План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Тверскова Ирина Анатольевна

Интеграция образовательных областей:

·         Социально - коммуникативное развитие.

·         Познавательное развитие.

·         Речевое развитие.

·         Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

Познавательное развитие

Формировать представления о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со знаком равенства =

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлекторного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».

Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения.

Закрепить  порядковый счет в пределах 10, умение соотносить запись чисел с количеством.

Развивать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Развивать знания детей об окружающем мире. Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать умения считаться с желаниями других детей.  Продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в парах.

Речевое развитие

Расширять возможность речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками.

Развивать способность эмоционально рассказывать литературное произведение в виде стихотворного текста (И.Черницкая «Пришла зима»), эмоционально реагировать на его содержание.

 Активизировать слова: цифра один, два, три..., знак равенства.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух: правильное пропевание слов и их окончаний в песне.

Художественно-эстетическое развитие

Закреплять навык ритмического движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: ритмичные шаги вправо и влево, назад и вперед с поклоном головы, кружение парами, ритмичное выставление правой (левой) ноги на носок. Способствовать легкости и изящества движений. Формировать умение изображать предметы фломастерами, развивать творческие способности.

 

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы детям, чтение стихотворения.

Игровые: «Поездка на трамвае», «Новогодние подарки», «Письмо бабушке», «Помоги другу», «Собираемся в школу».

Практические: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, слушание музыкального произведения и выполнение хороводных движений.

Наглядные: рассматривание изображений, схем.

 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

1)Изображение  Тани и Вани.

2)Лист с изображением содержимого подарков для работы воспитателя к игре «Новогодние подарки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 64» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



План-конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Воспитатель Тверскова Ирина Анатольевна



2015 г.

Интеграция образовательных областей: 

  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие

Задачи: 

Познавательное развитие

Формировать представления о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со знаком равенства =

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлекторного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».

Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения.

Закрепить  порядковый счет в пределах 10, умение соотносить запись чисел с количеством.

Развивать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Развивать знания детей об окружающем мире. Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать умения считаться с желаниями других детей.  Продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в парах.

Речевое развитие

Расширять возможность речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками.

Развивать способность эмоционально рассказывать литературное произведение в виде стихотворного текста (И.Черницкая «Пришла зима»), эмоционально реагировать на его содержание.

 Активизировать слова: цифра один, два, три..., знак равенства.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух: правильное пропевание слов и их окончаний в песне.

Художественно-эстетическое развитие 

Закреплять навык ритмического движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: ритмичные шаги вправо и влево, назад и вперед с поклоном головы, кружение парами, ритмичное выставление правой (левой) ноги на носок. Способствовать легкости и изящества движений. Формировать умение изображать предметы фломастерами, развивать творческие способности.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы детям, чтение стихотворения.

Игровые: «Поездка на трамвае», «Новогодние подарки», «Письмо бабушке», «Помоги другу», «Собираемся в школу».

Практические: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, слушание музыкального произведения и выполнение хороводных движений.

Наглядные: рассматривание изображений, схем.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

1)Изображение  Тани и Вани.

2)Лист с изображением содержимого подарков для работы воспитателя к игре «Новогодние подарки»

3)Схема к игре «Помоги другу»

Раздаточный:

1)Набор разноцветных полосок одинаковой ширины длиной 9 см и 10 см по одной на каждого ребенка к игре «Поездка на трамвае». Каждые 4 полоски одного цвета, причем две из них длиной 9 см, а две другие-длиной 10 см

2) На двоих детей  10 фигур геометрического лото: 2 больших красных круга, 2 маленьких зеленых треугольника, 2 маленьких желтых квадрата, 2 больших желтых треугольника, 2 маленьких синих треугольника.

3)Наборы фломастеров.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игры: «Поездка на трамвае», «Новогодние подарки», «Письмо бабушке», «Помоги другу», «Собираемся в школу»

Коммуникативная

Беседы, вопросы.

Познавательно- исследовательская

Актуализация умения сравнивать предметы по их свойствам, уточнение представлений о равных группах предметов.

Сравнивание полосок по длине путем наложения, приложения. Выкладывание из полосок знака равенства

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения И.Черницкой «Пришла зима».

Выполнение хороводных движений под песню «Ой, Зима»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Приготовление и уборка своего рабочего места.

Конструирование

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Изображение фломастерами равных групп предметов.

Логика образовательной деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

Организационный момент

Воспитатель собирает детей вокруг себя и спрашивает, любят ли они праздники?

-Какой праздник любят без исключения все люди? 

