Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»
Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_pedagogicheskogo_meropriyatiya_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 236.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Педагог года в дошкольном образовании»
Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»
Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.
Подготовила: Гадеева Гульнара Васильевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с №3.
24.11.2021
г. Чебаркуль 2021
Цели:
- закрепление правильного произношения звуков [З], [З'];
- знакомство с буквой З;
Задачи:
- Обучающие:
- различать звук и букву;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).
- Развивающие:
- учить правильно произносить звуки [З], [З'], выделять их в начале, середине и в конце слов;
- продолжать формировать понятие «согласный звук»;
- учить контролировать свое произношение;
- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое мышление; мелкую и крупную моторику;
- развивать отрывистый выдох.
- Воспитывающие:
- прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим.
Оборудование: колокольчик, разрезные картинки (буквоград, звукоград), ноутбук, письмо, зашумленная картина, предметные картинки, звуковая таблица, звуковые модули, мяч, задания №1, №2, №3, цветные карандаши, звуковая труба, счетные палочки, мультфильм «Жила была Царевна. Буква З», картинка буква З, итоговая мнемотаблица.
Ход занятия
1.Организационный момент
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, гости! (Дети здороваются)
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
«Гласная распевка» (А, О,У,И,Ы)
Глазодвигательная гимнастика: «Левая, правая»
Левая, правая, руки
Левый, правый,
Раз – налево, два – направо, выполнение движений по тексту
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Как прекрасен этот мир!
II. Сюрпризный момент.
На двух столах разрезные картинки.
- Ребята посмотрите, непорядок, картинки поломались. Нужно их починить, а для этого разделитесь, пожалуйста, на две команды.
- Какие интересные дома, да и жители непростые. Кто живет в этом доме? (буквы). Буквоград. А в этом доме кто живет? Звуки. Звукоград.
Что же случилось, кто разрушил эти дома?
(Звук электронной почты). Кажется, пришло письмо. Ребятам группы … Откроем? «Я Царица Грамматика, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Налетел ураган и разрушил дома, все звуки и буквы в панике разбежались. К счастью ураган прошел, дома починили звуки и буквы вернулись, но одного жильца не хватает. Помогите, пожалуйста, найдите беглеца».
Поможем. Ну что же в путь, а поедем мы на автобусе. Что нужно сделать для того чтобы поехать на автобусе? (купить билеты)
Располагайтесь по местам.
Чтоб в пути нам не скучать, предлагаю поиграть.
- Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она …
Ну конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так поиграем еще раз, обыграть хочу я вас!
- Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он бык – она …
Ну, конечно же, корова!
Поиграем, дети снова.
- Он тигр – она тигрица,
Он осел –она ослица,
Он козел – она …
Ну, конечно же, коза!
За повтор игры, кто «за»!
- Еж он – она ежиха
Бобр он – она бобриха,
Конь он – она …
Ну, конечно же, лошадка!
Все у нас пока что гладко.
- Он воробей – она воробьиха,
Он комар – она комариха.
Он гусь – она …
Не гусиха, а гусыня!
Знайте это все отныне.
- Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха,
Он баран – она…
Ребята, это же овца!
Доиграли до конца!
Вот и приехали.
Дидактическое упражнение «Узнай предмет, назови его»
(Зашумленные картинки, в названии которых есть звук [З])
- Здесь спрятаны отгадки на мои загадки.
- Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.
- Маленький железный зверь
Держит крепко, цепко дверь.
Чтоб войти в дом вор не смог
Охраняет дом ...(замок)
- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (заяц)
- Мчатся быстро по дорожке,
Сорок ног, мелькают ножки.
Кто такая, многоножка?
Как зовут? (сороконожка)
- Он на гриб большой похож.
В дождик с ним не пропадёшь. (зонт)
- Я в больницу – ни ногой,
Обхожу всё стороной.
Весь дрожу, трясутся губы.
Мне вчера лечили…(зуб)
- Из кирпичиков дворец
Во дворце том, кто жилец?
Для принцесс и их служанок
Строят дом с названьем…(замок)
Присаживайтесь. Место занимаем, дальше продолжаем.
