СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему

Романенкова Анна Федоровна

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог ГБДОУ №5

Красногвардейского р-на, г.Санкт-Петербурга

                         Романенкова Анна Федоровна

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

  1. Введение.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательного учреждения. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Но исходную среду, в которой формируется личность ребенка, составляет не образовательное учреждение, а семейная атмосфера, существующие в ней взаимоотношения, ценности. Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности ребенка с нарушением речи, а именно с общим недоразвитием речи (ОНР). От характера становления взаимосвязей между родителями и детьми с ОНР и понимания значимости семейного коллектива будет зависеть его последующее интеллектуальное и психофизическое развитие.

Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил З. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль семьи, в частности матери, почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Особенно актуальными для логопедов стали задачи становления партнерских отношений с семьями путем активного включения их в коррекционно-педагогическую работу. Между тем мало изучены вопросы взаимодействия логопеда с родителями для обеспечения непрерывности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОНР. Это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

Вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности проводимой работы с семьями в ДОУ преобладают личностные установки родителей. Традиционно специалисты, в частности, логопеды, ограничиваются методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и воспитания детей. Однако такое воздействие, несмотря на усилие со стороны специалистов, оказывается малоэффективно. Вопрос привлечения родителей к коррекционно-педагогическому процессу принципиально значим и должен являться одним из приоритетных направлений в программе дошкольных образовательных учреждений.

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспитание.

Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ..

В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следующий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно. Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует такой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты дошкольных учреждений.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.

На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания). В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания детей, а также книги для родителей.

После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое. В этот исторический период существовали различные точки зрения на вопрос соотношения общественного и семейного воспитания, вплоть до изоляции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др.

Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по причине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад являлся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ребенок находился в коллективе сверстников. Общественным дошкольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы детских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей выявляли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиозностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, положительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для родителей, например: «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы».

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована вся семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений ребенка. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда и воспитателей будут недостаточны.

Содержание работы с родителями реализуются через разнообразные формы занятий, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. В основном специалисты придерживаются двух форм взаимодействия: коллективные – родительские собрания и индивидуальные – индивидуальные консультации. Как показывает практика, это малая толика из всего многообразия форм и методов взаимодействия специалистов с родителями. Всем родителями необходимы педагогические знания, знания индивидуальных особенностей своего ребенка, его проблем, сути его речевого нарушения. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, активизировать и обогащать их коррекционно-развивающие умения, поддерживать их уверенность в собственных возможностях.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы логопеда и воспитания в семье.

Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание и развитие ребенка идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей.

Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.). Родительство — очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков — сможет. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

  1. Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей

Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию*, трудности взаимодействия.

Психологическая особенность поздней юности (возраст 18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества обычно трудно переносимого. Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью сапоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже спосо6ны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни прожито. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительности. Поскольку мечты часто нереальны оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять». Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем.

Центральная тема средней зрелости — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не; удалось прожить самомуому.

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного спе-циалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С, почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более  65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). Пo мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

2.Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

  • первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;
  • второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры
    в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);
  • третий — подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка,
    анализ характера этих отношений;
  • четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет всего дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «специалист—ребенок—родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.

4. Формы взаимодействия логопеда с родителями.

Основные формы взаимодействия логопеда с родителями – индивидуальные консультации и выступления на родительских собраниях. Мы используем следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно информационные.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между специалистами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение специалистами дошкольных учреждений совместных праздников и досугов в группе («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др.). Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем специалистам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма взаимодействия, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация специалистами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если логопед уделяет достаточное внимание коррекционно-развивающему содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательные формы взаимодействия с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей с общим недоразвитием речи, рациональными методами и приемами коррекции речи для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение специалистов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Например, это может быть проведение родительских собраний по темам «Школа почемучек», «Здоровый ребенок», и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит специалистов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

В нашем дошкольном учреждении мы практикуем организацию клубов для родителей. Данная форма взаимодействия предполагает расширение знаний родителей о речевых нарушениях их детей и закрепление полученного материала на основе практического применения полученных знаний о методах и приемах коррекции речи. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. В заседаниях клуба могут участвовать не только специалисты и родители, но и дети, где они вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Таким образом, познавательные формы взаимодействия специалистов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекцию речи ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс коррекции его речи.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей с ОНР в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашней коррекции, объективнее увидеть деятельность воспитателей и логопеда.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с воспитателями и логопедами, занимающимися воспитанием и коррекцией речи детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть занятия логопеда с детьми, как подгрупповые, так и индивидуальные, самим «включиться» в их деятельность. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность логопеда и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

В процессе той или иной формы мы используем методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

1. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Как проявляется речевое нарушение?», «Зачем нужна ребенку игра?» и др. У родителей могут возникнуть разногласия по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли заниматься с логопедом с 3 лет?», «Как заставить ребенка заниматься дома?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

2. Игровые. Родителям бросают мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?». Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в коррекции речи ребенка?» Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца, например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

3. Просмотр_видеороликов_с_записью логопедических занятий, различных режимных моментов. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше.

К игровым методам активизации относятся игры, например, загадывание загадок; вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные им детские игры; загадки, произнести чистоговорки, например — «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха»;  подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?»

4. Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к дефекту ребенка, проблемам детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность развивать речь детей грамотно. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

5. Анализ педагогических ситуаций. Педагогические ситуации для анализа можно брать из опыта работы с детьми. Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?» — «А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?»

Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания и обучения детей с ОНР, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др.

6. Решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.

Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?»

7. Метод игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.д. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих обучающих методов с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем.

8. Элементы тренинга. Например, упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации на глубокий вдох произнести звук «я» — задержка дыхания, медленный выдох. Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа, окунания в воду. Важно регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабить их даже в конфликтной ситуации. Хорошо задавать себе вопрос: «А как мое лицо? Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске-лице, тем быстрее гасятся раздражение, негативные эмоции. Особенно это надо помнить женщинам: излишнее напряжение способствуют образованию преждевременных морщин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей

Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...

Взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей.

В данной статье представлены основные направления и формы взаимодействия логопеда ДОУ с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре....

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Консультация для родителей на тему "Активное участие родителей в коррекции речи детей"

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей в руках родителей. ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.

 Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым н...