-Как вы думаете, чем Новый год в России отличается от Нового года в других странах?

 -Ходите ли вы на елки?

-Что вам там больше всего нравится?

-Давайте прочтем стихотворение про Новый год.

-Тане и Ване тоже купили билеты на елку. После представления дети получили подарки и стали их рассматривать. Тане и Ване очень хотелось узнать, одинаковые ли подарки они получили. Предлагаю отправиться в гости к детям, и помочь им ответить на этот вопрос.

-Хотите помочь брату и сестре сравнить полученные на елке подарки?

Дети отвечают на вопросы.

-Новый год.

-  На елку вместе с Дедом Морозом приходит Снегурочка, бьют кремлевские куранты, у нас много снега.

-И.Черницкая «Пришла зима»

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подальше не кончается!

Мотивация детей на включение в игровую деятельность.

Развитие знаний детей об окружающем мире.

Формирование умения эмоционально рассказывать и реагировать

на прочитанное стихотворение.

Игра «Поездка на трамвае»

Воспитатель предлагает отправиться в гости на трамвае, но в каждом трамвае могут ехать только два человека, у которых полоски будут одинаковой длины и одинакового цвета.

-Как вы будете сравнивать полоски по длине?

Дети подходят к столу, на котором находятся полоски одинаковой ширины, разной длины и разного цвета

-  Для того, чтобы сравнивать полоски по длине, нужно приложить их друг к другу или наложить и выровнять два конца с левой стороны. После выполнения задания дети рассаживаются за столы по двое.

Уточнение представлений о способах сравнения предметов по длине путем наложения, приложения.

Игра «Новогодние подарки»

Воспитатель спрашивает:

-Равные ли подарки получили дети на елке? Предлагает рассмотреть мешки с подарками.

-Как вы будете сравнивать подарки?

Воспитатель предлагает детям соединять парные предметы «волшебными ниточками». После выполнения задания воспитатель спрашивает:

-Равные ли подарки у детей?

 -Почему вы так считаете?

Воспитатель фиксирует вывод:

-Группы предметов равны, если они состоят из одних и тех же предметов.

Чтобы узнать, равные ли группы предметов, можно составить пары одинаковых предметов.

-Мы будем определять, одинаковые ли предметы в подарках Тани и Вити.

-В одном подарке синяя конфета и в другом подарке точно такая же…

-Подарки у детей равные.

-В подарках у Тани и Вити одни и те же предметы.

Актуализация умения сравнивать предметы по их свойствам, уточнение представлений о равных группах предметов.

Игра «Письмо бабушке»

Воспитатель говорит детям, что Таня и Ваня захотели написать письмо бабушке и рассказать ей о том, что на празднике они получили одинаковые, равные подарки.

-Напишите, что подарки равны (возникает затруднение, так как дети не знают знака равенства)

-Смогли вы выполнить это задание?

-Почему вы не выполнили? Воспитатель уточняет, что пока дети не умеют писать, но написать о том, что предмет большой, красный или треугольный, они смогли.

-Как вы это сделали?

-Значит, что нам нужно сделать?

-Нет.

-Потому что мы не умеем писать.

-Нарисовали значок.

-Узнать знак для обозначения равных групп предметов.

Создание мотивационной ситуации для введения знака =.

Формирование опыта под руководством  воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыта целеполагания.

Познавательно-исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает попробовать придумать знак равенства, а затем сравнить с общепринятым знаком.

-Посмотрите на свои две равные полоски. Как бы вы их расположили, чтобы показать, что они равны?

Воспитатель подводит к тому, что полоски удобно расположить одну под другой на некотором расстоянии, иначе они сольются и не будет видно, что они равны.

Воспитатель пишет на доске знак равенства и говорит, что в учебнике написан такой знак.

-Правильно вы придумали знак, который обозначает равенство групп предметов?

Воспитатель делает вывод: для того, чтобы показать, что группы предметов равны, ставится знак =.

Дети высказывают свои версии.

Дети пробуют написать на доске придуманный знак.

-Да.

Дети записывают знак = на листах.

Знакомство со знаком равенства=.

Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепление способа действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»

Формирование умения сравнивать, воображать, логически мыслить.

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Игра «Помоги другу»

Воспитатель собирает детей около доски и рассказывает, что в гости к Тане и Вите пришел сосед Сережа, который не знает, как сравнивать группы предметов, предлагает рассказать Сереже, как это делается.

После рассказа детей Сережа просит их нарисовать рисунок для того, чтобы не забыть, как сравнивают группы предметов.

