Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.
Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhden10.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
города Сорочинска Оренбургской области
Конспект подгруппового логопедического занятия
по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи
в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии.
Тема: «Звук и буква [Р]»
Подготовила :
учитель – логопед Мелехина О.Н.
2024 г
Тема: «Звук и буква [Р]»
Цель. Автоматизация звука [Р] у детей посредством использования кейс-технологии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять формирование артикуляционного аппарата за логопедом и самостоятельно в произношении в слогах, словах, предложениях. Формировать произносительную сторону речи.
- Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков [Р], [Рь] в устной речи.
- Закреплять артикуляционную характеристику звуков [Р] [Рь].
- Знакомить с графическим образом буквы Р.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать дыхание, вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.
- Развивать внимание, память, фразовую речь.
- Развивать творческие способности детей.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать осознание необходимости логопедических занятий, целеустремленность, самоконтроль.
Оборудование: Чемодан, ноутбук, зеркала, картотека артикуляционной гимнастики, картинки, массажные мячики, аэробол, султанчики, ватные шарики, чайные чашки, воздушные шарики -4 шт., кубики с картинками, тигр с тигренком, буква Р, фломастеры.
Ход занятия
- Организационный момент
Приветствие: Ребята, посмотрите к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас играть,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг-другу не мешать!
Внятно, четко говорить,
Не вертеться не шалить.
Смотрите, ребята!!!
Кто-то вот доставил нам,
Настоящий чемодан!
Почему такой красивый?
Как же разгадать, что там?
– Ребята, послушайте и скажите, что это звучит, на что похожи эти звуки? (Звучат звуки: мотор мотоцикла, рычание собаки.)
- А какой -нибудь речевой звук напоминает гудение мотоцикла, рычание собаки?
– Звук Р
– Правильно звук Р.
- Наверное, пора открыть этот загадочный чемодан. Ребята, вам не кажется что там что-то связано с этим звуком…
Смотрите, да здесь настоящий праздник «День рождения Р».
Звук Р – Именинник, но он хочет не только отпраздновать свой день рождения, но и вспомнить как он появился, ведь год назад вы еще не умели произносить звук [Р] и «рычать». А еще Р мечтает получить праздничный наряд. И я думаю на Дне рождения будет весело. Но мне кажется все не так просто, здесь лежат какие-то загадочные картинки и нам придется разгадать эти послания-задания.
- Основная часть (проблемная ситуация – картинка, на которой дети стоят с высунутыми языками).
- Артикуляционная гимнастика.
- Ребята , посмотрите на эту картинку и скажите можно ли так, делать, если можно, то когда, где и для чего?»
- Ответы детей: так можно делать в кабинете логопеда, когда мы делаем артикуляционную гимнастику.
- Ребята посмотрите на картинки и выберите только те упражнения помогли вам научиться правильно произносить звук [Р].
– Сейчас давайте выполним Артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Вкусное варенье» – широким краем языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Грибок» – присосать язык к небу, рот широко открыт, тянуть подъязычную связку.
Держим – в таком положении, счет до 7ми.
«Дятел» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
- Развитие речевого дыхания.
– Ребята, а что мы еще тренировали, чтобы получить правильный звук.
Дети: речевое дыхание.
- Сейчас, вам необходимо самим выбрать в чемоданчике те предметы, которые необходимы для развития речевого дыхания.
- Как называются эти упражнения? ( «Аэробол», «Загони снежок в ворота» через трубочку и без нее, «Подуй чай», «Султанчики»).
- Давайте выполним эти упражнения.
- Развитие мелкой моторики
– Ребята, давайте посмотрим в наш волшебный чемоданчик и подумаем, зарядку чего мы еще не делали? (дети берут массажные мячики из чемоданчика)
– Зарядку для пальчиков.
Упражнение «Ежик» (выполняют массаж ладоней и пальцев рук, одновременно проговаривая слова).
Вот колючий мячик ежик
Нет ни ручек и не ножек
Покатаем мяч немножко,
А потом сожмем в ладошке.
