План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей компенсирующей группе для детей с ОНР. Тема: «Веселая Божья коровка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ивановская Лилия Ивановна

Речевое развитие:

- уточнить, расширить  и активизировать словарь по теме «Насекомые» (насекомое,  жук,  божья коровка,  крылышки, усики, тельце, лапки; ползать, летать,  кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна, небо, земля), по теме «Цветы»  (цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут);

- совершенствовать грамматический строй речи (образование   существительного  в   уменьшительно-ласкательной  форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов, согласование прилагательного с существительным);

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

Художественно-эстетическое развитие:

- познакомить с техникой оригами.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать навыки сотрудничества,  доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику, координации речи с движением;
- формировать навыки ориентирование на листе бумаги;

- закреплять знания о цветовой гамме.онструкций и фонематического восприятия на основе лексического материала «Насекомые».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей компенсирующей группе  (для детей с ОНР)  

Тема: «Веселая Божья коровка».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие.

Цель: развитие лексико-грамматических конструкций и фонематического восприятия на основе лексического материала «Насекомые».

Задачи

Речевое развитие:

- уточнить, расширить  и активизировать словарь по теме «Насекомые» (насекомое,  жук,  божья коровка,  крылышки, усики, тельце, лапки; ползать, летать,  кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна, небо, земля), по теме «Цветы»  (цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут);

- совершенствовать грамматический строй речи (образование   существительного  в   уменьшительно-ласкательной  форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов, согласование прилагательного с существительным);

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

Художественно-эстетическое развитие:

- познакомить с техникой оригами.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать навыки сотрудничества,  доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику, координации речи с движением;
- формировать навыки ориентирование на листе бумаги;

- закреплять знания о цветовой гамме.

Методы и приемы:

- словесные – речевой материал по лексическим темам «Насекомые» (насекомое,  жук,  божья коровка,  крылышки, усики, тельце, лапки; ползать, летать,  кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна, небо, земля) и «Цветы» (цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут);

- наглядные – аппликация «Цветочная поляна», Божья коровка, презентация «Веселая Божья коровка».

- игровые – речевые игры «Посчитай божьих коровок», «Скажи ласково»,  «Озорные Божьи коровки», «Составь звуковую дорожку», пальчиковая игра «Божья коровка».

Оборудование:

- презентация «Веселая Божья коровка»;

- заготовки из цветного картона и  бумаги для создания «Цветочной поляны»: зеленый картон 16х22см. по кол-ву детей, ленточка из голубой бумаги 2х20см. по кол-ву детей, ленточка из оранжевой бумаги 2х20см по кол-ву детей., цветы (голубой колокольчик, красный мак, белая ромашка, желтый одуванчик )комплект по кол-ву детей.;

-заготовки  «Божьей коровки» красные квадраты 10х10 см. по кол-ву детей;

- клей по кол-ву детей;

- черный фломастер  по кол-ву детей;

- фишки по 5 шт. каждого цвета (красный, синий, зеленый цвет) по кол-ву детей.

Предварительная работа:

-рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря; -сказка о добре «Божья коровка»;

-чтение стихов и отгадывание загадок про насекомых;

-презентация «Истории возникновения техники оригами»;
-разучивание пальчиковой гимнастики  «Божья коровка».

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Выполнение пальчиковой   гимнастики  «Божья коровка».

Игровая

Игровая ситуация -  путешествие в страну Оригамия.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за насекомыми во время прогулки.

Коммуникативная

Отгадывание загадки про Божью коровку. Словообразование -   существительного  в   уменьшительно-ласкательной  форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов, согласование прилагательного с существительным. Звуковой анализ слов и слогов

Изобразительная

Аппликация «Цветочная поляна», изготовление Божьей коровки в технике  оригами.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Прослушивание рассказа В. Зотов «Божья коровка». Прослушивание «пение жука» и сопоставление со звуком [Ж].

Звуковой анализ слов и слогов.

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)- Самообслуживание

Раздача оборудования  и уборка рабочего места.

