Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.
материал по логопедии (средняя группа) на тему
Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой. Данный материал содержит критерии оценки состояния речи детей по разделам: артикуляционный аппарат, звукопроизношение, слоговая структура, фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь. При оценке результата ставится средний бал по разделам и средний бал итоговый. Результаты данного мониторинга предоставляются воспитателям для корректировки рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг: речевое развитие детей 4-5 лет (средняя группа) | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое обследование детей 4-5 лет.
Беседа:Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Когда ты завтракаешь? Ужинаешь?
Какое сейчас время года?
Для чего нужен светофор?
1. Артикуляционный аппарат.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
- Надуть щеки.
- «Лопатка» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- «Качели»: рот открыт, язык поочередно касается то внутренней поверхности верхних, то нижних зубов.
- «Маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- «Улыбка» - «трубочка»: губы в улыбке, показываем зубки, - губы выдвинуты вперед «трубочкой».
Оценка (артикуляционный аппарат):
Строение:
Прогнатия/ прогения; глубокий/ открытый/ перекрестный прикус;
Адентия, диастема, сверхкомплектные зубы, зубы изменен. формы,
макро-/микродентия;
Микро-/макроглоссия; аномалии уздечек языка, губ;
Несмыкание губ;
Расщелины губы, твердого, мягкого неба.
Двигательные функции:
Длительный поиск позы или низкий объем/ограничение подвижности языка, губ.
Невыполнение или наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора, атаксии.
Спастичность/гипотония/ дистония мышц языка, губ, лицевой мускулатуры.
Сглаженность носогубной складки, ассиметрия лица
Девиация языка.
Нарушение функции мускулатуры мягкого нёба: малоподвижное мягкое небо, провисание нёбной занавески, отклонение увуля от средней линии. Повышенный или пониженный небный или глоточный рефлекс.
Вегетативные расстройства: гиперсаливация, покраснение или побледнение кожных покровов.
Нарушение акта приема пищи: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи, поперхивание, захлебывание при глотании.
Речевое дыхание и голосообразование:
Поверхностное, неритмичное дыхание.
Афония, дисфония.
Очень низкий или высокий голос, очень тихий или громкий голос.
Охриплость, дребезжание, скрипучесть, назализованность.
Повышенная утомляемость голоса.
Уровень овладения артикуляцией | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Артикуляционные движения ограничены в силу различных причин (указать). |
Ниже среднего (2б) | Не полный объем артикуляционных движений, длительный поиск позы, затруднения в выполнении упражнений на переключение, удержание позы |
Средний (3б) | Статические упражнения выполняются, а при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения |
Достаточный (4б) | Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей |
2. Звукопроизношение, просодика.
Инструкция: повторяй за мной слова:
Звук | Предъявление |
С | САД, КОЛЯСКА, ГЛОБУС |
С' | ВАСИЛЕК, ТАКСИ, ЛОСЬ |
З | ЗАМОК, НЕЗНАЙКА |
З' | ЗЕМЛЯНИКА, ОБЕЗЬЯНА |
Ц | ЦАПЛЯ, КОЛЬЦО, ИНДЕЕЦ |
Ш | ШАШКИ, ОШЕЙНИК, КАРАНДАШ |
Ж | ЖАБА, ЖУК, ЛЫЖИ |
Щ | ЩУКА, ЩЕНОК, ПЛАЩ |
Ч | ЧАЙНИК, ПЕЧЕНЬЕ, МЯЧ |
Л | ЛАМПА, ВОЛК, СТОЛ |
Л' | ЛИМОН, ПЛИТА, СОЛЬ |
Р | РАК, МАРКИ, МУХОМОР |
Р' | РЕКА, ПРЯНИКИ, ФОНАРЬ |
Й | ЛЕЙКА, ЯБЛОКО, ЁЖ, КРЫЛЬЯ |
К | КУРТКА, СКРИПКА, ШКАФ |
Г | ГРАБЛИ, ГРЕЛКА, ВИНОГРАД |
Х | ХЛЕБ, СУХАРЬ, ПЕТУХ |
Оценка (звукопроизношение):
Нормативное произношение звуков - N .
Пропуск звука - Ø
Искажение/ замена в изолированном произношении или в спонтанной речи.
Оценка (просодическое оформление речи):
Просодическое оформление речи не нарушено- N
Речь интонационно выразительна/ невыразительна.
Голос немодулированный.
Темп речи ускоренный/ замедленный.
Речь растянутая/ скандированная.
Заикание, запинки.
Неправильное паузирование, повышение или понижение голоса.
Ошибки воспроизведения интонационных конструкций.