Знакомство со звуками [З; З᾽]
- Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, что объединяет эти картинки, акая картинка лишняя и почему?
- С каким звуком мы будем играть? По-моему, мы нашли беглеца.
Игра: «Звук» (нейростимуляция)
Кулаки сжимаем,
Плечи мы не поднимаем.
Носом вдыхаем,
Пальцами играем. (отрывистое произношение звука [З] на выдохе).
III. Введение в тему. Характеристика звука.
Какое препятствие встретил звук [З], когда мы его произносили? (схема)
- Дайте характеристику звуку [З], (согласный, встретил преграду – зубы, он хитрый бывает твердый, обозначаем синим цветом и мягкий, обозначаем зеленым цветом, звонкий), какие звуки мы называем согласными? (символы)
- Правило: звуки мы слышим и произносим.
- Переверну первое задание. Нужно определить место положения звука [З] в слове, карандаш какого цвета вам понадобится?
Речевая игра «Повторялки» (Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности).
- Мяч поймаю – повторялку повторяю.
За – зо – зу
Зи - зе – зю
Зта – зто – зту
Дзы – дзо – дза
Азда – оздо – узду.
Речевая игра «Новоселье».
Логопед: - Назовите картинки, со звуками [З, З'] поселите в домики. Будьте внимательны.
(картинки: ваза, зебра, незнайка, зеркало, зефир, глаза, забор).
- Молодцы! Место занимаем, дальше продолжаем.
Игра «1-5, не дружу»
Играем со звуками [З, З'] – пять называю палец убираю, если называю слово, в котором нет звуков [З, З'], то руки за спину вы со мной не дружите.
Место занимаем, дальше продолжаем.
- Напомните мне, пожалуйста правило про буквы. Буквы мы видим, читаем, пишем, можем смастерить. Мастерить мы будем из палочек.
Игра на развитие фонематического слуха «Услышь звук - отложи палочку»
- Нужно взять столько палочек сколько звуков [З], вы услышите, труба спешит ко мне на помощь. (звуковая труба). Если вы услышали правильно, то палочек должно быть столько. (5)
Конструирование буквы З из палочек.
- На что похожа буква З?
- На букву З, ты посмотри –
Она совсем как цифра 3.
- мультфильм «Жила была Царевна. Буква З»
Физ. пауза.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Кулак – ребро – ладонь,
Кулак –ребро – ладонь.
Покрутились, повертелись
И за стол скорей уселись.
Кулак –ладонь, кулак -ладонь
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
- Переверну второе задание. (обведи буквы З).
- Переверну третье задание. (Профилактика оптической дисграфии, развитие зрительного гнозиса). Найдите все правильные буквы З и обведите их, а неправильные буквы зачеркните.
А вот и наша беглянка. Предлагаю отправиться в детский сад, и отправить письмо с буквой З Царице Грамматике.
Разбирайте билеты. Садитесь, пристегните ремни. Пока мы едем, предлагаю вспомнить нашу игру.
- Он тигр – она тигрица,
Он осел –она ослица,
Он козел – она …
Ну, конечно же, коза!
Мы приехали, «Ура»!
Вкладываем письмо в конверт и отправляем письмо.
V. Итог НОД.
- Вы превосходно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним… (мнемотаблица с ходом занятия)
- О чём мы сегодня говорили?
- Какое задание или игра вам больше всего понравилось?
- Что было трудно?
- Встанем в круг,
Встанем в круг.
Ты мой друг,
И я твой друг.
Руку вверх я подниму.
Молодец, себе скажу!
Рефлексия.
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, а если совсем трудно – грустного.
Спасибо за старание!
Литература:
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2010.
- Козырева Л. М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – М.: Издательство “Астрель”, 2007.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте М. Изд. «Детство - пресс» 2019.
- Праведникова И.И. нейропсихология. Игры и упражнения. М.: Издательство «АЙРИС-пресс» 2017.
- Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Шевченко И.Н. “Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников”, СПб, Детство-Пресс, 2010.
Интернет ресурсы:
- https://www.google.com/search?q=жила+была+царевна+алфавит
Приложение
- Загадки
- Маленький железный зверь
Держит крепко, цепко дверь.
Чтоб войти в дом вор не смог
Охраняет дом ...(замок)
- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (заяц)
- Он на гриб большой похож.
В дождик с ним не пропадёшь. (зонт)
- Мчатся быстро по дорожке,
Сорок ног, мелькают ножки.
Кто такая, многоножка?
Как зовут? (сороконожка) - Я в больницу – ни ногой,
Обхожу всё стороной.
Весь дрожу, трясутся губы.
Мне вчера лечили…(зуб)
- Из кирпичиков дворец
Во дворце том, кто жилец?
Для принцесс и их служанок
Строят дом с названьем…(замок)
- Картинки - отгадки
Самоанализ логопедического занятия
Цели:
- закрепление правильного произношения звуков [З], [З'];
- знакомство с буквой З;
Задачи:
Обучающие:
- различать звук и букву;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).
2. Развивающие:
- учить правильно произносить звуки [З], [З'], выделять их в начале, середине и в конце слов;
- продолжать формировать понятие «согласный звук»;
- учить контролировать свое произношение;
- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое мышление; мелкую и крупную моторику;
- развивать отрывистый выдох.
3. Воспитывающие:
- прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим.
Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.
Группа, с которой проводилось занятие – это дети подготовительной группы, имеющие заключение ТПМПК. Тема «Звуки [З]– [З'], буква З».
Форма организации – фронтальная, индивидуальная.
Данное занятие проводится с детьми в форме занятия-игры: на нем дети отрабатывают умение договариваться; навыки взаимодействия; сотрудничества; самоконтроля. Такое «занятие-игра» вызывает у детей интерес. На занятии дети выполняют задания в парах, играют в игры, в которых учатся думать, видеть, запоминать.
Тип занятия – коррекционно-развивающее, комбинированное.
Время реализации – 30 минут;
Количество детей – 6;
Цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся. Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществлялся с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На протяжении занятия просматривались межпредметные связи.
Весь демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки на заданные звуки, сигнальные кружки, звуковые и слоговые схемы) используемый на занятии, соответствует теме и поставленным задачам.
Для повышения мотивационной активности, создания благоприятной эмоциональной обстановки, и для включения детей в игру использовалась игровая ситуация, зашумленные картинки, загадки, мячи, мультфильм. Игровая ситуация проходит через все этапы занятия, вызывая у детей желание активно работать и выполнять все виды заданий.
В течение всего занятия сменяются виды деятельности. Каждое задание было продолжением предыдущего.
На занятии использованы следующие технологии:
- развитие интонации и силы голоса;
- проблемно-диалогическая;
- игровая;
-здоровьесберегающая (глазодвигательная гимнастика, приемы нейростимуляции игра «Звук», физпауза).
Использованные на занятии здоровьесберегающие технологии, благотворно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье детей в целом.
Мотивация развивающей деятельности достигалась не только путём использования наглядного материала, художественного слова в играх, но и словесной похвалой.
Основной этап был подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели:
- развитие артикуляционного аппарата «Гласная распевка» -;
- развитие познавательных процессов ((элементов логического мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, связной речи (шутка –разминка в автобусе, зашумленные картинки, загадки, игра «Новоселье», игра «1-5, не дружу» и т.д.»).
- последнее задание имело профилактический характер оптической дисграфии (найди и обведи правильную букву).
Использованный в конце занятия метод формирования элементарных навыков самооценки рефлексия «Я - Молодец» помог детям самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии.
Заключительная часть, мнемотаблица, позволила детям закрепить полученные знания в ходе занятия.
Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Занятие носило высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. В конце занятия дети самостоятельно сделали выводы, дали полную характеристику звукам и букве, отсюда я делаю вывод, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.
Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....
Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий
Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми подготовительной группы....
Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
Конспект занятия в форме квеста по обучению грамоте «Помоги Дяде Федору собраться в школу» в подготовительной группе
Конспект занятия в форме квеста по обучению грамоте «Помоги Дяде Федору собраться в школу»в подготовительной группеЦели: формировать навык звуко-слогового анализа слов;Задачи:образова...
Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
Представлена система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....
План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...