«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гафурова Нурфия Василовна

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди»

 Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования

с детьми  подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад общеразвивающего вида №25» 

Нижнекамского муниципального района РТ  

 

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди»

 Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования

с детьми  подготовительной группы.

Составила:

воспитатель высшей квалификационной

категории

Гафурова

 Нурфия Василовна    

г. Нижнекамск

2016г.

 «Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди»

 Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования

с детьми  подготовительной группы.

 

Дата: 28.11.2016г.

Тема:  «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» 

Тип: закрепление пройденного материала, повторение.  

Возраст: 6-7 лет

Основная образовательная область: речевое развитие

Интегрированные образовательные области:  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Форма проведения: путешествие 

Цель:  повторение и закрепление, обобщение пройденного материала  о звуках.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание помогать и  выполнять просьбу;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга;
  • аккуратность при проведении опыта с водой;
  • прививать бережное отношение к воде. 

Развивающие:

  • упражнять в делении слов на слоги, в решении ребусов;
  • развивать речь, внимание, мышление.
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать навык   излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. 
  •  активизировать речевую деятельность детей

Образовательные:

  • повторить и закрепить знания о звуках;
  • продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки;
  • продолжать совершенствовать умения детей делить слова на части, называть звуки по порядку;
  • закреплять умение  дифференцировать гласные и согласные звуков на слух,   выделять первый звук в слове;
  • закреплять умение детей графически выполнять звуковой анализ слова,  определять твердость и мягкость согласного звука;
  • закреплять умение определять место ударения в словах,  выделять ударный звук;
  • продолжать знакомить детей со свойствами воды. 

 

 Планируемый результат:  умеют слушать взрослого и отвечать на его вопросы; различают понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный», «слог», «слово»; умеют проводить слоговой и звуковой анализ слов; проявляют инициативу с целью получения новых знаний; умеют проводить несложный эксперимент; называют все свойства воды; доброжелательны, готовы прийти на помощь.

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, музыкальное сопровождение, экспериментирование, наблюдение за работой детей, советы, поощрение.

 

Наглядные средства обучения, оборудование:

  • у педагога:
  • ноутбук, проектор, экран, презентация к ООД;
  • видео физминутки с ёлочкой;
  • аудиозаписи звуков (голоса персонажей, журчание речки);
  • сахарный и речной песок;
  • сосуд с загрязнённой водой;
  • подарок: корзина с яблоками.

Для каждого ребёнка:  

  • картинки для упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове;
  • карточки для упражнения в делении слов на слоги;
  • карточки для звукового  и слогового анализа слова  
  • простые карандаши,
  • карандаши красного, синего, зелёного цвета для обозначения звуков
  • по 2 прозрачных стакана с водой, баночка, воронка, ватный диск.

Организация детей: стоят полукругом, работа за столами, передвижение по группе.  

Индивидуальная работа: постараться получить ответы от каждого ребёнка,  

Словарная работа: путешествие, дремучий, звуки, гласные, согласные, звонкий, глухой, ребус, свойство, растворение, очищение, фильтр.

Предварительная работа: составление плана-конспекта и презентации к ООД; просмотр мультфильма «Гуси-лебеди», разучивание стихотворений о звуках; упражнение в разгадывании ребусов; экспериментирование с водой; приготовление карточек с заданиями и другого раздаточного материала.

Структура ООД

1.Вводная часть 

Загадывание загадки

Чтение письма

Фонетическая зарядка

Предложение пойти на необычное путешествие

2.Основная часть

Отправление в путешествие. Физминутка.

Выполнение заданий:

Игра «Потерялись животные». Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.

Игра «Рассели друзей по домикам». Упражнение в делении слов на слоги.

Разгадывание ребусов;

Музыкальная видео физминутка «Ёлочка»;

Опыты с водой;

Звуковой и слоговой анализ слова избушка.

Возвращение из путешествия. Физминутка

3. Заключительная часть 

Подведение итогов, анализ.

Ход ООД

  1. Вводная часть 

1-й слайд. Воспитатель:

- Дети, мне сегодня по интернету пришло электронное письмо. От кого оно, не скажу, а загадку загадаю. Вы  послушайте загадку и отгадайте:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

Дети:

- Это сказка «Гуси – лебеди».

Воспитатель:

- Правильно, ребята.  Это письмо из сказки «Гуси-лебеди», а прислала его Алёнушка.  

2-й слайд. Изображение Алёнушки.

Голос из-за кадра: 

  • Меня зовут Алёнушка,
    Пропал мой братец Иванушка.
    Его к Бабе-Яге гуси-лебеди унесли,
    Помогите мне его спасти.

Воспитатель:

- Поможем Алёнушке?

Дети:

- Да, поможем! 

 3-й слайд. 

Воспитатель:

- Для того чтобы помочь Алёнушке, нам нужно отравиться в необычное путешествие и попасть в  сказку. Скажите, а где живёт Баба-Яга?

Дети:

- Баба-Яга живёт в дремучем лесу.

Воспитатель:

- А что там творится?  Вот послушайте.

Фонетическая зарядка.

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с.

Воспитатель:

- Повторите. (дети повторяют фонетическую зарядку) Что мы произнесли? 

Дети:

- Мы произнесли звуки.

Воспитатель:

- Что такое звуки? 

Дети:

- Звуки - это графическое изображение букв. Звуки мы слышим и произносим.

Воспитатель:

- Какие бывают звуки? 

Дети:

- Звуки бывают гласными и согласными.

Воспитатель:

- Чем согласные звуки отличаются от гласных?  Расскажите стихами.

Дети:

 - Гласные в душе артисты,

Они очень голосисты.

