Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Занятие 22. Звук и буква С

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—   познакомить детей со звуком и буквой С;

—   научить характеризовать его по акустиче­ским и артикуляционным признакам;

— познакомить с понятием «предложение».

Коррекционно-развивающие:

—   упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

—   упражнять в звуковом анализе слов, состоя­щих из трех звуков;

—   развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение следить за пра­вильным произношением зву­ков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии ко­торых присутствует звук С; буква С, дидакти­ческое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выклады­вания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вспомнить картинки, в названии которых звук Т находится в начале слова, в конце слова.

 

2. Развитие общей моторики. «Пришла весна».

Ушла зима, пришла весна,

Дети выполняют ходьбу по кругу.

Нас очень радует она!

Останавливаются и хлопают в ладоши.

Небо синеет и солнышко греет.

Сводят и разводят руки над головой.

Подснежник цветёт

И трава зеленеет.

(Н. Метельская)

Показывают цветок.

 

3. Развитие мелкой моторики. «Весна».

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Ходят пальчиками по сто­лу.

Рассыпала подснежники,

Руки на столе ладонями вниз.

Посеяла траву.

Раздвигают — сдвигают пальцы.

Теперь зовет со всех концов

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Гусей, стрижей и аистов,

 Кукушек и скворцов.

Загибают по одному паль­чику на каждой руке.

 

4.   Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

 

5.   Развитие мимических мышц.
Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках.

 

6.   Развитие артикуляционной моторики.

- Двери настежь распахни, сказка ждёт на впереди. (Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.)

- Фея улыбается, сказка начинается. (Растянуть губы в улыбку, показать все зубы.)

Трубачи вовсю трубите! Всех на бал вы созовите! (Вытянуть губы вперёд в виде трубы.)

Из большущей тыквы этой будет Золушке карета! (Надуть щёчки, удерживать воздух внутри полости рта в течение 3-5 секунд.)

Посмотрите – царь Кощей исхудал совсем злодей! (Втянуть щёчки между зубами в полость рта, губы сомкнуты. Удерживать такое положение в течение 3-5 секунд.)

Наш ковёр-самолёт отправляется в полёт. (Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3-5 секунд.)

 

7.   Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить три раза.

Работа над голосом: спеть звуком А знакомую песенку.

 

8.   Объявление темы занятия.

Логопед: Рассмотрите картинку. Насос выпуска­ет воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с.) С этим звуком мы сегодня познакомимся.

 

9.   Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что вы можете ска­зать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик язы­ка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) При­ложите руку к горлышку и скажите, оно вибриру­ет? (Нет.) Значит, звук С какой? (Глухой.)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука С.

 

10.Связь звука и буквы. На доске буква С.

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С,

Следы коня.

Е. Тарлапан

 

11. Развитие фонематического слуха.

«Повтори чистоговорки»:

Аса-аса-аса – колбаса и касса;

Осы-осы-осы – волосы и косы;

Усы-усы-усы – автобусы и бусы;

Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.

Дополнить строки словами, подходящими по рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (Сбежал, ушел, ускакал.)

Сел в машину черный пес.

У него в чернилах... (Лапа, шея, нос.)

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок —

Приземляйся на носок.

 

12.Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристи­ка слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

 

13.Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова осы. Логопед выкладывает на доску картинку с изображением ос, просит детей назвать нарисованный предмет.

Логопед: А сейчас мы выполним совсем новое за­дание. На прошлых занятиях мы учились анали­зировать слоги и выкладывать схему, а сегодня по­пробуем проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Логопед утрированно произносит звуки, составляю­щие слово осы. Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и обозначают соответствующим цветом. На данном этапе целесообразно выкладывать цветную фишку после того, как будет выполнен анализ звука. Предложить выкладывать схему после анализа всего слова можно будет тогда, когда дети начнут сво­бодно выполнять звуковой анализ слов из трех звуков.

 

14. Закрепление звука в предложениях.

Логопед: Вспомните перелетных птиц, в назва­нии которых есть звук С. (Скворец, ласточка и т.д.)

