Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
статья по логопедии (подготовительная группа)
Представлена система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2021.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №89 комбинированного вида»
Отчет по теме самообразования
на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
за 2019-2021 учебные годы
Подготовила: Григорьева Т. А., учитель-логопед высшей квалификационной категории |
Саранск
Тема: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
Дата начало работы над темой: 01.09.2019
Дата окончания работы: 31.05.2021
Актуальность
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза. Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра, так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая. В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное логопедом задание. Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду, обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Новизна заключается в создании необходимых условий для использования и усовершенствования разнообразных коррекцонно-развивающих игр, наглядных методов, приемов работы с детьми при активном взаимодействии с педагогами и родителями по вопросу подготовки к обучению грамоте. Применение игр и наглядного материала как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко и без принуждения.
Опыт систематизирован в едином сюжетном контексте с большим содержанием практического, игрового и наглядного материала.
Данная модель организации коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при подготовке к обучению грамоте будет способствовать более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа.
Целью моей работы по самообразованию: продолжать повышать профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.
2. Изучить и проанализировать опыт других педагогов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотра публикаций на образовательных сайтах и сети интернет).
3. Разработать перспективный план работы с педагогами, воспитанниками и родителями.
4. Апробировать методические разработки по теме самообразования для педагогов МАДОУ (игры, наглядный материал, конспекты КРД, досуги).
5. Экспериментально систематизировать полученные знания воспитанников, используя разнообразные формы работы с ними.
6. Доказать, что детей с ОНР можно подготовить к обучению грамоте наиболее эффективно посредством коррекционно-развивающих игр и наглядного материала, привлекая всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты:
1.Усовершенствовать собственные профессиональные навыки и умения, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
2.Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
3.Разработать и апробировать дидактические игры и наглядный материал при изучении гласных и согласных;
4.Повысить уровень подготовленности к обучению грамоте воспитанников;
5.Разработать и провести открытые образовательные и методические мероприятия по исследуемой теме;
6.Участвовать в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы;
7. Разработать и реализовать проекты: «Гласные-прекрасные», «От звука к букве»;
Достигнутые результаты в этом направлении в течение 2-х учебных лет:
-анализ результата своей работы
- Повысила педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.
- Изучила методическую литературу по данной проблеме.
-Разработала конспекты фронтальной коррекционно-развивающей деятельности 1-го и 2-го года обучения.
-Изготовила картотеки, игры, наглядные пособия, индивидуальные карточки в 2019-2020 у/году:
-Картотеки:
«Комплексы артикуляционной гимнастики»;
Методическая литература по теме самообразования;
-Индивидуальные карточки: «Буквенная мозаика»,«Развитие мелкой моторики»;
- Зрительные символы на каждого ребенка:
«Гласные звуки А,У, О, И, Ы», «Фишки для звукового анализа слогов, слов»
- Наглядные пособия: «Звуковой домик», «Умная машина»,«Звуковые часы»;
- Игры: «Начало, середина, конец слова» (звуки У, А, И, О), «Поставь посуду на стол», «Свари компот», «Пастух и стадо», «Помоги Растеряйке собрать свою одежду и обувь», «Выбери овощи для салата», «Различай А,О,У», «Различай А,О в конце слова», «Мышка в магазине», «Различай звуки И, Ы в середине слова»;
-Ледбук для индивидуальной и подгрупповой работы детей в свободной деятельности.
в 2020-2021 у/году:
-Подбор наглядного материала: для диагностики детей, материала по обучению грамоте;
-Наглядное пособие «Мальчик Звуковичок»;
-Лэдбук: индивидуальные карточки на развитие звукового анализа и графомоторных навыков (согласных букв);
-Фишки «твердые согласные», «мягкие согласные»;
-Выставка рисунков «Согласные- прекрасные»4
-Подготовлены оборудование и материалы к: досугу «В гостях у Деда Буквоеда»; открытому показу итоговой КРД, «Празднику правильной речи».
-Работа с воспитанниками
в 2019-2020 у/году:
-Педагогическая диагностика детей в начале и в конце учебного года;
-Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Веселый Язычок»;
-Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность и индивидуальная коррекционная деятельность;
-Реализован проект «Гласные-прекрасные»;
-Творческая мастерская «Сделай букву сам» (выкладывание гласных букв У, А, И, Ы, О из различного материала);
-Просмотр мультфильма «Маша в стране гласных звуков»;
-Выставка рисунков «Буквы весело рисовать»;
-Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах»;
-Выставка творческих работ «Гласные буквы своими руками»;
-Досуг «На улице гласных»;
-Чтение «Сказки о живых звуках» Александровой;
-Игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».
