Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гадеева Гульнара Васильевна

 

Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»

Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Педагог года в дошкольном образовании»

Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»

Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.

Подготовила: Гадеева Гульнара Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с №3.

 24.11.2021

г. Чебаркуль 2021

Цели: 

- закрепление правильного произношения звуков [З], [З'];

- знакомство с буквой З;

Задачи:

  1. Обучающие:

- различать звук и букву;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

  1. Развивающие:

- учить правильно произносить звуки [З], [З'], выделять их в начале, середине и в конце слов;

- продолжать формировать понятие «согласный звук»;

- учить контролировать свое произношение;

- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое мышление; мелкую и крупную моторику;

- развивать отрывистый выдох.

  1. Воспитывающие:

- прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);

- воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим.

Оборудование: колокольчик, разрезные картинки (буквоград, звукоград), ноутбук, письмо, зашумленная картина, предметные картинки, звуковая таблица, звуковые модули, мяч, задания №1, №2, №3, цветные карандаши, звуковая труба, счетные палочки, мультфильм «Жила была Царевна. Буква З», картинка буква З, итоговая мнемотаблица.

Ход занятия

1.Организационный момент

Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

- Здравствуйте, гости! (Дети здороваются)

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

«Гласная распевка» (А, О,У,И,Ы)

Глазодвигательная гимнастика: «Левая, правая» 

Левая, правая,                                 руки

Левый, правый,

Раз – налево, два – направо,                выполнение движений по тексту

Три – наверх, четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Как прекрасен этот мир!

II. Сюрпризный момент.

На двух столах разрезные картинки.

- Ребята посмотрите, непорядок, картинки поломались. Нужно их починить, а для этого разделитесь, пожалуйста, на две команды.

- Какие интересные дома, да и жители непростые. Кто живет в этом доме? (буквы). Буквоград. А в этом доме кто живет? Звуки. Звукоград.

Что же случилось, кто разрушил эти дома?

(Звук электронной почты). Кажется, пришло письмо. Ребятам группы … Откроем?  «Я Царица Грамматика, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Налетел ураган и разрушил дома, все звуки и буквы в панике разбежались. К счастью ураган прошел, дома починили звуки и буквы вернулись, но одного жильца не хватает. Помогите, пожалуйста, найдите беглеца».

Поможем. Ну что же в путь, а поедем мы на автобусе. Что нужно сделать для того чтобы поехать на автобусе? (купить билеты)

Располагайтесь по местам.

Чтоб в пути нам не скучать, предлагаю поиграть.

  1. Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он кот – она …

Ну конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так поиграем еще раз, обыграть хочу я вас!

  1. Он морж – она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он бык – она …

Ну, конечно же, корова!

Поиграем, дети снова.

  1. Он тигр – она тигрица,

Он осел –она ослица,

Он козел – она …

Ну, конечно же, коза!

За повтор игры, кто «за»!

  1. Еж он – она ежиха

Бобр он – она бобриха,

Конь он – она …

Ну, конечно же, лошадка!

Все у нас пока что гладко.

  1. Он воробей – она воробьиха,

Он комар – она комариха.

Он гусь – она …

Не гусиха, а гусыня!

Знайте это все отныне.

  1. Он бегемот – она бегемотиха.

Он кашалот – она кашалотиха,

Он баран – она…

Ребята, это же овца!

Доиграли до конца!

Вот и приехали.

Дидактическое упражнение «Узнай предмет, назови его»

(Зашумленные картинки, в названии которых есть звук [З])

- Здесь спрятаны отгадки на мои загадки.

- Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.

  1. Маленький железный зверь

Держит крепко, цепко дверь.

Чтоб войти в дом вор не смог

Охраняет дом ...(замок)

  1.  Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (заяц)

  1. Мчатся быстро по дорожке,

Сорок ног, мелькают ножки.

Кто такая, многоножка?

Как зовут? (сороконожка)

  1. Он на гриб большой похож.

В дождик с ним не пропадёшь. (зонт)

  1. Я в больницу – ни ногой,

Обхожу всё стороной.

Весь дрожу, трясутся губы.

Мне вчера лечили…(зуб)

  1. Из кирпичиков дворец

Во дворце том, кто жилец?

Для принцесс и их служанок

Строят дом с названьем…(замок)

 Присаживайтесь. Место занимаем, дальше продолжаем.

