Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: « В стране шумов и звуков».
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.
Коррекционно-образовательные задачи:
· формирование у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
Коррекционно-развивающие задачи:
· развитие речи, внимания и памяти детей;
· развитие слухового внимания; фонематического восприятия детей;
· развитие общей и мелкой моторики у детей;
· развитие мимической, лицевой мускулатуры;
Коррекционно-воспитательные задачи:
· воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.
Оборудование:
Мяч, пакет, мел, бумага, книга, чашка, ложка; мягкие игрушки: мишка, заяц, кот; барабан, погремушка, бубен; раздаточный материал для детей: по 2 круга красного и зеленого цвета; повязка, музыка Э. Артемьева.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Логопед в одежде бабушки-загадушки ведёт занятие. Здоровается с ребятами.
-Здраствуйте, ребята!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Меня зовут бабушка- загадушка! Почему меня так назвали?
Ответы детей.
II.Развитие слухового внимания.
Фонематического восприятия.
1.Чтение стихотворения «Тишина» Р. Сеф.
Слушай,
Что это звенит?
Может быть,
Ползет в зенит
Реактивный самолет?
Сам летит
И сам поет?
Может быть
Мохнатый жук
Только что
Покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно –
Вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка…
-Скажите, что же так может звенеть?
После ответов ребят даётся концовка стихотворения:
«Вслушайся: Звенит одна
В целом мире тишина».
Послушайте, наверное, мы попали в страну Тишины? Потемнело вдруг.
Дети надевают повязки.
-Тишину нарушили разные звуки и шумы. Угадайте, что же это за звуки и шумы?
2.Д/и « Что ты слышишь?».
Дети с закрытыми глазами должны определить характер шумов и звуков; отгадать и назвать действия.
Логопед (бабушка-загадушка) производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке, шуршит пакетом, переливает воду, перелистывает страницы книги, пишет мелом на доске, ударяет мячом об пол и т.д.
-Молодцы, ребята!
-Вслушайтесь, теперь закапал дождь (услышали?), и резко завыла сирена.
-Скажите, какой звук для вас приятнее и почему?
Вдруг постепенно стало светлеть.
Можно снять повязки.
3. Релаксационное упражнение. Развитие мелкой моторики рук.
-Прошёл дождь, и выглянуло солнышко. А вокруг столько разных звуков! Зарисуйте в своих альбомах нежный и грубый звук ( под музыку Э. Артемьева).
4. Физкульминутка.
«Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям).
-Молодцы, ребята!
5. Д/И « Кто пришёл, что принёс».
Бабушка-загадушка сажает за стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном.
После этого бабушка-загадушка предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. За ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.
-Молодцы, ребята!
6. Д/и « Просьба».
Бабушка-загадушка предлагает поиграть с ней в игру, которая называется
«ПРОСЬБА».
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА».
-Просьба, поднимите руки вверх.
-Руки вниз.
-Просьба, руки в стороны.
-Руки вперёд.
-Присядь.
-Просьба, встань.
-Просьба, попрыгай на одной ноге.
-Просьба, покружись.
-просьба, похлопай в ладоши.
-Опусти руки.
-Просьба, топни правой ногой.
-А теперь левой.
-Сделай наклоны головой вправо и влево.
-Просьба, присядь.
-Встань.
-Поставь руки на пояс и прыгай.
-Остановись!
-Молодцы. Ребята!
7. Самомассаж мышц лица, губ.
Бабушка- загадушка, предлагает детям сесть на ковёр по-турецки, закрыть глазки под пение птиц и отдохнуть. Далее, предлагается пожалеть, помассировать наше личико.
Лоб погладили мы нежно
И расслабились прилежно.
Расположить ладони обеих рук в области головы, на лбу, соединить пальцы в корзиночку, и затем погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
Умываюсь я всегда,
Вот какая чистота!
Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,
к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
И поглажу лоб,Чтоб он хмуриться не мог
Поглаживание лба от центра к вискам.
Как погладить лобик нам
Не сдвигая кожу там.
Круговые растирание от середины лба к вискам.
Постучали пальчики,
Как на барабанчике.
Легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.
Мы по складочкам пройдем,
Все морщинки уберем.
Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым линиям.
Щечки крепко разомнем –
Рисовать там круг начнем.
Круговое разминание щек, начиная от жевательных мышц к уголкам рта.
-Молодцы, ребята!
8. Д/и «Бывает - не бывает».
Бабушка-загадушка предлагает поиграть в игру.
-Если действия (или явления), названные мною, могут происходить в реальной жизни («бывает»), вы-приседаете, если не могут происходить («не бывает»), стоите на месте.
-Корова летает.
-Воробей чирикает.
-Курица даёт молоко.
-Кукушка ловит кошку.
-Лошадь спит в берлоге.
-Папа старше сына.
-Мама моложе дочки.
-Жираф ударил тигра своим рогом.
-На плите стоит миска.
-В холодильнике жарится яичница.
-У кошки родились утята.
-Муравей тащит бревно.
-Молодцы, ребята!
9.Д/и « Верно или нет».
Бабушка-загадушка раздаёт детям по 2 кружка (красному и зелёному) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный кружок, если неправильное-красный. Затем выставляет картинки на которой нарисованы: БАНАН, КЛЕТКА и громко, чётко произносит звукосочетания БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ДАВАН, БАНАН и т.п.
Дети поднимают соответствующие кружки. Бабушка-загадушка следит за правильностью реакции детей.
10. Итог занятия.
Оценивается деятельность детей.
Бабушка-загадушка говорит о том, что ей очень понравилось играть с детьми.
-Ребята, вы умные, весёлые, добрые. За вашу находчивость и умение слушать бабушку –загадушку, дарю каждому из вас золотую медаль. До свидания ребята, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»
Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...
Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»
Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...
Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности коррекционной направленности по формированию фонетико – фонематической стороны речи Тема: «автоматизация звука [ Л ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»
конспект по автоматизации звука Л в словах, фразах, предложениях...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)
Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...
Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л
Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л Цели занятия 1. Коррекционно – образовательные: - Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки- Закрепить умение на слух оп...