СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике на тему
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог ГБДОУ №5
Красногвардейского р-на, г.Санкт-Петербурга
Романенкова Анна Федоровна
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
- Введение.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательного учреждения. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Но исходную среду, в которой формируется личность ребенка, составляет не образовательное учреждение, а семейная атмосфера, существующие в ней взаимоотношения, ценности. Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности ребенка с нарушением речи, а именно с общим недоразвитием речи (ОНР). От характера становления взаимосвязей между родителями и детьми с ОНР и понимания значимости семейного коллектива будет зависеть его последующее интеллектуальное и психофизическое развитие.
Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил З. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль семьи, в частности матери, почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.
Особенно актуальными для логопедов стали задачи становления партнерских отношений с семьями путем активного включения их в коррекционно-педагогическую работу. Между тем мало изучены вопросы взаимодействия логопеда с родителями для обеспечения непрерывности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОНР. Это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.
Вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности проводимой работы с семьями в ДОУ преобладают личностные установки родителей. Традиционно специалисты, в частности, логопеды, ограничиваются методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и воспитания детей. Однако такое воздействие, несмотря на усилие со стороны специалистов, оказывается малоэффективно. Вопрос привлечения родителей к коррекционно-педагогическому процессу принципиально значим и должен являться одним из приоритетных направлений в программе дошкольных образовательных учреждений.
Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспитание.
Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ..
В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Например, сегодня папа разрешает ребенку прыгать на диване или не убирать игрушки, на следующий день он более строг и запрещает то, что вчера было можно. Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует такой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребенком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты дошкольных учреждений.
Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.
На рубеже XIX—XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от 2-х до 4-х часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания). В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания детей, а также книги для родителей.
После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Неслучайно одной из задач являлось воспитание у них ненависти к капитализму. В 20-е годы писали, что семейное воспитание — отсталое. В этот исторический период существовали различные точки зрения на вопрос соотношения общественного и семейного воспитания, вплоть до изоляции детей от семьи. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, Л.И. Красногорская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Ра-дина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др.
Общественное воспитание детей было признано ведущим в те годы по идеологическим соображениям, так как стояла задача воспитания нового человека, с которой могла справиться не каждая семья. Общественное воспитание было необходимым также по причине вовлечения женщин в массовое производство. Детский сад являлся социальным центром, который помогал пролетарской семье воспитывать детей квалифицированными специалистами, и где ребенок находился в коллективе сверстников. Общественным дошкольным воспитанием были охвачены далеко не все дети, и в помощь родителям издавалась многочисленная педагогическая литература, создавались педагогические курсы для матерей. В те годы зарождались разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (Далее мы рассмотрим их подробнее.) Поскольку эти формы существуют длительное время, в практике работы детских садов они получили название «традиционных». Несмотря на положительные стороны работы с семьей в послереволюционный период, например, многообразие форм и тем, некоторые из них были чрезмерно подчинены господствующей идеологии; у детей выявляли их классовую направленность на основе тестов. Родителям сообщалось о пятилетних планах, борьбе с суевериями, религиозностью; не учитывались их интересы, потребность в знаниях, положительный опыт воспитания. Были разработаны лозунги для родителей, например: «Что взял в детские годы, не теряешь никогда»; «Коль семья груба, сурова, редко дети в ней здоровы».
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована вся семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда с родителями в коррекции речевых нарушений ребенка. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда и воспитателей будут недостаточны.
Содержание работы с родителями реализуются через разнообразные формы занятий, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. В основном специалисты придерживаются двух форм взаимодействия: коллективные – родительские собрания и индивидуальные – индивидуальные консультации. Как показывает практика, это малая толика из всего многообразия форм и методов взаимодействия специалистов с родителями. Всем родителями необходимы педагогические знания, знания индивидуальных особенностей своего ребенка, его проблем, сути его речевого нарушения. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, активизировать и обогащать их коррекционно-развивающие умения, поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы логопеда и воспитания в семье.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание и развитие ребенка идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей.