в 2020-2021 у/году:
-Педагогическая диагностика детей; -Проведение коррекционно-развивающей деятельности по перспективному плану 2-года обучения; -Развивающий мультфильм «История алфавита»; -Творческая мастерская «Сделай букву сам» (выкладывание букв из различных материалов); -Игры: «Начало, середина, конец слова», «Мышка в магазине», «Свари компот», «Растеряйка», «Выбери овощи для салата», «Поставь посуду на стол», «Умная машина», «Различай звуки», «Звуковые часы»; -Выставка детских рисунков «Согласные-прекрасные»; -Конкурс «Самая оригинальная буква»»; -Досуги: «Веселые стихи о согласных буквах», «В гостях у Деда Буквоеда»; -Итоговая коррекционно-развивающая деятельность «Скоро в школу»; -«Праздник правильной речи».
-работа родителями
в 2019-2020 у/году:
-Выступление на родительских собраниях;
-Анкетирование «Готов ли ребенок к обучению грамоте?»;
-Беседа «Гласные, зачем нужны, для чего они важны?»;
-Консультации-практикумы: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения», «Формирование воздушной струи - одно из условий постановки звуков», «Развитие мелкой моторики пальцев рук»;
-Буклеты: «Дидактические игры на развитие чувства ритма у детей старшей группы», «Развиваем графо-моторные навыки»;
-Памятки: «Учимся выполнять звуко-слоговой анализ и синтез слога и слова», «Вместе весело играть» (дид. игры и игровые упражнения, направленные на развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов);
-Папка – передвижка «История алфавита»;
-Выставки: книг «Что за чудо книжки - малышки!», рисунков «Буквы весело рисовать», творческих работ «Гласные буквы своими руками»;
-Презентация «Автоматизация звуков в домашних условиях»;
-Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»; -Рукотворный альбом «Азбука гласных букв»;
-Презентация проекта «Гласные – прекрасные».
в 2020-2021 у/году:
-Выступления на родительских собраниях:
№1 «Задачи и содержание лог. работы на 2-ом году обучения. День за днем взрослеем и говорим»;
№2 «Подведение итогов за 1-ое полугодие. Готов ли Ваш ребенок к школе?»;
№3 «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад»;
-Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к обучению грамоте?»;
-Индивидуальные Беседы «Результаты диагностики речевого развития детей»;
-Папка-передвижка «История Алфавита»;
-Выставка книг «Что за чудо – книжки малышки!»;
-Журнал «Речевичок»:«Профилактика нарушений чтения и письма»;
-Буклет «Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи»;
-Консультации: «Развитие навыка звуко-слогового анализа слова», «Как научить ребенка читать. Развитие интереса к чтению», «Предупреждение и коррекция оптической дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР»;
-Памятки: «Это важно знать», «Как учить стихи»;
-Выставки: детских рисунков «Согласные-прекрасные», творческих работ «Самая оригинальная буква»»;
-Папка «Игры со словами»
-Рукотворный альбом «Азбука согласных букв».
-Презентация проекта «От звука к букве»
- работа с педагогами
в 2019-2020 у/году:
-Совместное проведение родительских собраний; -Беседа «Результаты диагностики речевого развития детей»; -Консультации: «Причины нарушений детской речи»; «Особенности речи детей старшего дошкольного возраста»; «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»; -Консультации-практикумы: «Дыхательная гимнастика - одно из условий постановки звуков»; «Рука развивает речь»; -Мастер-классы: на семинаре «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»; на педагогическом совете «Артикуляционная гимнастика на занятиях по развитию речи»; -Картотека «Игры для развития звукового анализа и синтеза».
в 2020-2021 у/году:
-Совместное проведение родительских собраний:
№1 «Задачи и содержание лог. работы на 2-ом году обучения. День за днем взрослеем и говорим»;
№2 «Подведение итогов за 1-ое полугодие. Готов ли Ваш ребенок к школе?»;
№3 «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад»
Консультации: «Особенности детской речи седьмого года жизни», «Профилактика трудностей в обучении чтению детей с ОНР», «На пороге школы», «Применение мозаики в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи»;
-Мастер-класс «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» для молодых педагогов;
-Памятка «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов» для педагогов старших и подготовитель-ных групп;
-Методические рекомендации «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»;
-Буклет «Что такое изографы»;
-Презентация проекта «От звука к букве»;
-Открытый показ коррекционно-развивающей деятельности «Скоро в школу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.
Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....
"Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"
Представление педагогического опыта по проблеме: "Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"....
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б. Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...
План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной ипродуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значениев процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,так ...
Подготовка детей с ТНР к обучению грамоте через использование методики «Словолодочки» и коррекционно-развивающие игры
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудност...