Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Назаренко Оксана Олеговна

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.

Задачи:

Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];

правила о гласных звуках.

Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.

Развитие творческого воображения.

Воспитание самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zvukov_-_starshaya.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.

Задачи:

Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];

правила о гласных звуках.

Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.

Развитие творческого воображения.

Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

Мягкая игрушка «Колобок», мягкий браслет красного цвета на каждого ребёнка; дидактическое пособие «Волшебный коврик»; предметные и сюжетные картинки; символы для заучивания стихотворений, сопровождающих самомассаж лица; «Сказочный сундучок»; демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; буквы разрезной азбуки; дидактическое пособие «Гусеничка-умничка»; фишки для звукового анализа; «письма»: снежинки из цветного картона; «снежинки» из цветного картона; «слоговые дорожки» из 1; 2; 3; 4 снежинок; магнитная доска.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: - Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну гласных звуков.

Чтобы туда попасть, мы наденем на левую руку красный браслет. Почему?

Логопед:- А как мы узнаем гласные звуки?

Психогимнастика.

Логопед: - Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно, мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.

Упражнения:

Улыбка-дудочка, Качели, Часики, Лошадка        

Самомассаж лица с опорой на символы.

Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим  подсказкам.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Карточка 2. Рисунок: дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движения.

Карточка 3. Рисунок: зигзаг.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Будут розовыми щёчки:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Зигзагообразные движения.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Дыхательная гимнастика

Выполнение упражнения «Буря в стакане».

Начало путешествия.

Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через зимний лес.

А теперь - в путь!

Дети под музыку идут по группе «змейкой».

Логопед: - Ребята, кто это сидит на пеньке?

 Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём  Колобка с собой!

Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве? (на дереве красные кружочки)

 Логопед прикрепляет символы на доску.

Логопед: - Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный  сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

Звукобуквенный анализ.

Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?

 Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].

Какие  это звуки?

Какими фишками мы их обозначим?

Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.

Логопед выкладывает фишки на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Логопед выкладывает буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом  ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Как кричит ослик?

Звукобуквенный анализ «ИА»  выполняют все дети  на индивидуальных ковриках самостоятельно.

Самоконтроль.

Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё  верно – положите на свой коврик снежинку.

- Смотрите сколько снежинок получилось, предлагаю показать колобку как мы умеем двигаться под стихотворение снежинки

Физкультминутка «Снежинки»

Кружатся снежинки           

В воздухе морозном            

дети кружатся на носочках

Падают на землю                  

Кружевные звёзды

медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок

Вот одна упала

На мою ладошку.        

встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку

Ой, не тай, снежинка,  

Подожди немножко.            

бережно прикрывают снежинку,   на ладони другой ладошкой

Логопед:- Колобок говорит, что за нашей доской  кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.

(Сели на места).

Игра с Гусеничкой.

Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук  в начале слова положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.+

Гусеничкины письма.

Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам  пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на снежинках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.

Работа с предложением.

Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?

Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ о зиме, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Ёлка  упала с шишки.  – Шишка упала с ёлки.

Ветка сидит на воробье.  – Воробей сидит на ветке.

Крыша свисает с сосульки.–Сосулька свисает с крыши.

Колобок: - Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Слоговые дорожки.

На маленьком отдельном столике лежат предметные картинки. Дети по очереди берут предметную картинку,  проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.

До свидания!

Итог занятия.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы на тему «Детский сад и группа. Профессии работников детского сада»....

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".

Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»

Открытое занятие  по формированию лексико-грамматической стороны речи  в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...