Мониторинг речевого развития детей
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на еѐ основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ПОЛОВИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1
МОНИТОРИНГ
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на еѐ основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения. Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
I направление - работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.
II направление - работа с детьми логопункта.
- направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
- направление:
- целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической
работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте. Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика: элементы методик логопедического обследования Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Фотековой, Серебряковой Н.В., Соломаха Л.С.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:
Приѐмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателями
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:
Диагностическая карта речевого развития дошкольников,
занимающихся на логопункте МКДОУ
№ | Фамилия, | Возраст |
имя ребѐнка | на 01.09. |
1
2
3
4
Итого
Артикуляционная | моторика | Фонематическое | восприятие | Звукопроизношение | Сформированностьз | вуко-слоговой | структуры | Навыки языкового | анализа | Грамматический | строй речи | Навыки | словообразования | Состояние словаря | Связная речь |
Всего Уровень баллов
1 балл – показатель не сформирован
2 балла – показатель не сформирован
3 балла – показатель в стадии формирования
4 балла – показатель в стадии формирования
5 балла – показатель сформирован
Уровень речевого развития определяется суммой баллов:
Уровень развития показатель | Количество баллов | |
Высокий сформирован | 41 – 45 | баллов |
Выше среднего в стадии формир. | 32 – 40 | баллов |
Средний в стадии формир. | 23 – 31 | балл |
Низкий не сформирован | 14 – 22 | балла |
Низший не сформирован | 9 – 13 баллов | |
- графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
- Артикуляционная моторика:
- 5 баллов – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;
- 4 балла – замедленное выполнение; все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
- 3 балла – замедленное и напряженное выполнение;
- 2 балла – выполнение с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения в конфигурации, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника;
- 1 балл – невыполнение движения.
- Фонематическое восприятие:
- 5 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; все задания выполнены верно
- 4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления; допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;
- 3 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется
первому (ба – па – ба – па); ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
- 2 балла – неточное воспроизведение обоих членов пара с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторноевоспроизведение;
- 1 балл – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
- Звукопроизношение:
- 5 баллов – норма; безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
- 4 балла – верно изолировано; 1-2 звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
- 3 балла – верно изолированно и в начале слова; нарушено произношение 3-5 звуков;
- 2 балла – верно 1 звук из группы; в любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков;
- 1 балл – все неверно; искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются 10 и более звуков.
- Сформированность звуко-слоговой структуры:
- 5 баллов – правильное выполнение задания; правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
- 4 балла – замедленное послоговое воспроизведение; воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
- 3 балла – содружественное проговаривание; замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры;
- 2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;
- 1 балл – невыполнение задания.
- Навыки языкового анализа:
- 5 баллов – правильный ответ с первой попытки;
- 4 балла – правильный ответ со второй попытки; допускаются 1-2 ошибки; но исправляются самостоятельно;
- 3 балл – правильный ответ с третьей попытки; задания выполняются с ошибками; 1-2 задания недоступно;
- 2 баллов – неверный ответ с третьей попытки; большая часть заданий недоступна;
- 1 балл – не понимание инструкции; неверные ответы, отказ от выполнения.
- Грамматический строй речи:
- 5 баллов – правильный ответ; самостоятельное выполнение всех заданий;
- 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
∙ 2 балла – неверно образованная форма; большинство заданий не
выполняются;
- 1 балл – невыполнение.
- Навыки словообразования:
- 5 баллов – правильный ответ; самостоятельное выполнение;
- 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
∙ 2 балла – неверно образованная форма; большинство заданий не
выполняются;
- 1 балл – невыполнение.
- Состояние словоря:
- 5 баллов – объем соответствует возрасту; правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
- 4 балла – самокоррекция; единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
- 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; большинство заданий выполняется с помощью (стимулирующая, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
- 2 балла – недостаточный объем; большинство заданий не выполняются;
- 1 балл – невыполнение.
- Связная речь:
- 5 баллов – развита;
- 4 балла – самокоррекция;
- 3 балла – развита недостаточно;
- 2 балла – развита слабо;
- 1 балл – невыполнение.
Пересказ:
5 - Составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
4 - Составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
- - Составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.
- - Составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
- - Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин:
5 - Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 - Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 - Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
- - Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий.
- - Рассказ недоступен.
Условные обозначения диагностических параметров:
N – норма / нарушений нет / ребенок выполняет задания правильно, самостоятельно (5 баллов);
f - незначительные отклонения от нормы / негрубое нарушение / ребенок выполняет задание с помощью взрослого (4-3 балла);
- - значительные отклонения от нормы / грубое нарушение / ребенок не может выполнить задание (2-1 балл).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга речевого развития детей старшей группы для детей ОНР за 2009-2010 уч.год.
диаграммы...
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
Мониторинг речевого развития детей логопедической группы
Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...
Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.
Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...
Мониторинг речевого развития детей
Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...