Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.
Задачи:
Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];
правила о гласных звуках.
Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
Развитие творческого воображения.
Воспитание самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_zvukov_-_starshaya.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»
Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.
Задачи:
Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];
правила о гласных звуках.
Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
Развитие творческого воображения.
Воспитание самостоятельности.
Оборудование:
Мягкая игрушка «Колобок», мягкий браслет красного цвета на каждого ребёнка; дидактическое пособие «Волшебный коврик»; предметные и сюжетные картинки; символы для заучивания стихотворений, сопровождающих самомассаж лица; «Сказочный сундучок»; демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; буквы разрезной азбуки; дидактическое пособие «Гусеничка-умничка»; фишки для звукового анализа; «письма»: снежинки из цветного картона; «снежинки» из цветного картона; «слоговые дорожки» из 1; 2; 3; 4 снежинок; магнитная доска.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: - Сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну гласных звуков.
Чтобы туда попасть, мы наденем на левую руку красный браслет. Почему?
Логопед:- А как мы узнаем гласные звуки?
Психогимнастика.
Логопед: - Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно, мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.
Упражнения:
Улыбка-дудочка, Качели, Часики, Лошадка
Самомассаж лица с опорой на символы.
Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.
Карточка 1. Рисунок: солнышко.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиком провело
И погладило.
Поглаживающие движения.
Карточка 2. Рисунок: дождик.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Постукивающие движения.
Карточка 3. Рисунок: зигзаг.
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Будут розовыми щёчки:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Зигзагообразные движения.
Карточка 1. Рисунок: солнышко.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиком провело
И погладило.
Поглаживающие движения.
Дыхательная гимнастика
Выполнение упражнения «Буря в стакане».
Начало путешествия.
Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через зимний лес.
А теперь - в путь!
Дети под музыку идут по группе «змейкой».
Логопед: - Ребята, кто это сидит на пеньке?
Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!
Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве? (на дереве красные кружочки)
Логопед прикрепляет символы на доску.
Логопед: - Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.
Звукобуквенный анализ.
Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].
Какие это звуки?
Какими фишками мы их обозначим?
Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.
Логопед выкладывает фишки на доске, дети – на индивидуальных ковриках.
Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).
Логопед выкладывает буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?
Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед выставляет картинку «ослик».
Логопед:- Как кричит ослик?
Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.
Самоконтроль.
Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик снежинку.
- Смотрите сколько снежинок получилось, предлагаю показать колобку как мы умеем двигаться под стихотворение снежинки
Физкультминутка «Снежинки»
Кружатся снежинки В воздухе морозном | дети кружатся на носочках |
Падают на землю Кружевные звёзды | медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок |
Вот одна упала На мою ладошку. | встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку |
Ой, не тай, снежинка, Подожди немножко. | бережно прикрывают снежинку, на ладони другой ладошкой |
Логопед:- Колобок говорит, что за нашей доской кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.
(Сели на места).
Игра с Гусеничкой.
Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.+
Гусеничкины письма.
Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на снежинках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.
Работа с предложением.
Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?
Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ о зиме, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?
Ёлка упала с шишки. – Шишка упала с ёлки.
Ветка сидит на воробье. – Воробей сидит на ветке.
Крыша свисает с сосульки.–Сосулька свисает с крыши.
Колобок: - Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.
Слоговые дорожки.
На маленьком отдельном столике лежат предметные картинки. Дети по очереди берут предметную картинку, проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.
Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.
До свидания!
Итог занятия.
Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"
Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О», соотносить их с символами и графическим обозначением....
Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа) учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....
Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме " Детский сад. Профессии работников детского сада" для детей 5- 6 лет....
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы на тему «Детский сад и группа. Профессии работников детского сада»....
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".
Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»
Открытое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для фор...