Знакомство со звуками [З; З᾽]

- Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, что объединяет эти картинки, акая картинка лишняя и почему?

- С каким звуком мы будем играть? По-моему, мы нашли беглеца.

Игра: «Звук» (нейростимуляция)  

Кулаки сжимаем,

Плечи мы не поднимаем.

Носом вдыхаем,

Пальцами играем.  (отрывистое произношение звука [З] на выдохе).

III. Введение в тему.  Характеристика звука.

Какое препятствие встретил звук [З], когда мы его произносили? (схема)

 - Дайте характеристику звуку [З], (согласный, встретил преграду – зубы, он хитрый бывает твердый, обозначаем синим цветом и мягкий, обозначаем зеленым цветом, звонкий), какие звуки мы называем согласными? (символы)

- Правило: звуки мы слышим и произносим.

- Переверну первое задание. Нужно определить место положения звука [З] в слове, карандаш какого цвета вам понадобится?

Речевая игра «Повторялки» (Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности).

 - Мяч поймаю – повторялку повторяю.

За – зо – зу

Зи - зе – зю

Зта – зто – зту

Дзы – дзо – дза

Азда – оздо – узду.

Речевая игра «Новоселье».

Логопед: - Назовите картинки, со звуками [З, З'] поселите в домики. Будьте внимательны.

(картинки: ваза, зебра, незнайка, зеркало, зефир, глаза, забор).

- Молодцы! Место занимаем, дальше продолжаем.

Игра «1-5, не дружу»

Играем со звуками [З, З'] – пять называю палец убираю, если называю слово, в котором нет звуков [З, З'], то руки за спину вы со мной не дружите.

Место занимаем, дальше продолжаем.

- Напомните мне, пожалуйста правило про буквы. Буквы мы видим, читаем, пишем, можем смастерить. Мастерить мы будем из палочек.

Игра на развитие фонематического слуха «Услышь звук - отложи палочку»

- Нужно взять столько палочек сколько звуков [З], вы услышите, труба спешит ко мне на помощь. (звуковая труба). Если вы услышали правильно, то палочек должно быть столько. (5)

Конструирование буквы З из палочек.

- На что похожа буква З?

- На букву З, ты посмотри –

   Она совсем как цифра 3.

- мультфильм «Жила была Царевна. Буква З»

Физ. пауза.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Кулак – ребро – ладонь,

Кулак –ребро – ладонь.

Покрутились, повертелись

И за стол скорей уселись.

Кулак –ладонь, кулак -ладонь

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

- Переверну второе задание. (обведи буквы З).

- Переверну третье задание. (Профилактика оптической дисграфии, развитие зрительного гнозиса).  Найдите все правильные буквы З и обведите их, а неправильные буквы зачеркните.

А вот и наша беглянка. Предлагаю отправиться в детский сад, и отправить письмо с буквой З Царице Грамматике.

Разбирайте билеты. Садитесь, пристегните ремни. Пока мы едем, предлагаю вспомнить нашу игру.

  1. Он тигр – она тигрица,

Он осел –она ослица,

Он козел – она …

Ну, конечно же, коза!

Мы приехали, «Ура»!

Вкладываем письмо в конверт и отправляем письмо.

V. Итог НОД.

- Вы превосходно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним… (мнемотаблица с ходом занятия)

- О чём мы сегодня говорили?  

- Какое задание или игра вам больше всего понравилось?

- Что было трудно?

- Встанем в круг,

Встанем в круг.

Ты мой друг,

И я твой друг.

Руку вверх я подниму.

Молодец, себе скажу!

Рефлексия.

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Спасибо за старание!

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2010.
  2. Козырева Л. М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – М.: Издательство “Астрель”, 2007.
  3. Нищева Н. В. Обучение грамоте М. Изд. «Детство - пресс» 2019.
  4. Праведникова И.И. нейропсихология. Игры и упражнения. М.: Издательство «АЙРИС-пресс» 2017.
  5. Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  6. Шевченко И.Н. “Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников”, СПб, Детство-Пресс, 2010.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.google.com/search?q=жила+была+царевна+алфавит

 

 


Приложение

- Загадки  

  1. Маленький железный зверь

Держит крепко, цепко дверь.

Чтоб войти в дом вор не смог

Охраняет дом ...(замок)

  1.  Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (заяц)

  1. Он на гриб большой похож.

