Конспект логопедического подгруппового занятия «Насекомые» в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
представленный конспект занятия по коррекции общего недоразвития речи направлен на развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов по лексической теме «Насекомые», а также на закрепление употребления предлога «НА» в речи. В ходе занятия используются следующие приемы: беседа, демонстрация, игры, физкультминутка, практическая работа. Дети совершенствуют умения излагать свои знания о насекомых, об изменениях в природе весной, развивают словарный запас, слуховую и зрительную память, мелкую и общую моторику, формируют элементарные математические представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Насекомые | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Фамилия, имя, отчество автора: Полякова Венера Рамисовна
Занимаемая должность: учитель-логопед
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик»
Предмет: коррекция общего недоразвития речи
Тема: «Насекомые»
Продолжительность: 1 занятие (20 минут)
Группа: старшая группа дошкольного возраста
Аннотация: представленный конспект занятия по коррекции общего недоразвития речи направлен на развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов по лексической теме «Насекомые», а также на закрепление употребления предлога «НА» в речи. В ходе занятия используются следующие приемы: беседа, демонстрация, игры, физкультминутка, практическая работа. Дети совершенствуют умения излагать свои знания о насекомых, об изменениях в природе весной, развивают словарный запас, слуховую и зрительную память, мелкую и общую моторику, формируют элементарные математические представления.
Конспект занятия:
Логопедическая тема: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.
Лексическая тема: «Насекомые»
Грамматическая тема: Закрепление употребления предлога «НА» в речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать правильное физиологическое дыхание, интонационную выразительность речи.
- Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза слов, закрепить представление о твёрдости и мягкости согласных звуков.
- Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Насекомые».
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание; элементарные математические представления; мелкую и общую моторику.
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
- Закрепить в речи употребление простого предлога НА.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить знания детей об изменениях в природе весной, о насекомых.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
- Игрушка - муха
- Предметные картинки с изображениями насекомых
- Буквы М, У, Х, А
Раздаточный:
- Бабочки на ниточках
- «Светофоры» (карточки зеленого, красного, синего цвета) – по количеству детей
- Бланки задания «Соедини по точкам» – по количеству детей
Ход занятия:
I. Организационный момент.
В нашей группе яркое Солнышко сияет! (Идём по кругу, держась за руки).
Здесь ребята дружные, Это каждый знает! (Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и слева, потом обнимаемся).
- Доброе утро. Я очень рада видеть вас всех.
- Ребята, к нам в группу сегодня придет необычная гостья. А кто именно, вы узнаете позже.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Что происходит в природе весной? Правильно, весной к нам прилетают птицы. А чем питаются птицы? (насекомыми). Каких насекомых вы знаете? А какое самое красивое насекомое с яркими крыльями порхает в небе? (бабочка)
II. Развитие неречевого дыхания
- Предлагаю Вам поиграть в игру «Бабочка лети». Бабочки порхают в небе красиво. Поможем бабочкам взлететь? (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III. Развитие фонематического анализа и синтеза
- Ребята, а бабочки умеют петь? Как вы думаете, кто умеет петь? (человек). А какие звуки может пропеть человек? (гласные). Какие гласные звуки вы знаете? Поиграем в нашу любимую игру «Светофорчики» (детям раздаются цветовые сигналы «светофорчики»).
- Я буду называть вам звуки, а вы поднимайте нужный светофорчик.
Звуки: [а, п', з, ш, б, о, ж, т', ф, к', у, ы, м, л'].
- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки говорим, а буквы видим).
- Посмотрите сюда, перед нами лежат буквы. Я предлагаю вам их озвучить. Как вы думаете какое слово у нас получилось?
М У Х А
- Вот кто у нас в гостях! МУХА! (показывает муху)
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой третий звук в этом слове?
- Сколько гласных звуков? Согласных?
- Сколько слогов?
- Молодцы!
- Наша муха такая озорница! Никогда не сидит на месте!
IV. Развитие грамматического строя речи (употребление предлога НА со словами), зрительной памяти
- Предлагаю вам поиграть в игру “Где посидела муха?”. Муха летала, летала, посидела на столе, посидела на стуле, посидела на голове и руке у Саши и улетела. Попробуйте вспомнить, где посидела наша муха (дети отвечают полными предложениями).
V. Физминутка (речь с движением)
- А какую самую знаменитую сказку про муху вы знаете? Предлагаю отправится на праздник к Мухе-Цокотухе (дети встают в круг).
…Музыканты прибежали (бег на месте)
В барабаны застучали
Бом, бом, бом, бом! (имитация игры на барабане)
Пляшет муха с комаром (кружатся).
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами Топ, Топ! (топают ногами)
Козявочки с червячками,
Букашечки с мотыльками (приседания),
А жуки рогатые, мужики богатые (имитация движений),
Шапочками машут (имитация движений),
С бабочками пляшут («лодочки»),
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
VI. Развитие элементарных математических представлений
- Ребята, а вы знаете, у нашей мухи очень много друзей. Она просит нас помочь ей пересчитать насекомых и поиграть в игру “Сосчитай-ка”. Слушайте меня внимательно, считайте и запоминайте сколько всего насекомых я назову:
Над цветком жужжит жучок,
На дворе поёт сверчок,
В небе кружатся 3 бабочки
Весело играют в салочки.
Натянула паруса золотая стрекоза,
Сети вьют 2 паука.
Сколько всех их? – Сосчитай!
Да смотри, не прогадай!
А каких насекомых было больше всего? (бабочек)
(Дети называют, сколько названий насекомых прозвучало в задаче.)
VII. Развитие мелкой моторики (Игра «Соедини по точкам»)
- Как вы думаете, бабочки рождаются сразу же такими красивыми? (Нет, сначала появляется гусеница, а из гусеницы появляется бабочка.)
- Предлагаю вам выполнить задание и узнать, какое насекомое у вас получилось? У всех получилась бабочка? Замечательно!
- Вы молодцы! Очень быстро и правильно выполнили все задания. А нашей гостье пора возвращаться к своим друзьям насекомым. Скажем вместе «До новых встреч!»
VIII. Подведение итогов.
- Ребята, скажите, пожалуйста, задания были для вас сложными? А какие игры вам больше всего понравились? На этом мы заканчиваем наше занятие. До свидания.
Использованная литература:
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2008
- Интернет-ресурс: https://www.logoped.ru/konsp.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи на тему: «Детеныши домашних животных. Предлоги ЗА, ПОД» для детей средней группы с ОНР
Цель: учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД» в рамках лексической темы «Детеныши домашних животных»....
Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе "В гостях у лягушонка Кваки"
Конспект занятия...
Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР-III уровня Тема: «Путешествие шаловливого котенка»
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель - развиватие речи детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных ...
Конспект логопедического подгруппового занятия «Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект логопедического подгруппового занятия«Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Автоматизация звука [Ш].Задачи:...
Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми старшей группы" В Тулу со своим самоваром".
Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы" Кругозор", в разделе работа с вещью....
Логопедическое открытое подгрупповое занятие с детьми старшей группы.«В мире звуков».
Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...
Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Мир насекомых и цветов»...