Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и фразовой речи для детей 5 лет имеющим стёртую форму дизартрии, (ОНР- III уровень речевого развития)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального лопопедического занятия для детей 5 лет. Применимо для работы с детьми для постановки и автоматизации звука Ш.
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и фразовой речи.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- Закреплять акустический и произносительный образ звука [Ш];
- Закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] в словах и фразовой речи;
- Развивать умение делить слова на слоги и определять место звука [Ш] в словах.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-Длительного плавного выдоха;
-Зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
-Фонематических преставлений,
- Мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к индивидуальным занятиям, а так же доброжелательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль;
- Усидчивость и внимание при выполнении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 58.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Саратовская область, город Балашов Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
|
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и фразовой речи для детей 5 лет имеющим стёртую форму дизартрии, (ОНР- III уровень речевого развития)
Подготовила: учитель-логопед
Митрофанова Ольга Викторовна
г. Балашов 2024 г.
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и фразовой речи.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- Закреплять акустический и произносительный образ звука [Ш];
- Закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] в словах и фразовой речи;
- Развивать умение делить слова на слоги и определять место звука [Ш] в словах.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-Длительного плавного выдоха;
-Зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
-Фонематических преставлений,
- Мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к индивидуальным занятиям, а так же доброжелательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль;
- Усидчивость и внимание при выполнении заданий.
Оборудование: картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, символ звука [Ш], дидактическая игрушка – лягушка, предметные картинки для автоматизации звука [Ш], емкость с водой и пенопластовые шарики, для выполнения дыхательной гимнастики, дидактическая игра: «Найди ключ от королевства».
Предварительная работа: Разучивание игры «Воздушный шар».
Ход ОД
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность ребёнка |
I. Вводная часть.
1.Приветствие Учитель-логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Садись удобно, спину не забывай держать прямо. Постановка цели занятия. Учитель – логопед: Сегодня мы с тобой продолжаем работать над твоей красивой речью. Будем правильно произносить звук [Ш]. Для этого разогреем твой язычок и выполним артикуляционную гимнастику. А поможет нам в этом наша давняя подружка - лягушка- хохотушка! Будь внимательным, старайся не делать ошибок! | Ребёнок: (здоровается) |
II. Основная часть.
2. Артикуляционная гимнастика. 1. «Лягушка» Тянем губы прямо к ушкам, Мы потянем – перестанем, И нисколько не устанем 2. «Хоботок» Подражаю я слону! Губы хоботом тяну. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем 3. «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем. С губ сотрем следы варенья, Угощенье - объеденье! 4. «Чистим зубки» Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.
Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Все, до дальнего угла! 6. «Чашечка» Язычок мы к носу тянем Чашку с чаем представляем. 3. Упражнение на развитие силы голоса «Скажи, как лягушка!» Учитель – логопед: Давай спросим у лягушки, понравилось ли ей играть с нами? Учитель – логопед: Как лягушка нам ответила? Учитель – логопед: Что-то не очень наша гостья довольна! Тога я предлагаю еще поиграть. Ну, что продолжаем? 4. Пальчиковая игра «Лягушка». - Две квакушки говорушки, - Прыгаем с кувшинок в воду! - Не страшна нам непогода! - Мошек ловим ловко вместе, - Жизни нет для нас чудесней! - Умываемся мы каплей, - Прячемся вдвоем от цапли! 5. Дыхательная гимнастика «Помоги лягушонку» Учитель – логопед: Что - то мы совсем заигрались и не заметили, как быстро пролетело время. Нашей гостье пора возвращаться в свой прудик. Но посмотри, что с ним случилось. Первый снег мешает ей вернуться домой. Давай попробуем убрать эти маленькие снежинки с поверхности пруда пока он окончательно не замерз. Учитель – логопед предлагает ребенку емкость с водой на поверхности которой пенопластовые шарики, имитирующие снег. Учитель – логопед: А теперь давай с тобой вместе подуем. Учитель – логопед дает инструкцию по выполнению дыхательного упражнения для ребенка: сядем ровно, спина прямая, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Учитель – логопед: Вдыхаем через нос. Вытягиваем губы трубочкой. И дуем через рот. Старайся дуть как можно дольше. Ребенок выполняет дыхательную гимнастику. (Выполняют 3 раза) Учитель – логопед: Какой ты молодец! Ты справился с заданием!!! И помог лягушонку вернуться домой. Ну а мы поиграем с тобой еще! 6. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию. Учитель – логопед: Давай вспомним, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Ш]: 1. губы округлены и слега вытянуты вперёд; 2. зубы сближены; 3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует с ними щель; 4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; 5. воздушная струя идет через рот. 6. голосовые складки не напряжены, голос не звучит. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки». (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память). Учитель – логопед: Давай ещё раз повторим! Молодец! 7. Изолированное произношение звука [Ш] Учитель – логопед: А теперь закрепим произношение этого звука в игре «Воздушный шар». 8. Игра «Воздушный шар» Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». 9. Игра «Договори слово» Учитель – логопед: Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук. Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш). 10. Работа по формированию фонематического слуха Учитель – логопед: Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]: «стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка» 11. Дидактическая игра «Найди ключ от королевства» (автоматизация звука ш в словах, определение места звука в слове) Учитель – логопед: ты отлично справился со всеми заданиями! И у тебя осталось только одно задание! В нем необходимо передвинуть фишку и назвать слово, а затем определить местоположение звука [ш], отхлопать количество слогов в слове. | (выполняет сидя перед зеркалом) Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). - Ква, тихо ответила лягушка. Ребёнок: она квакнула тихо. Ребёнок: да! Ребёнок: слушает инструкцию по выполнению дыхательной гимнастики. Ребёнок: выполняет упражнение на дыхание 5 раз. Ребенок: поднимает язык «чашечкой». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Повторяет 5 раз. Ребенок: стоит, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. По сигналу логопеда он разрывает руки и присаживается на корточки, произносит звук: [ш]. Игра повторяется несколько раз. Ребенок: сначала добавляет нужный звук [ш], а затем повторяет получившееся слово целиком. Ребенок: выполняет задание. Ребенок: выполняет задание. |
III. Заключительная часть.
12. Рефлексия Учитель – логопед: Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»). 13. Оценка речевой деятельности ребенка Учитель-логопед: Ты молодец! Поработал сегодня очень хорошо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом.
ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки. Цель: Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков СЗ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: ПоСвистим.ПоЗвеним.
Автоматизация звуков «СЗ» изолированно, в слогах и словах. ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в речи
Игры и упражнения по автоматизации звука Л в слогах и словах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи.
Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»
конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет. Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Тренировать ...