План по самообразованию на тему: «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и
продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение
в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,
так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая.
В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное задание.
Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду,
обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.
Использование занимательного наглядного материала в работе с
дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей
абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что
такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не
подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать
четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
«Детский сад «Белочка»»
План по самообразованию на тему:
«Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
Воспитатель: Кузьминых С.И.
с. Курумоч, 2022г.
Актуальность:
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с ОВЗ испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного
образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными
причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования
предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности,
возникающие у детей с ОВЗ в процессе работы по подготовке к обучению
грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и
продуктивной, необходимо создать специальные условия. Большое значение
в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающая игра,
так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая. В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное задание. Во время подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду,
обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.
Использование занимательного наглядного материала в работе с
дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей
абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что
такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не
подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать
четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Цель:
Продолжать повышать профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ с
использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.
2. Сделать подборку наглядно-дидактические игр и материалов, изготовить их в необходимом количестве.
3. Систематически использовать изготовленные наглядно - дидактические игры и материалы при обучении детей грамоте в НОД и в индивидуальных занятиях.
4. Подготовить презентацию для педагогов и родителей с целью ознакомления с результатами работы.
5. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения детей грамоте.
Планируемые результаты:
1. У детей закрепляются и обогащаются приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
2. Качественно усваиваются ребенком принципы звукобуквенного анализа.
3. Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.
4. Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления.
5. Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему
Месяц | Формы работы | |||
Изучение теоретического материала. | Работа с детьми. | Взаимодействие с семьей. | Работа с педагогами | |
Сентябрь | Подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, изучение литературы | Нахождение и установление эффективных связей с родителями. | ||
Октябрь | Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1989. | Д/и «Найди звук» Д/и «Начало, середина, конец слова», Д/и «Мышка в магазине» Пособие "Паровоз" | Консультация: «Особенности речи детей старшего дошкольного возраста» Блиц опрос «Как вы готовите ребенка к школе?» | Оформление папки-передвижки «История Алфавита» |
Ноябрь | Доронова Т. Н. Игра дошкольника: учебное пособие / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов – М. : Детям XXI века, 2005. | Игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая». | Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах» Консультация для родителей «Причины нарушений детской речи» | |
Декабрь | Дурова Н. В., Невская Л. Н. Поиграем в слова. –М. : 1998. | Пособие «Гаражи» "Немые звуки": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. "Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот; "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл): "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и]. | Консультация «Как подготовить руку к письму?» | «Сенсорное развитие детей с ОВЗ» |
Январь | Ресурсы интернета | Развивающий мультфильм «История алфавита» | Конкурс рисунков «Гласные буквы весело рисовать» | |
Февраль | Чтение «Сказки о живых звуках» Александровой; Д/и «Обведи» «Дорисуй» | Индивидуальные Беседы «Результаты диагностики речевого развития детей» | ||
Март | Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. | Игра «Назови слово» «Игры с буквами». | Изготовление любимой буквы вместе с мамой. | Папка «Игры с буквами» |
Апрель | Игры «Свари компот», «Выбери овощи для салата» | Консультация «Как научить ребенка читать. Развитие интереса к чтению» | Презентация проекта «От звука к букве» | |
Май | Коррекционно-развивающая деятельность «Скоро в школу». | Презентация на род.соб. «Подведение итогов за учебный год. Прощай, детский сад» | Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по обучению грамоте» Выставка – презентация коррекционно-развивающих игр и наглядного материала. |
Форма предоставления результата:
Отчет о проделанной работе на родительском собрании по теме «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.
Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...
Индивидуальный план по самообразованию по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий».
План самообразования...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вл...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала
В основу методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б. Программа обучения рассчитана на 2 года. Дети, по...
Презентация "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр и занимательного наглядного материала
Обучение грамоте старших дошкольников через использование развивающих игр....
Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала».
Представлена система коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного матерриала....
- Мне нравится (1)