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.). Родительство — очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков — сможет. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
- Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей
Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию*, трудности взаимодействия.
Психологическая особенность поздней юности (возраст 18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества обычно трудно переносимого. Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью сапоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже спосо6ны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.
Центральный психологический момент в ранней зрелости (25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.
Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни прожито. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительности. Поскольку мечты часто нереальны оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять». Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем.
Центральная тема средней зрелости — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не; удалось прожить самомуому.
Особенности современной семьи
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Рассмотрим черты, присущие современной семье.
1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного спе-циалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С, почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). Пo мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.
2.Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.
Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:
- первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;
- второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры
в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения); - третий — подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка,
анализ характера этих отношений; - четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.
Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.
Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.
Глубина чувств между ребенком и родителями определяет всего дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.
В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.
Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «специалист—ребенок—родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
4. Формы взаимодействия логопеда с родителями.
Основные формы взаимодействия логопеда с родителями – индивидуальные консультации и выступления на родительских собраниях. Мы используем следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно информационные.
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между специалистами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение специалистами дошкольных учреждений совместных праздников и досугов в группе («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др.). Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем специалистам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма взаимодействия, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация специалистами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если логопед уделяет достаточное внимание коррекционно-развивающему содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы взаимодействия с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей с общим недоразвитием речи, рациональными методами и приемами коррекции речи для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение специалистов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Например, это может быть проведение родительских собраний по темам «Школа почемучек», «Здоровый ребенок», и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит специалистов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
В нашем дошкольном учреждении мы практикуем организацию клубов для родителей. Данная форма взаимодействия предполагает расширение знаний родителей о речевых нарушениях их детей и закрепление полученного материала на основе практического применения полученных знаний о методах и приемах коррекции речи. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. В заседаниях клуба могут участвовать не только специалисты и родители, но и дети, где они вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Таким образом, познавательные формы взаимодействия специалистов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекцию речи ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс коррекции его речи.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей с ОНР в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашней коррекции, объективнее увидеть деятельность воспитателей и логопеда.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с воспитателями и логопедами, занимающимися воспитанием и коррекцией речи детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть занятия логопеда с детьми, как подгрупповые, так и индивидуальные, самим «включиться» в их деятельность. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность логопеда и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
В процессе той или иной формы мы используем методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.
1. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Как проявляется речевое нарушение?», «Зачем нужна ребенку игра?» и др. У родителей могут возникнуть разногласия по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли заниматься с логопедом с 3 лет?», «Как заставить ребенка заниматься дома?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.
2. Игровые. Родителям бросают мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?». Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в коррекции речи ребенка?» Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца, например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.
3. Просмотр_видеороликов_с_записью логопедических занятий, различных режимных моментов. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше.
К игровым методам активизации относятся игры, например, загадывание загадок; вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные им детские игры; загадки, произнести чистоговорки, например — «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха»; подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?»
4. Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к дефекту ребенка, проблемам детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность развивать речь детей грамотно. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.
5. Анализ педагогических ситуаций. Педагогические ситуации для анализа можно брать из опыта работы с детьми. Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?» — «А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?»
Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания и обучения детей с ОНР, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др.
6. Решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.
Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?»
7. Метод игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.д. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих обучающих методов с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем.
8. Элементы тренинга. Например, упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации на глубокий вдох произнести звук «я» — задержка дыхания, медленный выдох. Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа, окунания в воду. Важно регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабить их даже в конфликтной ситуации. Хорошо задавать себе вопрос: «А как мое лицо? Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске-лице, тем быстрее гасятся раздражение, негативные эмоции. Особенно это надо помнить женщинам: излишнее напряжение способствуют образованию преждевременных морщин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей
Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...
Взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей.
В данной статье представлены основные направления и формы взаимодействия логопеда ДОУ с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре....
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
Консультация для родителей на тему "Активное участие родителей в коррекции речи детей"
Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей в руках родителей. ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.
Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым н...
Система взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...