– А сейчас проговорите слова еще раз, послушайте себя, не встречается ли там звук, над которым мы работаем, чей день рождения сегодня отмечаем.
Вот мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.
– РРРРРРРРРРРРРР
4. Анализ артикуляции звука ребенком :
Губы улыбаются, рот широко открыт, широкий кончик языка поднят за верхние зубки. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка дрожит. Горлышко работает.
- Характеристика звука.
– Гласный или согласный звук? (Согласный, так как мешает «петь» язык)
– Звонкий или глухой звук? (Звонкий, так как в горлышке работает «голосовой моторчик»)
– Звук твердый или мягкий? (твердый).
- Игра «Большой – маленький» – «Тигр -Тигренок» (характеристика звуков [Р], [Рь]).
- Посмотрите на картинке, кто на ней изображен?
- Правильно, это тигр.
– А как он рычит?
- Молодцы! Вы произнесли звук [Р], правильно, громко.
- Посмотрите, что сейчас я нашла в чемоданчике, там кто-то тихонечко зарычал и я увидела маленького тигренка. Значит звук можно произносить еще и мягко, ласково.
- Давайте порычим как тигренок тихо
А сейчас поиграем: Я буду тигрицей и рычать буду по-взрослому, а вы будете тигрята и рычать будете как маленькие тигрятки, вы будете превращать твердые звуки в мягкие.
Ра-ра-ра – Ря-ря-ря,
Ро-ро-ро – Ре-ре-ре
Ру-ру-ру – Рю-рю-рю
Ры-ры-ры – Ри-ри-ри
- Игра – физкультминутка: «Топни -хлопни»
_ Сейчас мы с вами поиграем в игру « Топни-хлопни»
Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, если вы в слове услышите звук [Р], хлопайте, а если звук [Рь] – топайте.
- Игра «Чаепитие» Найди место звука в слове.
Ребята, звук Р говорит о том, что пора перейти к чаепитию, и он приготовил для нас красивые чайные чашки, и много кусочков сахара.
Кусочки эти необыкновенные, на каждом из них есть картинка (как бывает на конфетах, вы знаете), так вот вам нужно рассмотреть картинку и, подумать есть ли в названии звук Р, и где он находится в слове: в начале , середине или в конце. В соответствии с этим правилом положить кусочек сахара в нужную чашку.
- «Подарок от меня». Буква Р и ее праздничный наряд.
Ребята, в нашем чемоданчике есть еще какие-то картинки, что бы они могли обозначать?
– Это буквы Р.
-Почему они здесь лежат?
-Потому что, звук р на письме обозначается буквой Р.
А-а-а, тогда, я кажется догадываюсь, зачем они здесь. Наш Р мечтал о праздничном наряде.
И ведь действительно, какой День рождения без подарков. Вот мы сейчас подарим праздничный наряд. Узор вы можете выбрать по своему желанию.
- Лиза какой наряд ты выберешь для украшения?
– Я подарю букве Р наряд в полоску.
– Я подарю букве Р рубашку в горошек.
– Я подарю букве Р сарафан в крапинку.
- Итог занятия. Рефлексия
Ну вот ребята, Звук [Р] и буква Р, благодарят нас за веселый праздник. За подарки. Им уже пора идти с чемоданчиком и радовать других детей. Но от нас звук Р не уходит, он теперь с нами будет всегда. Он просто спрашивает, что больше всего понравилось из того, чем занимались? Может с какими то заданиями вы не справились?
- Посмотрите ребята перед вами лежат шарики. Если вы справились со всеми заданиями и у вас все получилось, то выбираете шарик зеленого цвета. Если у вас что – то не получилось и вам не понравилось занятие, то выбираете шарик красного цвета.
- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось как вы работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях".
Цель: Продолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:...
Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)
Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Шипелочки». (Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).
Подгрупповые занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых недостатков воспитанников с ОВЗ....
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах и предложениях".
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Космическое путешествие"....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с использованием песка» с ребенком 5 лет
Конспект индивидуального логопедического занятия«Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с использованием песка»с ребенком 5 лет...