Уровень развития звуковой стороны | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Отсутствие, замена или искаженное произношение звуков нескольких групп (до 15 звуков) |
Ниже среднего(2б) | Отсутствие, замена или искаженное произношение звуков в двух группах (до 10 звуков). В спонтанной речи или при речевой нагрузке – общая смазанность речи |
Средний (3б) | Отсутствие, замена, искаженное произношение звуков из одной группы звуков или звуки речи присутствуют, но наблюдается нарушение их дифференциации. |
Достаточный (4б) | Все звуки произносятся нормативно Допустимо – отсутствие Р,РЬ. Допустимо смешение свистящих и шипящих при правильном изолированном произношении. |
3. Слоговая структура.
Инструкция: Повтори слова по одному:
Бульдозер, аквариум, мотоциклист, баобаб.
Оценка (слоговая структура):
Правильное воспроизведение слов - N .
Замедленное, напряженное воспроизведение слов.
Пропуск согласного звука при стечении. Искажение звукового состава.
Пропуски, вставки, перестановки, антиципации, персеверации.
Отказ.
Уровень сформированности слоговой структуры | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Искажение звуко-слогового состава слов без стечения согласных Искажение звуко-слогового состава слова. Многочисленные пропуски, вставки, антиципации, персеверации. |
Ниже среднего (2б) | Произносит слова без стечения согласных. Пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов в словах со стечением согласных. Воспроизведение слов замедленное, напряженное. Единичные пропуски, вставки, антиципации, персеверации. |
Средний (3б) | Произносит слова без стечения согласных. Единичные затруднения в произношении слов со стечением согласных Воспроизведение слов замедленное, напряженное. |
Достаточный (4б) | Произносит правильно слова со сложной слоговой структурой |
4. Фонематический слух.
4.1.Инструкция: Повтори слоги.
Та-да-та; ка-га-ка; ма-мя-ма
4.2.Инструкция: Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш.
Кошка, санки, шуба, школа, нос, стол, карандаш
4.3.Инструкция: Назови последний звук в словах.
Нос, дом, лиса, кино
Оценка (фонематический слух):
Фонематический слух соответствует возрастной норме- N
Трудности различения глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных, согласных по акустико- артикуляторному сходству.
Уровень сформированнсти фонематических процессов | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Не слышит заданный звук в любой позиции. Не определяет первый, последний звук в слове. Смешивает фонемы по их сходству. |
Ниже среднего (2б) | Выделяет звук из ряда звуков, но может допускать несколько ошибок, не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы. Выделяет звук из ряда, но может допустить несколько ошибок. Ошибки в определении места звука в слове. Смешение фонем по твердости-мягкости, по звонкости-глухости, по акустико-артикуляторному сходству. |
Средний (3б) | С заданием справляется, но допускает незначительные ошибки в дифференциации оппозиционных звуков. |
Достаточный (4б) | Фонематические процессы в норме |
5. Словарь
5.1.Инструкция: Назови то, что ты видишь на рисунках.
Рисунки:
Полотенце, бусы, пила, ключ, молоток, сковородка. (лист 4 -1)
Жираф, крокодил, зебра, бегемот, тигр (лист 4 -3)
Кофта, рубашка, шляпа, перчатки, юбка (лист 4 -4)
5.2.Инструкция: Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор.
Рисунки: снегирь, попугай, бабочка, голубь, ворона; яблоко, груша, лимон, репа, банан. (лист 4 -7)
5.3.Инструкция: Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.
Рисунки:
Девочка стирает, мальчик забивает гвоздь, девочка купает куклу, мальчик рубит дрова, мальчик вытирает лицо, девочки подметают (лист 4-11)
5.4.Инструкция: Ответь на вопросы.
Какой мяч называют футбольным?
Какую куртку называют детской?
Какую обувь называют уличной?
5.5.Инструкция: Ответь на вопросы.
Собака бежит быстро, а черепаха ползет.. как?
Летом тепло, а зимой… как?
Оценка ( словарь):
Уровень сформированности лексикона соответствует возрастной норме - N
Объем словаря ограничен или резко ограничен.
Ограничение или отсутствие обобщающих слов.
Дефицит глагольного словаря.
Ограничен словарь признаков или отсутствие слов-признаков.
Отсутствие наречий.
Словарный запас | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Знает некоторые предметы и действия. Словарь резко ограничен. Нет наречий. |
Ниже среднего (2б) | Многие названия предметов знает, но многие в пассивном словаре. Мало слов-обобщающих понятий. Дефицит глагольного словаря. Ограничен словарь признаков. Наблюдаются слабые ассоциативные связи между словами. |
Средний (3б) | Почти все названия предметов знает. Глагольный словарь не в полном объеме. Допускает незначительные ошибки в соотношениях предметов, близких по значению. Незначительные трудности установления родовидовых, антонимических отношений между словами. |
Достаточный (4б) | Лексикон соответствует возрастной норме |
6. Грамматический строй, синтаксический строй.
6.1.Инструкция: Послушай предложения и ответь на вопросы.
Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?
Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?
Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?