Логика образовательной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

Ребята, а вы любите мастерить из бумаги? Скажите,  как называется техника работа с бумагой… Правильно оригами.

Друзья, нам необходимо отправиться в страну Оригамия.

Садитесь за столы

Давайте  произнесем заклинание:

«Оригами, оригами,
Одари нас чудесами!».

Отвечают на вопрос.

и произносят хором заклинание.

Создан положительный настрой на предстоящую деятельность.

2.

Ребята, мы с вами очутились на лесной поляне, которая находится в волшебной стране Оригамия.

Но, что произошло,  на поляне нет цветов, это злая колдунья заколдовала поляну. Давайте рассеем чары колдовские.

Перед вами  зеленый лист картона,  цветные ленточки, разноцветные цветы и белые серединки  для цветов.

Возьмем зеленый лист, ребята это будет у нас что?  Правильно «полянка»;

голубая ленточка – это «небо».

Наклеим её сверху  «нашей полянки»;

оранжевая ленточка – это «земля».

Наклеим на низ «нашей полянки».

А теперь пришла очередь заняться нашими цветочками. Возьмем желтый одуванчик и приклеим его по середине нашей полянки; мак будет расти справа от одуванчика -  приклеиваем,  колокольчик цветет слева от одуванчика – приклеиваем, а ромашку приклейте -  куда вам понравится.

Молодцы! Наша полянка расколдована.

Отвечают на вопросы. Делают аппликацию «Цветочная поляна».

Развивается умение высказывать свое мнение, отвечать на вопрос полным ответом. Повторение цветовой гаммы. Формирования умений ориентироваться на листе бумаги. Закрепление названий цветов по лексической теме «Цветы»

3.

Прислушайтесь. Что вы слышите?

Правильно это жужжит жук

Послушайте загадку и угадайте? Какой жук прилетел  к нам в гости.

Нет копыт у тех коров,
Нет хвоста и нет рогов.
Вместо сена тлю едят,
И летают, где хотят.
Как милы они и ловки,
Эти ...
(
Божии коровки)  Молодцы!

Прислушиваются и определяют какой звук  звучит и соотносят с символом. Отгадывают загадку

Развивается фонематическое восприятие. Развивается слуховое внимание и мышление.

4.

Для начала мы вспомним, как называются части тела у Божьей коровка.

Божья коровка у нас какая? большая или маленькая,

Сыграем в игру «Скажи ласково»

Тело-тельце

Крылья- крылышки

Лапы –лапки

Усы-усики

Отвечают на вопросы.

Образовывают существительное  в уменьшительно-ласкательной форме.

Закрепляется навык словообразования существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

5.

Божья коровка растеряла своих деток и мы должны ей помочь. Давайте смастерим деток для Божьей коровки. Посмотрите,  Божья коровка приготовила нам  красные квадратики. Давайте  начнем  волшебное превращение.

Складываем наш квадратный листок пополам, потом сгибаем его посередине и разворачиваем

Оригами божья коровка для детей

Тянем края к намеченной линии центра (но не доводя до конца оставляем небольшой зазор – это у нас будет голова)

Оригами божья коровка схема

Переворачиваем и загибаем верхний угол как показано на рисунке.

Оригами божья коровка схема

Делаем ещё один изгиб вверх и переворачиваем модель. Божья коровка готова!

Оригами божья коровка схемаОригами божья коровка схема

Ребята наши Божьи коровки уже готовы, но они должны ожить. Чего не хватает? Правильно черных точек и глаз.

Нарисуем  черным маркером  глазки,  на крылышках точки.

Наши Божьи коровки оживают они  получились замечательные!  

Работают с бумагой складывают Божью коровку по схеме повторяя за педагогом.

Развивается зрительное внимание, мышление и  мелкая моторика.

6.

