Публикация. Рисуем, играем, разучиваем стихотворение с детьми с сообщим недоразвитием речи.
книга по логопедии
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.
В статье описан опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по разучиванию стихотворных текстов на основе опорных рисунков. Указаны игры и упражнения с опорными рисунками, применяемые в коррекционной логопедической работе по разучиванию стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_risuem_razuchivaem.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуем, играем, разучиваем стихотворение с детьми с сообщим недоразвитием речи.
Платонова Н.М.
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района, nademad@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.
В статье описан опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по разучиванию стихотворных текстов на основе опорных рисунков. Указаны игры и упражнения с опорными рисунками, применяемые в коррекционной логопедической работе по разучиванию стихотворений.
Ключевые слова. Дети с ОНР. Заучивание. Опорные рисунки, картинно-графические схемы.
При заучивании стихов в работе с детьми ОНР, опираясь на классическую методику, наиболее эффективным является использование метода иллюстрирования заучиваемого текста, т.к. дети с общим недоразвитием речи, отличаются низким уровнем внимания, сниженной словесной памятью, у данной категории детей отстает в развитии наглядно-образное мышление, наглядно - образная память. Разучивание стихов на основе рисунков, картинно-графических схем позволяет запомнить текст через смысловое соотнесение. В течение учебного года я разделила работу над разучиванием стихотворных текстов с целью автоматизации звуков на несколько этапов.
На первом этапе работы над разучиванием стихотворений использую рисование стихотворного текста или просто текста, которое надо запомнить наизусть (примерно 5месяцев). Детям нравится наблюдать: 1) как взрослый рисует , 2) раскрашивать нарисованный взрослым рисунок к стихотворению, 3) рисовать самому стихотворение, 4) играть в игры с нарисованными картинками по стихотворению. 1. Игра «Расскажи стихотворение по картинкам». Ребенок читает стихотворный текст, ориентируясь на рисунок в тетради. 2. Игра «Разложи по порядку» - взрослый медленно читает стихотворение, ребенок раскладывает стихотворение, соблюдая последовательность содержания. 3.Игра «Собери стихотворение» - ребенок восстанавливает последовательность стихотворного текста по рисункам и рассказывает. Для этих игр стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки - фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, использование рисунков - прием иллюстрирования, на занятиях позволяет детям воспринимать и перерабатывать вербальную информацию, лучше и быстрее запомнить стихотворение, воспроизводить знакомый стихотворный текст.
На втором этапе (примерно 2-3мес.) работы по разучиванию стихотворений, скороговорок, чистоговорок, четверостиший, и текстов с детьми использую картинно-графические схемы стихотворного текста. Более простой вариант рисования в виде символов, простых графических изображений, но более сложный вариант для развития речеслуховой памяти. Нарисованные предметы, графические рисунки должны вызывать ассоциации, образы по содержанию стихотворения. Я подбираю стихотворение, которое легко нарисовать, на каждую строчку или маленькое словосочетание придумываю картинку (изображение, символ), все стихотворение зарисовываю схематически, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю ребенку готовую план - схему, а по мере обучения старшие дошкольники сами придумывают рисунки-символы, передавая только главное в стихотворном тексте. Последовательность работы: 1) Сначала ребенок наблюдает, как взрослый рисует стихотворение; разучивается стихотворение. 2) В дальнейшем ребенок сам картинно-графически изображает заучиваемое стихотворение и вместе с педагогом разучивается словесный материал. На этом этапе работы по стихотворению можно использовать комбинированное изображение – предмет и символ. Такие графические изображения предметов и простые рисунки предметов позволяют легко и быстро запоминать стихотворение наизусть. Используются следующие игры: 1. «Путаница.» Нарушается последовательность слов - картинок в строчке, а ребенок восстанавливает порядок. 2. «Найти лишнюю картинку». Все картинки перемешиваются. Ребенок находит лишнюю картинку. Данные игры используется тогда, когда ребенок хорошо знает стихотворение.
На третьем этапе (1- 2мес.) работы над стихотворениями беру схематическое изображение в виде черточек - линий: одно слово - одна линия, т.е. графически записывается стихотворение сначала взрослым, затем сам ребенок «пишет» стихотворение. Этот метод применяется только с детьми старшего дошкольного возраста. 1.Игра «Повтори сам» - предлагается детям самостоятельно записать короткое стихотворение. 2. В игре «Исправь мою ошибку» намеренно допускается ошибка в графическом обозначении количества слов в строчке четверостишия. Ребенок считает количество слов, вспоминает слова и исправляет ошибки. Игра используется только со знакомыми стихотворными текстами.
Рисунки, картинно - графические схемы к стихотворениям отражаются в тетрадях для домашних заданий, чтобы дома дети повторяли, запоминали и с радостью рассказывали своим близким людям.
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к стихам даже при их многократном повторении, увлекает детей, превращает занятие в игру. Дети хорошо понимают стихотворение, осмысленно запоминают, повышается эффективность заучивания стихов: сокращается время заучивания стихов, увеличивается длительность запоминания стихов, появляется желание ребенка самостоятельно воспроизвести стихотворение. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок - иллюстраций позволяют сократить временные затраты со стороны детей, родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы. Вышесказанные приемы мнемотехнического метода заучивания стихотворений нравятся, и детям, и родителям, позволяют детям легко запомнить даже сложные стихотворения.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под общей редакцией Л.В.Лопатиной. М, 2014.- 445с.
- А.А. Гуськова Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет на материале стихотворений о природе. Волгоград: Учитель, 2011.- 189с.
- Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Санкт-Петербург: Нева, 2005. – 265с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Д.- Пресс, 2010. – 64с.
- Учимся рисовать животные. Санкт-Петербург: Стрекоза, 2015. – 16с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи
Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»
В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
Как разучивать стихотворения с детьми.
О стихах...
Выступление на педагогическом часе: Игры в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Коррекционная работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи, нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях....
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...