Конспект логопедического подгруппового занятия «Насекомые» в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Полякова Венера Рамисовна

представленный конспект занятия по коррекции общего недоразвития речи направлен на развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов по лексической теме «Насекомые», а также на закрепление употребления предлога «НА» в речи.  В ходе занятия используются следующие приемы: беседа, демонстрация, игры, физкультминутка, практическая работа. Дети совершенствуют умения излагать свои знания о насекомых, об изменениях в природе весной, развивают словарный запас, слуховую и зрительную память, мелкую и общую моторику, формируют элементарные математические представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Насекомые22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество автора: Полякова Венера Рамисовна

Занимаемая должность: учитель-логопед

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик»

Предмет: коррекция общего недоразвития речи

Тема: «Насекомые»

Продолжительность: 1 занятие (20 минут)

Группа: старшая группа дошкольного возраста

Аннотация: представленный конспект занятия по коррекции общего недоразвития речи направлен на развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов по лексической теме «Насекомые», а также на закрепление употребления предлога «НА» в речи.  В ходе занятия используются следующие приемы: беседа, демонстрация, игры, физкультминутка, практическая работа. Дети совершенствуют умения излагать свои знания о насекомых, об изменениях в природе весной, развивают словарный запас, слуховую и зрительную память, мелкую и общую моторику, формируют элементарные математические представления.

Конспект занятия:

Логопедическая тема: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: «Насекомые»

Грамматическая тема: Закрепление употребления предлога «НА» в речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать правильное физиологическое дыхание, интонационную выразительность речи.
  2. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза слов, закрепить представление о твёрдости и мягкости согласных звуков.
  3. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Насекомые».
  4. Развивать зрительную и слуховую память, внимание; элементарные математические представления; мелкую и общую моторику.
  5. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
  6. Закрепить в речи употребление простого предлога НА.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей об изменениях в природе весной, о насекомых.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
  2. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

  • Игрушка - муха
  • Предметные картинки с изображениями насекомых
  • Буквы М, У, Х, А

Раздаточный:

  • Бабочки на ниточках
  • «Светофоры» (карточки зеленого, красного, синего цвета) – по количеству детей
  • Бланки задания «Соедини по точкам» – по количеству детей

Ход занятия:

I. Организационный момент.

В нашей группе яркое Солнышко сияет! (Идём по кругу, держась за руки).

Здесь ребята дружные, Это каждый знает! (Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и слева, потом обнимаемся).

- Доброе утро. Я очень рада видеть вас всех.

- Ребята, к нам в группу сегодня придет необычная гостья. А кто именно, вы узнаете позже.

-  Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Что происходит в природе весной? Правильно, весной к нам прилетают птицы. А чем питаются птицы? (насекомыми). Каких насекомых вы знаете? А какое самое красивое насекомое с яркими крыльями порхает в небе? (бабочка)

II. Развитие неречевого дыхания

- Предлагаю Вам поиграть в игру «Бабочка лети». Бабочки порхают в небе красиво. Поможем бабочкам взлететь? (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III. Развитие фонематического анализа и синтеза

- Ребята, а бабочки умеют петь? Как вы думаете, кто умеет петь? (человек). А какие звуки может пропеть человек? (гласные). Какие гласные звуки вы знаете? Поиграем в нашу любимую игру «Светофорчики» (детям раздаются цветовые сигналы «светофорчики»).

- Я буду называть вам звуки, а вы поднимайте нужный светофорчик.

Звуки: [а, п', з, ш, б, о, ж, т', ф, к', у, ы, м, л'].

- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки говорим, а буквы видим).

- Посмотрите сюда, перед нами лежат буквы. Я предлагаю вам их озвучить.  Как вы думаете какое слово у нас получилось?  

М У Х А

- Вот кто у нас в гостях! МУХА! (показывает муху)

- Сколько звуков в этом слове?

- Какой третий звук в этом слове?

- Сколько гласных звуков? Согласных?

- Сколько слогов?

- Молодцы!

- Наша муха такая озорница! Никогда не сидит на месте!

IV. Развитие грамматического строя речи (употребление предлога НА со словами), зрительной памяти

- Предлагаю вам поиграть в игру “Где посидела муха?”. Муха летала, летала, посидела на столе, посидела на стуле, посидела на голове и руке у Саши и улетела. Попробуйте вспомнить, где посидела наша муха (дети отвечают полными предложениями).

V. Физминутка (речь с движением)

- А какую самую знаменитую сказку про муху вы знаете? Предлагаю отправится на праздник к Мухе-Цокотухе (дети встают в круг).

…Музыканты прибежали (бег на месте)

В барабаны застучали

Бом, бом, бом, бом! (имитация игры на барабане)

Пляшет муха с комаром (кружатся).

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами Топ, Топ! (топают ногами)

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками (приседания),

А жуки рогатые, мужики богатые (имитация движений),

Шапочками машут (имитация движений),

С бабочками пляшут («лодочки»),

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

VI. Развитие элементарных математических представлений

- Ребята, а вы знаете, у нашей мухи очень много друзей. Она просит нас помочь ей пересчитать насекомых и поиграть в игру “Сосчитай-ка”. Слушайте меня внимательно, считайте и запоминайте сколько всего насекомых я назову:

Над цветком жужжит жучок,

На дворе поёт сверчок,

В небе кружатся 3 бабочки

Весело играют в салочки.

Натянула паруса золотая стрекоза,

Сети вьют 2 паука.

Сколько всех их? – Сосчитай!

Да смотри, не прогадай!

А каких насекомых было больше всего? (бабочек)

(Дети называют, сколько названий насекомых прозвучало в задаче.)

VII. Развитие мелкой моторики (Игра «Соедини по точкам»)

- Как вы думаете, бабочки рождаются сразу же такими красивыми? (Нет, сначала появляется гусеница, а из гусеницы появляется бабочка.)

- Предлагаю вам выполнить задание и  узнать, какое насекомое у вас получилось? У всех получилась бабочка? Замечательно!

- Вы молодцы! Очень быстро и правильно выполнили все задания. А нашей гостье пора возвращаться к своим друзьям насекомым. Скажем вместе «До новых встреч!»

VIII. Подведение итогов.

- Ребята, скажите, пожалуйста, задания были для вас сложными? А какие игры вам больше всего понравились? На этом мы заканчиваем наше занятие. До свидания.

Использованная литература:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2008
  4. Интернет-ресурс: https://www.logoped.ru/konsp.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР-III уровня Тема: «Путешествие шаловливого котенка»

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель -  развиватие  речи  детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных ...

Конспект логопедического подгруппового занятия «Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект логопедического подгруппового занятия«Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Автоматизация звука [Ш].Задачи:...

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми старшей группы" В Тулу со своим самоваром".

Данный конспект представляет  материал по работе с детьми в рамках программы" Кругозор", в разделе работа с вещью....

Логопедическое открытое подгрупповое занятие с детьми старшей группы.«В мире звуков».

Цель:  формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...