Пока мы мастерили наших Божьих коровок, пальчики  у нас устали. Сделаем пальчиковую гимнастику «Божьи  коровки»

Божья  коровка,  

Черная  головка,  

Улети  на  небо,  

Принеси  нам  хлеба,  

Черного  и  белого,

 Только  не  горелого  

руки  зажаты  в  один  кулачек, оттопыриваем большой палец

машем руками

сжимаем горсточки и протягиваем вперед

руки  вправо,  влево

грозим  пальчиком

Развивается координация мелкой и общей моторики с проговариванием  стихотворения.

7.

Божья коровка очень хочет узнать,  всех ли деток она нашла:

Посчитаем 1 – божья коровка, 2 – две божьи коровки и т.д.

Отлично все Божьи коровки нашлись.

Показывают свою сделанную Божью коровку,  отвечают -  согласовывая существительное с числительным

Закрепляются навыки словообразования сочетание существительного с числительным.

8.

Ребята давайте сыграем в игру «Озорные Божьи коровки»

Я буду вам показывать, что сделала Божья коровка, а вы будете  проговаривать действие.

«Божья коровка села на мак. Божья коровка улетела с мака, Божья коровка летает над одуванчиком, Божья коровка села около колокольчика и др.»

Показывают действия с Божьей коровкой на «Цветочной поляне» и составляют предложения употребляя простые предлоги.

Формируется умение употреблять в речи простые предлоги.

9.

Ребята, Божья коровка у нас относится к какой группе. Правильно насекомое. А каких насекомых вы еще знаете - оса, жук, комар, муха и др.

Отвечают на вопросы.  

Уточняется, расширяется  и активизируется словарь по теме «Насекомые»

10

Давайте составим звуковую дорожку к слову ОСА, ЖУК, МУХА, ПАУК.

Определим, сколько слогов в этих словах отхлопывая слоги.

Составляют звуковую дорожку к  словам ОСА, ЖУК, МУХА, ПАУК. Определяют количество слогов- отхлопывая слоги.

Совершенствуются навыки звукового и слогового анализа.

11.

Ну вот и все, ребята, закончились наши приключения в волшебной стране Оригамия. Пришло время прощаться с Божьей коровкой давайте вместе скажем ей
-До свидания Божья коровка.

Нам пора возвращаться.

И поможет нам в этом  заклинание.

«Оригами, другом будь,

Укажи обратный путь!»

Прощаются с Божьей коровкой. Повторяют вместе заклинание.

Получают положительные эмоции. Формируются  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

12.

Вам понравилось мастерить Божью коровку? Какое задание понравилось, какое было самое трудное?  Кого бы вы хотели увидеть у нас в гостях в следующий раз? Скажем себе дружно,

 МЫ  МОЛОДЦЫ !!!

Дети отвечают на вопросы.

Получают положительные эмоции. Развивается самостоятельность, инициативность, умение высказывать свое мнение, отвечать на вопрос полным ответом.

Приложение

http://www.detiburg.ru/image/interest/3100/3033/201312/2598.819b294ddca78509/2598n.jpg?1387008107

Сказка о добре «Божья коровка»

В большом прекрасном красочном мире жила-была одна маленькая неприметная букашечка. Остальные насекомые были очень горды своими яркими оттенками и не обращали на серую малютку никакого внимания. И только колорадский жук всячески над ней надсмехался. Из-за этого букашечка очень переживала. Но в одно прекрасное утро солнечный лучик погладил её по спинке. Это так обрадовало малышку, что кто-то её любит, что ей захотелось сделать какое-нибудь доброе дело. И она решила очистить листики дерева от тлей. И постепенно-постепенно листочек за листочком, веточку за веточкой букашка за день очистила всё дерево. Каждый листик прошептал малютке:

— Благодарим тебя, ты нас спасла!

Эти слова так растрогали серенькую букашечку, что она покраснела. Это было прекрасное зрелище!

С того момента она всегда радовалась и сияла. Окружающие её очень полюбили и прозвали «божьей коровкой».

Теперь, когда она слышит просьбу полететь на небо и исполнить чьё-то желание, она это делает с любовью и радостью, потому что она — «божья».

Она знает точно, что любой может обрести своё счастье, просто нужно делать добро другим!