Воспитатель вывешивает на доску схему и задает вопрос:

-Что мы сделали сначала?

Воспитатель показывает на схеме.

-Что сделали после этого?

-Как вы думаете, понял ли Сережа ваше объяснение?

Дети рассказывают, как сравнить группы предметов.

-Нашли одинаковые фигуры-треугольники - и провели между ними ниточки.

-Поставили знак =, потому что в мешках одинаковые предметы.

Развитие умения сравнивать группы предметов путем составления идентичных пар.

Знакомство детей со схемой, фиксирующей установленный способ сравнения групп предметов, когда группы предметов равны.

Игра «Собираемся в школу»

Воспитатель рассказывает детям о том, что, собираясь в школу, Ваня нечаянно рассыпал из двух пакетов геометрическое лото, и просит детей пересчитать все фигуры.

-Сколько фигур рассыпал Ваня?

-Ваня торопится на тренировку и просит вас помочь разложить геометрическое лото на две равные части. Как вы будете делить фигуры на две равные части?

-Что делаем дальше?

                

-Получились ли у вас одинаковые. равные наборы фигур?

-Почему вы считаете, что наборы равны?

-Выложите знак = из своих полосок, лежащих на столе, и обозначьте, что наборы равны.

        Дети по двое подходят к столам, на которых вперемешку лежат 10 парных геометрических фигур- по 5 на каждого.

-Ваня рассыпал 10 фигур.

-Находим пару одинаковых фигур, например,2 больших красных круга.

-Кладем их в разные пакеты.

Самостоятельная работа детей.

- Наборы равны, потому что у каждой фигуры из набора есть пара из другого набора.

Закрепление умения составлять равные группы предметов, использовать знак = для обозначения равных групп предметов, умения различать и называть    

свойства предметов.

Работа в тетрадях

Воспитатель говорит детям, что вечером пришел папа с работы и принес Тане и Ване подарки. В одном пакете лежал подарок для дочки, а в другом для сыночка. Предлагает детям рассмотреть рисунок.

-Как вы думаете, прозрачные или непрозрачные пакеты принес папа?

-Почему вы думаете, что пакеты непрозрачные?

-Какой знак поставил папа между пакетами?

-О чем рассказывает этот знак?

-Я предлагаю вам стать волшебниками и сделать пакеты прозрачными, то есть нужно заполнить пакеты так, чтобы знак стал верен. Как вы будете рисовать фигуры в мешках?

-Папа принес непрозрачные пакеты.

-Потому что не видно, что в них находится.

-Папа поставил между пакетами знак =.

-Этот знак рассказывает о том, что в пакетах одинаковые, равные подарки.

-Сначала мы нарисуем одну фигуры в первом мешке и точно такую же во втором, затем нарисовать вторую фигуру в первом мешке и точно такую же во втором.

Правильность ответа проверяется соседом по столу.

Закрепление умения различать и называть свойства предметов, умение составлять равные группы предметов.

Развитие мыслительных операций- сравнения, анализа, вариативного мышления.

Формирование умения изображать предметы фломастерами, развитие творческих способностей.

Рефлексия

Воспитатель собирает детей около себя:

-Кому вы сегодня помогали?

-Что нового вы узнали? 

 

 - Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

- Давайте исполним хоровод «Ой, зима»

-Мы справились со всеми заданиями и помогли Тане и Ване, потому что узнали знак =. 

Девочка в костюме Зимы:

 - Я – русская Зимушка-зима. Дарю вам пушистые сугробы, ледяные речки, морозные деньки. Какие зимние забавы вы знаете?

  • Игра в снежки,
  • Катание с горки,
  • Катание на лыжах, коньках, санках,
  • П/и «Два Мороза», «Я Мороз Красный нос», «Гори, гори ясно»
  • Лепка снеговика, крепости, сооружение зимних построек.

Зима:

 

Дети поют песню и выполняют движения.

Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занятия.

Закреплять навык ритмического движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: ритмичные шаги вправо и влево, назад и вперед с поклоном головы, кружение парами, ритмичное выставление правой (левой) ноги на носок. Способствовать легкости и изящества движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет (образовательная область «Познание») (использование развивающих игр В.В.Воскобовича) Тема «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37      КонспектНепосредственно-образовательной деятельности по развитию...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»

Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию, рисование в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Тема: «Веточка вербы»

Тема: «Веточка вербы»Цель занятия: Развивать умения рисовать поролоновой губкой (спонж), методом тычка.Задачи непосредственно образовательной деятельности: Обучающая: расширять предст...