Спеть их каждый очень рад,

Нет во рту для них преград.

- Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, журчание, рык

Преподносит нам язык.

2. Основная часть

Воспитатель:

- Молодцы, сейчас можно и начать наше путешествие.

4-й слайд. Изображение девочки, которая руками закрывает глаза

- Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, я скажу волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. 

Закройте все свои глаза,
Чтоб увидеть чудеса.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Все вы сказке  очутитесь

Воспитатель:

- Ребята, откройте глаза.  Вот и попали мы с вами в сказку.

5-й слайд. Изображение печки.

- Смотрите, на нашем пути стоит печка. Давайте, спросим у печки куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?

Дети:

- Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?

Голос из-за кадра:

- Выполните мои задания, потом скажу.

Работа за столами с раздаточным материалом

Упражнения на раздаточных карточках дублируются на экране.

6-й слайд.  Игра «Потерялись животные»

Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.

7-й слайд.  Игра «Рассели друзей по домикам»

Упражнение в делении слов на слоги

8-й слайд. Изображение печки. Голос из-за кадра:

- Молодцы, все справились с моими заданиями. А теперь можете идти дальше  по дороге. Увидете  яблоню, у неё и спросите.

9-й слайд. Изображение яблони

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, что за дерево?

Дети:

 - Это яблоня.

Воспитатель:

- Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Дети:

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Голос из-за кадра

- Отгадаете мои ребусы, потом скажу.

10-й слайд. Изображение ребусов

Дети отгадывают ребусы.

10-й слайд. Изображение ёлочки

Воспитатель:

- Ребята, у нас на пути стоит ёлочка. Она очень любит делать зарядку и предлагает вам немного подвигаться вместе с ней.

Музыкальная видео физминутка «Ёлочка»

11-й слайд. Изображение речки.

Воспитатель:

- Ребята смотрите, мы дошли до речки может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку

унесли? Давайте, спросим.

Дети: - Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

Звучит аудиозапись «Звук реки»

Воспитатель:

- Ребята, что вы слышете?

Дети:

- Мы слышем,  как шумит вода.

12-й слайд. Изображение схемы свойств  воды

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете? 

Дети:

 - Вода – это жидкость. 

-  Вода прозрачная, бесцветная
-  Вода не имеет собственной формы. 
- У воды нет вкуса и запаха.

 Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас  пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой. 
( Встают за столы.) 
Опыт: растворение (отражается на слайде №14):

Воспитатель:

  • Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
  •  Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
  • В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?  

Дети:

  • Сахарный песок в воде растворился.

Воспитатель:

  • Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет?

Дети:

  •  Речной песок в воде не растворился. 

Воспитатель:

- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?  

Дети:

- Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

 Воспитатель:

- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

15-й слайд. Изображение тёмной реки

 Воспитатель:

- Ребята, а вы заметили, что речка какая-то тёмная. Не знаете почему?

Дети:

- У неё вода грязная.

Воспитатель:

- Поможем Речке очистить воду? 

Дети:

- Да, поможем.

Слайд№16.

Воспитатель:

- А вы знаете, чем можно очистить воду? (ответы детей) Это можно сделать с помощью фильтра.  А самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычного ватного диска, воронки и баночки, а у вас это ватные диски и прозрачные непроливайки.

- Возьмем ватный диск и  поместим его в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр. Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром. Что мы видим?

Дети:

- Вода очищается.

Воспитатель:

- Теперь, то же самое сделайте и вы.

Очищение воды детьми.

Воспитатель:

- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети:

- Вода стала чистая, прозрачная. 

Воспитатель:

- Куда делась грязь?  

Дети:

- Вся грязь осталась на фильтре ( на ватных дисках).

 Воспитатель:

- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы. 
 

17-й слайд. Изображение чистой речки.

 Воспитатель:

- Смотрите, какая стала речка.

Речка (запись или говорит воспитатель):

- Если по этой дорожке пойдёте,
Прямо к Бабе-Яге вы придёте.

18-й слайд с изображением избушки на курьих ножках и Бабы-Яги.

 Голос или говорит воспитатель:

- Здравствуйте, а я вас жду,
 Не отдам  Иванушку.
Задание моё сначала сделайте,
Потом только Иванушку забирайте.

 - Сделайте  звуковой и слоговой анализ слова избушка.

Дети самостоятельно работают за столом на заранее подготовленных карточках. Изображение задания на карточках дублируется на экране (19-й слайд).  Воспитатель проверяет выполнение задания,  затем всё устно проговаривается и правильный ответ отражается на слайде №20.

21-й слайд. Изображение Алёнушки с братцем.

- Спасибо вам, ребята,
Спасли вы все мне братца.

 А яблоня вам яблоки передала,
Угощайтесь, а нам домой пора.

22-й слайд. Изображение девочки, которая руками закрывает глаза

Воспитатель:

- Нам тоже в детский сад пора,
Закройте все свои глаза,

На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Все вы в детском саду очутитесь.

3. Заключительная часть

 Воспитатель:

- Откройте глаза. Вот мы и совершили путешествие по сказке. Ребята, где мы с вами побывали?

Дети:

- Мы путешествовали по сказке «Гуси-лебеди».

Воспитатель:

-  Кому помогали? Что делали?

Дети:

- Мы помогали  Алёнушке спасти братца. Выполняли задания, экспериментировали с водой.

Воспитатель:

- Что больше всего понравилось в нашем необычном путешествии по сказке?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-  Молодцы, ребята. Вы со всеми заданиями справились. Можете угощаться яблоками, которые передала яблоня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Калининского района...

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди"...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов настольного театра в средней группе "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"

: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости....