ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.
консультация по логопедии

Галина Ивановна Русова

   Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым нужна помощь специалиста. Хотелось бы пояснить, в каких случаях нужно обращаться к логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

взаимодействие специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей, посещающих логопункт.

Русова Г.И. учитель-логопед МДОУ № 6 «Почемучка», п. Новоорск

   Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым нужна помощь специалиста. Хотелось бы пояснить, в каких случаях нужно обращаться к логопедам.

    Очень многие мамы считающие, что речь их ребенка достаточно хорошо развита, тем не менее тоже должны посетить консультацию логопеда. Есть такое понятие, что логопеды занимаются только «коррекцией звуков», но это не так. Вообще, речь – это широкое понятие и при логопедическом обследовании ребенка, логопед обращает внимание не только на звукопроизношение, но и на словарный запас, на то, как грамотно ребенок может выражать свои мысли, и конечно на грамматическое оформление речи. И благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов образовательного процесса достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей.

   Вот самые основные,  причины, которые приводят к задержке развития речи:

    Первая причина - это невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами;

    Вторая причина,  тоже  немало важная,  это замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. В таких случаях всегда ребенок направляется на  консультацию к невропатологу и не нужно этого бояться, т. к. есть такие дети у которых задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций,  лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты, их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга. Впоследствии это поможет более точному усвоению материала;

    Третья причина, которая тоже часто встречается в практике, это те соматические заболевания или травмы, которые вызывают задержку речевого развития. В этом случае логопеды тоже сотрудничают с теми специалистами, у которых ребенок находится на учете.

     Прежде чем назначать лечение или логопедические занятия в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка речевого развития.

      В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие  рекомендации.

       Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе, что немаловажно на данном этапе. Корректируется программа совместных действий  с каждым ребёнком.

     Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

     Так как время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, в соответствии с возрастными особенностями каждого ребенка, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

     Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

     Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

    Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

      Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

     Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

     Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.

     Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

     С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей

Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...

Взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей.

В данной статье представлены основные направления и формы взаимодействия логопеда ДОУ с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре....

Коррекция речи детей с билингвизмом в условиях логопункта.

Материал по коррекции речи детей с билингвизмом в условиях логопункта....

Проект "Логовед" по взаимодействию с родителями детей посещающих логопункт.

Проект для родителей по взаимодействию и повышению знаний по коррекции речи....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.

.   Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.1.    Конспект родительского собрания «Организация корре...

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»

Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения да...