В дождик с ним не пропадёшь. (зонт)

  1. Мчатся быстро по дорожке,
    Сорок ног, мелькают ножки.
    Кто такая, многоножка?
    Как зовут? (сороконожка)
  2. Я в больницу – ни ногой,

Обхожу всё стороной.

Весь дрожу, трясутся губы.

Мне вчера лечили…(зуб)

  1. Из кирпичиков дворец

Во дворце том, кто жилец?

Для принцесс и их служанок

Строят дом с названьем…(замок)

- Картинки - отгадки

C:\Users\НОРД\Desktop\замок.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\зебра.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\сороконожка.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\зуб.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\зонт.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\заяц.jpgC:\Users\НОРД\Desktop\зАмок.png

       

Самоанализ логопедического занятия

Цели: 

- закрепление правильного произношения звуков [З], [З'];

- знакомство с буквой З;

Задачи:

Обучающие:

- различать звук и букву;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

2. Развивающие:

- учить правильно произносить звуки [З], [З'], выделять их в начале, середине и в конце слов;

- продолжать формировать понятие «согласный звук»;

- учить контролировать свое произношение;

- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое мышление; мелкую и крупную моторику;

- развивать отрывистый выдох.

3. Воспитывающие:

- прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);

- воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим.

Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.

Группа, с которой проводилось занятие – это дети подготовительной группы, имеющие заключение ТПМПК. Тема «Звуки [З]– [З'], буква З».

Форма организации – фронтальная, индивидуальная.

Данное занятие проводится с детьми в форме занятия-игры: на нем дети отрабатывают умение договариваться; навыки взаимодействия; сотрудничества; самоконтроля. Такое «занятие-игра» вызывает у детей интерес. На занятии дети выполняют задания в парах, играют в игры, в которых учатся думать, видеть, запоминать.

Тип занятия – коррекционно-развивающее, комбинированное.

Время реализации – 30 минут;

Количество детей – 6;

Цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся. Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществлялся с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На протяжении занятия просматривались межпредметные связи.

Весь демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки на заданные звуки, сигнальные кружки, звуковые и слоговые схемы) используемый на занятии, соответствует теме и поставленным задачам.

Для повышения мотивационной активности, создания благоприятной эмоциональной обстановки, и для включения детей в игру использовалась игровая ситуация, зашумленные картинки, загадки, мячи, мультфильм. Игровая ситуация проходит через все этапы занятия, вызывая у детей желание активно работать и выполнять все виды заданий.

В течение всего занятия сменяются виды деятельности. Каждое задание было продолжением предыдущего.

На занятии использованы следующие технологии:

- развитие интонации и силы голоса;

- проблемно-диалогическая;

- игровая;

-здоровьесберегающая (глазодвигательная гимнастика, приемы нейростимуляции игра «Звук», физпауза).

Использованные на занятии здоровьесберегающие технологии, благотворно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье детей в целом.

Мотивация развивающей деятельности достигалась не только путём использования наглядного материала, художественного слова в играх, но и словесной похвалой.

Основной этап был подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели:

- развитие артикуляционного аппарата «Гласная распевка» -;

- развитие познавательных процессов ((элементов логического мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, связной речи (шутка –разминка в автобусе, зашумленные картинки, загадки, игра «Новоселье», игра «1-5, не дружу» и т.д.»).

- последнее задание имело профилактический характер оптической дисграфии (найди и обведи правильную букву).

Использованный в конце занятия метод формирования элементарных навыков самооценки рефлексия «Я - Молодец» помог детям самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии.

Заключительная часть, мнемотаблица, позволила детям закрепить полученные знания в ходе занятия.

Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Занятие носило высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. В конце занятия дети самостоятельно сделали выводы, дали полную характеристику звукам и букве, отсюда я делаю вывод, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.

Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....

Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий

Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий  "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми  подготовительной группы....

Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Конспект занятия в форме квеста по обучению грамоте «Помоги Дяде Федору собраться в школу» в подготовительной группе

Конспект занятия в форме квеста по обучению грамоте «Помоги Дяде Федору собраться в школу»в подготовительной группеЦели: формировать навык звуко-слогового анализа слов;Задачи:образова...

Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».

Представлена  система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....

План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»

Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...