Составление предложений с этими словами, после­дующий анализ и выкладывание графической схемы.

 

15. Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком С.

Вот со звуком С считалка:

Сад, песок, совок, скакалка.

Мячик скок, скок, скок,

Скок по саду на песок,

На совок и на скакалку –

Очень быстрая считалка.

 

16.Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакоми­лись? Какой это звук? О каких перелетных птицах мы говорили на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква С.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой С;
  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

— познакомить с понятием «предложение».

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук С; буква С, дидактическое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вспомнить картинки, в названии которых звук Т находится в начале слова, в конце слова.

2. Развитие общей моторики. «Пришла весна».

Ушла зима, пришла весна,

Дети выполняют ходьбу по кругу.

Нас очень радует она!

Останавливаются и хлопают в ладоши.

Небо синеет и солнышко греет.

Сводят и разводят руки над головой.

Подснежник цветёт

И трава зеленеет.

(Н. Метельская)

Показывают цветок.

3. Развитие мелкой моторики. «Весна».

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Ходят пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники,

Руки на столе ладонями вниз.

Посеяла траву.

Раздвигают — сдвигают пальцы.

Теперь зовет со всех концов

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Гусей, стрижей и аистов,

 Кукушек и скворцов.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

4.        Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

5.        Развитие мимических мышц.
Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках.

6.        Развитие артикуляционной моторики.

- Двери настежь распахни, сказка ждёт на впереди. (Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.)

- Фея улыбается, сказка начинается. (Растянуть губы в улыбку, показать все зубы.)

Трубачи вовсю трубите! Всех на бал вы созовите! (Вытянуть губы вперёд в виде трубы.)

Из большущей тыквы этой будет Золушке карета! (Надуть щёчки, удерживать воздух внутри полости рта в течение 3-5 секунд.)

Посмотрите – царь Кощей исхудал совсем злодей! (Втянуть щёчки между зубами в полость рта, губы сомкнуты. Удерживать такое положение в течение 3-5 секунд.)

Наш ковёр-самолёт отправляется в полёт. (Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3-5 секунд.)

7.        Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить три раза.

Работа над голосом: спеть звуком А знакомую песенку.

8.        Объявление темы занятия.

Логопед: Рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с.) С этим звуком мы сегодня познакомимся.

9.        Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что вы можете сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (Нет.) Значит, звук С какой? (Глухой.)

По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука С.

10.Связь звука и буквы. На доске буква С.

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С,

Следы коня.

Е. Тарлапан

11. Развитие фонематического слуха.

«Повтори чистоговорки»:

Аса-аса-аса – колбаса и касса;

Осы-осы-осы – волосы и косы;

Усы-усы-усы – автобусы и бусы;

Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.

Дополнить строки словами, подходящими по рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (Сбежал, ушел, ускакал.)

Сел в машину черный пес.

У него в чернилах... (Лапа, шея, нос.)

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок —

Приземляйся на носок.

12.Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

13.Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова осы. Логопед выкладывает на доску картинку с изображением ос, просит детей назвать нарисованный предмет.

Логопед: А сейчас мы выполним совсем новое задание. На прошлых занятиях мы учились анализировать слоги и выкладывать схему, а сегодня попробуем проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Логопед утрированно произносит звуки, составляющие слово осы. Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и обозначают соответствующим цветом. На данном этапе целесообразно выкладывать цветную фишку после того, как будет выполнен анализ звука. Предложить выкладывать схему после анализа всего слова можно будет тогда, когда дети начнут свободно выполнять звуковой анализ слов из трех звуков.

14. Закрепление звука в предложениях.

Логопед: Вспомните перелетных птиц, в названии которых есть звук С. (Скворец, ласточка и т.д.)

Составление предложений с этими словами, последующий анализ и выкладывание графической схемы.

15. Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком С.

Вот со звуком С считалка:

Сад, песок, совок, скакалка.

Мячик скок, скок, скок,

Скок по саду на песок,

На совок и на скакалку –

Очень быстрая считалка.

16.Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? О каких перелетных птицах мы говорили на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...