6.2 Инструкция: Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши животных. (Это собака, у нее щенок)
Кошка, волк, еж, тигр. (лист 4 -13)
6.3.Инструкция: Закончи предложение (педагог указывает на нужную картинку) Эта оса, а это … осы.
Эта лист, это . . . листья.
Это молоток, это . . . молотки
Это дом, это … дома.
Рисунки: оса-осы, лист-листья, молоток-молотки, дом- дома (лист 4 -14)
6.4.Инструкция: Найди нужную картинку и ответь на вопрос.
Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? В чем обычно ходят мужчины?
Рисунки: Пила, полотенце, санки, брюки. (лист 4 -15)
6.5. Инструкция: Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются.
Рисунки: Птица в клетке – на клетке, кошка на стуле - под стулом, собака залезает в конуру – выбегает из конуры (лист 4-16)
6.6.Инструкция: Послушай предложение и ответь на вопросы.
Осенью птицы улетают на юг. Когда улетают птицы? Куда улетают птицы?
Оценка (грамматический строй, синтаксический строй):
Словоизменительные, словообразовательные, синтаксические навыки соответствует возрасту- N
Многочисленные или единичны ошибки словоизменения: множественное число существительных, глаголов, косвенные падежи существительных.
Словоизменительная деятельность не сформирована.
Ограничение возможности словообразования. Суффиксальное словообразование прилагательных, существительных не доступно.
Пропуски предикатов. Пропуски предлогов. Замены предлогов.
Затруднено понимание предложно- падежных конструкций.
Грамматический строй. Синтаксический строй речи | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Не образует множественное число существительных. Многочисленные ошибки словоизменения. Резко ограничено или отсутствие словообразования. Понимание предложно – падежных конструкций затруднено. Пропуски предлогов. Предложения простые. |
Ниже среднего (2б) | Ошибки образования множеств. числа сущ. Единичные ошибки словоизменения глаголов. Ошибки изменения существительных в косвенных падежах. Многочисленные ошибки словообразования. Единичны пропуски предлогов. |
Средний (3б) | Ошибок в образов. существительных множественного числа почти нет. Единичные ошибки словоизменения существительных в косвен. падежах. Единичные ошибки в словообразовании. |
Достаточный (4б) | Грамматические и синтаксические навыки соответствуют возрастной норме |
- Связная речь.
7.1.Репродуцирование текста. Инструкция: Послушай рассказ, повтори его, как запомнил.
На дереве у ворон было гнездо с птенцами. Однажды вороны улетели за кормом для птенцов. Кот залез на дерево и увидел птенцов. Он хотел схватить одного птенца, но тут появились вороны. Они стали каркать, громко хлопать крыльями и клевать кота. Кот упал с дерева и убежал. Так вороны спасли своих птенцов.
7.2 Продуцирование текста. Инструкция: Разложи картинки так, чтобы получился рассказ. Расскажи рассказ по картинкам.
Картинки даны вперемешку. (1. Мама на кухне чистит рыбу на столе. Рядом сидит кот. 2. Мама вышла из кухни, оставив рыбу на столе. 3. Кот запрыгивает на стул около стола. 4. Мама возвращается и видит, что на столе лежит только скелет рыбы. Кот под столом облизывается (умывается лапкой).
Оценка (связная речь):
Рассказ, пересказ соответствует предложенному сюжету. Тема раскрыта.
Отсутствие пересказа, рассказа.
Нарушена логическая последовательность.
Малая длина текста, высокий индекс прономинализации.
Оказывалась стимулирующая, развернутая помощь.
Множественные, единичные аграмматизмы.
Долгий латентный период.
Вариативность использованной лексики, бедность словаря.
Связная речь | Критерии оценки |
Низкий (1б) | Отсутствие пересказа или рассказа по серии картинок. Развернутая помощь. Нарушена логичность. Значительные трудности в формулировании содержания. Бедность словаря. Многочисленные аграмматизмы. |
Ниже среднего (2б) | Развернутая помощь. Рассказ, пересказ частично соответствуют сюжету или оригиналу. Единичные аграмматизмы. Словарь ограничен. Высокий индекс прономинализации. |
Средний (3б) | Стимулирующая помощь. В рассказе, пересказе присутствует основная информация (тема раскрыта частично). Логичность не нарушена. Некоторые трудности в формулировке содержания. Воспроизводятся лексика и синтаксические конструкции оригинала. |
Достаточный (4б) | Помощь не оказывалась. Рассказ, пересказ соответствует предложенному сюжету. Тема раскрыта. Грамматически правильно. Синтаксически и лексически вариативно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга речевого развития детей старшей группы для детей ОНР за 2009-2010 уч.год.
диаграммы...
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
Мониторинг речевого развития детей логопедической группы
Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...
Мониторинг речевого развития детей
Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...
Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.
Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...
Мониторинг речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
В данном материале представлен образец речевого профиля Кати П., заполненный в таблице Exel. Раскрыты разделы обследованиея и оценка результатов....