает вам поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.

Слова: Береза, белка, рябина, грибок, барсук, боровик, бабочка, пушок.

Рекомендуемая литература

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
  3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
  4. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.
  5. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  6. Зуева Л.И., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. 4 альбома. М.: Артель, 2003.
  7. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: П, 1981.
  8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  9. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль 2003.
  10. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
  12. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
  13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа». М.: ЭГСИ, 1999.
  15. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.
  16. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: П, 1991.
  17. Фомичева М.Ф.. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: П., любой год издания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Упражнения для развития фонематических процессов".

Какие стадии проходят фонематические процессы в своем развитии? Какие упражнения могут способствовать планомерному развитию? Интересуетесь? Загляните....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"

Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Памятка для родителей "Игровые упражнения на развитие фонематических процессов у детей 5 - 7 лет"

В памятке для родителей подобраны игровые упражнения, которые помогут в занимательной форме развить у детей 6 - 7 лет навыки звукового анализа, синтеза и представлений. Предлагаемые игры не требуют сп...