Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и фразовой речи для детей 5 лет имеющим стёртую форму дизартрии, (ОНР- III уровень речевого развития)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Митрофанова Ольга Викторовна

Конспект индивидуального лопопедического занятия для детей 5 лет. Применимо для работы  с детьми для постановки и автоматизации звука Ш.

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и фразовой речи.

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

- Закреплять акустический и произносительный образ звука [Ш];

- Закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] в  словах и фразовой речи;

- Развивать умение делить слова на слоги и определять место звука [Ш] в словах.

 2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

-Длительного плавного выдоха;

-Зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;

 -Фонематических преставлений,

- Мелкой и общей моторики.

3. Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к индивидуальным занятиям, а так же доброжелательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль;

- Усидчивость и внимание при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx58.92 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в  словах и фразовой речи для детей 5 лет имеющим стёртую форму дизартрии, (ОНР- III уровень речевого развития)

                                                          Подготовила: учитель-логопед

Митрофанова Ольга Викторовна

                                                                      

                                               

                                           г. Балашов 2024 г.

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и фразовой речи.

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

- Закреплять акустический и произносительный образ звука [Ш];

- Закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] в  словах и фразовой речи;

- Развивать умение делить слова на слоги и определять место звука [Ш] в словах.

 2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

-Длительного плавного выдоха;

-Зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;

 -Фонематических преставлений,

- Мелкой и общей моторики.

3. Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к индивидуальным занятиям, а так же доброжелательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль;

- Усидчивость и внимание при выполнении заданий.

Оборудование: картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, символ звука [Ш], дидактическая игрушка – лягушка, предметные картинки для автоматизации звука [Ш], емкость с водой и пенопластовые шарики, для выполнения дыхательной гимнастики, дидактическая игра: «Найди ключ от королевства».

Предварительная работа: Разучивание игры «Воздушный шар».


                                                   

Ход ОД

Деятельность учителя-логопеда

            Деятельность ребёнка

I. Вводная часть.

    1.Приветствие

 Учитель-логопед: Здравствуй!

Я рада тебя видеть!  Садись удобно, спину не забывай держать прямо.

Постановка цели занятия.

Учитель – логопед: Сегодня мы с тобой продолжаем работать над твоей красивой речью. Будем правильно  произносить звук [Ш].

Для этого разогреем твой язычок и выполним артикуляционную гимнастику. А поможет нам в этом наша давняя подружка -  лягушка- хохотушка! Будь внимательным, старайся не делать ошибок!

Ребёнок: (здоровается)

                                              II. Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам,

Мы потянем – перестанем,

И нисколько не устанем

2. «Хоботок»

 Подражаю я слону!

Губы хоботом тяну.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем

3. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенье - объеденье!

4. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.


5. «Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

6. «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

3. Упражнение на развитие силы голоса «Скажи, как лягушка!»

Учитель – логопед: Давай спросим у лягушки, понравилось ли ей играть с нами?

Учитель – логопед: Как лягушка нам ответила?

Учитель – логопед: Что-то не очень наша гостья довольна! Тога я предлагаю  еще поиграть. Ну, что продолжаем?

4. Пальчиковая игра  «Лягушка».
- Ха – ха – ха - мы две лягушки!

- Две квакушки говорушки,

- Прыгаем с кувшинок в воду!

 - Не страшна нам непогода!

- Мошек ловим ловко вместе,

- Жизни нет для нас чудесней!

- Умываемся мы каплей,

- Прячемся вдвоем от цапли!

5. Дыхательная гимнастика «Помоги лягушонку»

Учитель – логопед: Что - то мы совсем заигрались и не заметили, как быстро пролетело время. Нашей гостье пора возвращаться в свой прудик. Но посмотри, что с ним случилось. Первый снег мешает ей вернуться домой. Давай попробуем убрать эти маленькие снежинки с поверхности пруда пока он окончательно не замерз.

Учитель – логопед предлагает ребенку емкость с водой на поверхности которой пенопластовые шарики, имитирующие снег.

Учитель – логопед: А теперь давай с тобой вместе подуем.

Учитель – логопед дает инструкцию по выполнению дыхательного упражнения для ребенка: сядем ровно, спина прямая, плечи не поднимаем, щеки не надуваем.

Учитель – логопед: Вдыхаем через нос. Вытягиваем губы трубочкой. И дуем через рот. Старайся дуть как можно дольше. Ребенок выполняет дыхательную гимнастику. (Выполняют 3 раза)

Учитель – логопед: Какой ты молодец! Ты справился с заданием!!! И помог лягушонку вернуться домой. Ну а мы поиграем с тобой еще!

6. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

Учитель – логопед: Давай вспомним, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Ш]:

1. губы округлены и слега вытянуты вперёд;

2. зубы сближены;

3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует с ними щель;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. воздушная струя идет через рот.

6. голосовые складки не напряжены, голос не звучит.

Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки». (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

Учитель – логопед: Давай ещё раз повторим! Молодец!

7. Изолированное произношение звука [Ш]

Учитель – логопед: А теперь закрепим произношение этого звука в игре «Воздушный шар».

8. Игра «Воздушный шар»

Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!».

9. Игра «Договори слово»

Учитель – логопед: Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш).

10. Работа по формированию фонематического слуха

Учитель – логопед: Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]:

«стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка»

11. Дидактическая игра

 «Найди ключ от королевства» (автоматизация звука ш в словах, определение места звука в слове)

Учитель – логопед: ты отлично справился со всеми заданиями! И у тебя осталось только одно задание!

В нем необходимо передвинуть фишку и назвать слово, а затем определить местоположение звука [ш], отхлопать количество слогов в слове.

  (выполняет сидя перед зеркалом)

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).

- Ква, тихо ответила лягушка.

Ребёнок:  она квакнула тихо.

Ребёнок: да!

Ребёнок: слушает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики.

Ребёнок: выполняет упражнение на дыхание 5 раз.

Ребенок: поднимает язык «чашечкой». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Повторяет 5 раз.

Ребенок: стоит, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. По сигналу логопеда он разрывает руки и присаживается на корточки, произносит звук: [ш]. Игра повторяется несколько раз. 

Ребенок: сначала добавляет нужный звук [ш], а затем повторяет получившееся слово целиком.

Ребенок: выполняет задание.

Ребенок: выполняет задание.

                                           III. Заключительная часть.

12. Рефлексия

Учитель – логопед:  Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»). 

13. Оценка речевой деятельности ребенка

Учитель-логопед:

Ты молодец! Поработал  сегодня очень хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в речи

Игры и упражнения по автоматизации  звука Л в слогах и словах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи.

Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах,  фразовой речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука  Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет. Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Тренировать ...