Стихи

Загадки

Кузнечики

Вечером в траве их встретим,
Слышен стрекот там и тут:
Это мамы малым детям
Колыбельную поют.

Автор: Екатерина Грибанова

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

Муравьи

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Автор: С. Михалков

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)

Муха

Муха, сев на потолок,
Смотрит сверху на пирог.
«Откусить бы, хоть разок,
Самый лакомый кусок!»

Автор: Виталий Сибирцев

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)

Пчёлы

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
-Что ты ищешь там?
— Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
— Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Г. Ладонщиков

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком (Пчела)

Лежит кучка поросят, только тронешь — завизжат (пчелы)

Бабочка

Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»

Автор: Евгений Корюкин

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел — он вспорхнул и улетел (бабочка).

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).

Жук Майский

Белая личинка в земле подрастает
Майский жук рогатый из неё вырастает.
Меж деревьями цветущими майский жук летает, —
От гусениц-вредительниц сады очищает.

Автор Лев Постолов 

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)

  Жук Колорадский

Безлистый куст картофельный пожух. —
Листву его съел колорадский жук.
Объели поле всё, не пощадив и тоненькой былинки,
Жуки прожорливые и их белые личинки.

Автор Лев Постолов

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

Жук

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Веселая Божья коровка»

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

В логопедической практике широко используются различные приемы, направленные на развитие мелкой моторики. Техника оригами может по праву занимать почетное место среди них, так как способствует решению многих коррекционных задач и в целом повышает эффективность обучения детей.

Слайд 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» ( насекомое, жук, божья коровка, крылышки , усики , тельце, лапки; ползать, летать, кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна , небо, земля), по теме «Цветы» ( цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительного в уменьшительно-ласкательной форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов). Совершенствование навыка звукового и слогового анализа. Коррекционно-развивающне цели. Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики, координации речи с движением, ловкости. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Слайд 5

Оборудование. - заготовки из цветного картона и бумаги для создания «Цветочной поляны»: зеленый картон 16х22см. по кол-ву детей, ленточка из голубой бумаги 2х20см. по кол-ву детей, ленточка из оранжевой бумаги 2х20см по кол-ву детей., цветы (голубой колокольчик, красный мак, белая ромашка, желтый одуванчик )комплект по кол-ву детей.; -заготовки «Божьей коровки» красные квадраты 10х10 см. по кол-ву детей; - клей по кол-ву детей; - черный марке по кол-ву детей; - фишки по 5 шт. каждого цвета (красный, синий, зеленый цвет) по кол-ву детей.

Слайд 6

Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Прочтение В. Зотова «Божья коровка». Разучивание пальчиковой гимнастики «Божья коровка». Форма: традиционная Дата проведения: Время проведения: 9.00 – 9.25 Продолжительность: 25 минут .

Слайд 8

Ж-ж-ж «Оригами, оригами, Одари нас чудесами!»

Слайд 9

Нет копыт у тех коров, Нет хвоста и нет рогов. Вместо сена тлю едят, И летают, где хотят. Как милы они и ловки, Эти ... ( Божии коровки )

Слайд 12

Складываем наш квадратный листок пополам, потом сгибаем его посередине и разворачиваем Тянем края к намеченной линии

Слайд 13

Тянем края к намеченной линии центра (но не доводя до конца оставляем небольшой зазор – это у нас будет голова)

Слайд 14

Переворачиваем и загибаем верхний угол как показано на рисунке.

Слайд 15

Делаем ещё один изгиб вверх и переворачиваем модель. Божья коровка готова!

Слайд 16

Нарисуем черным маркером глазки, на крылышках точки.

Слайд 17

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки» Божья коровка, Черная головка,( руки зажаты в один кулачек, оттопыриваем большой палец) Улети на небо, (машем руками ) Принеси нам хлеба, (сжимаем горсточки и протягиваем вперед) Черного и белого, (руки вправо, влево) Только не горелого (грозим пальчиком )

Слайд 23

Звукослоговой анализ слов

Слайд 27

« Оригами, другом будь, Укажи обратный путь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".

В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...