«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения данного метода. И учитель-логопед является ведущим в направлении организации взаимодействия со всеми участниками педпроцесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»
Сообщение подготовила:
Учитель-логопед МАДОУ ДС № 56 «Северяночка»
Выступление на «Форсайт-центре» РМО педагогов групп компенсирующей направленности центра развития образования г Нижневартовска
Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения данного метода. И учитель-логопед является ведущим в направлении организации взаимодействия со всеми участниками педпроцесса.
Согласно Рабочей программы учителя-логопеда составлен план взаимодействия со всеми специалистами. И в рамках консультативной работы все специалисты ознакомлены и используют нейрофизиологический подход.
Наше ДОУ является участником РИП (региональной инновационной площадки) и представляет проект «Грани здоровья»
Данный проект реализует программы здоровьясбережения, здоровьясохранения. Концепция ДОУ «сохранение здоровья маленького сибирячка».
Одна из граней «снежинки» посвящена речевому и интеллектуальному развитию дошкольников. Функционируют логогруппы для детей с ТНР с 1 года до 3-х лет, с 5до 6 лет и с 6 лет до окончания образовательных отношений. И в рамках дополнительных образовательных услуг дети, не посещающие логогруппы могут получать дополнительные услуги, такие как развитие речи, так и по другим направлениям здоровьясбережения. Поэтому все специалисты задействованы в инновационном проекте, реализуют программы развивающего обучения, используют здоровьесберегающие технологии, применяют нейрофизиологический подход.
Логопедические занятия включают в себя комплекс специальных занятий: дыхательную и артикуляционную гимнастики, логомассаж, тейпирование, упражнения мозжечковой стимуляции, игры на развитие проприоцептивных нарушений. Но, это очень объёмный комплекс коррекционных мероприятий, поэтому все специалисты ДОУ так же проводят занятия в данном направлении, но, уже в рамках своих профессиональных обязанностей.
Первым, и наиболее важным направлением в речевом развитии детей, согласно теории нейрофизиологии, является развитие мозжечковая стимуляция.
Развитие координации проводится инструктором по физическому развитию в тренажёрном комплексе «Дом совы»
Развитие диафрагмального дыхания – важное составляющее в развитии речи.
Педагог дополнительного образования проводит специальную дыхательную гимнастику по рекомендациям учителя-логопеда в «Соляной пещере». Дети во время выполнения дыхательных упражнений вдыхают ионизированный воздух. Лёгкие и бронхи оздоравливаются, очищаются.
Педагог-психолог в соляной пещере применяет метод сказкотерапии.
Инструктор по плаванию, в бассейне постоянно применяет кинезиоупражнения (зайчик-колечко-цепочка), а так же, специальные упражнения и их сочетания, обучающие плаванию.
С тактильными мячами, с цветными палочками (возьми левой рукой синюю, правой рукой розовую палочку и передай партнёру). Если он будет передавать партнёру в ту же руку, получится перекрёстный обмен.
С кольцами: надевание на ноги (левая нога-жёлтое кольцо, правая нога – розовое кольцо и передача ногами).
Предварительные, обучающие упражнения проводятся воспитателями «на суше», затем такие же инструкции и упражнения дети выполняют в бассейне.
Командные, соревновательные игры с большими мячами и обручем: одновременно отпускаем правую руку, стараемся держать обруч и выбросить свободной рукой мяч из центра обруча. Передать мяч в одну или другую сторону: слева, справа, через голову.
И более сложные задания, для более старших детей, и тех, кто научился хорошо задерживать дыхание: «осьминожки». И самое сложное: игрушки с магнитами (необходимо примагнитить определённую игрушку, не задев другую, или провести между другими игрушками, никого не примагнитить.
Работа с детьми в бассейне важна для мозжечковой стимуляции. Так как, находясь в воде, в невесомости, наше тело понимает где верх, куда нужно выплывать только с помощью вестибулярного аппарата, среднего уха. В височной доле формируются нейронные связи, в центре речи, что даёт возможность развивать произносительную способность.
А развитие слухового восприятия у детей с ТНР является основным фактором коррекции ФФН и автоматизации поставленных звуков в речи.
Плавно переходя на фонетическое развитие, мы обращаемся к музыкальным руководителям.
Логоритмика проводится и музыкальным руководителем, и воспитателями логогрупп.
Так же воспитатели проводят различные упражнения на развитие проприоцептивных ощущений.
Мною создан альбом по развитию проприоцептивных ощущений по всем разделам в коррекции речевых нарушений. Родители воспитанников и все воспитатели ДОУ так же могут использовать его в работе с детьми.
Я предлагаю вам мастер-класс на развитие чувства ритма:
- Ритмическое упражнение «Фруктовые фантазии»
- «Ножки-ножки»
- Развитие слухового восприятия и координации движения «авиадиспетчер»
- «Что любит Петя: чай или мороженое?»
Практические материалы, представленные в данном выступление вы можете найти на моей страничке в образовательной сети «nsportal.ru»
Предварительный просмотр:
Практические материалы по логоритмике для воспитателей, родителей.
Логоритмика. Игра с палочками (ложками).
Дети сидят по кругу, у каждого в руках по 2 палочки.
Рыбка, рыбка – червячок! – удары по столу одновременно 2-ми палочками,
на слово «червячок», передача одной
палочки соседу (правую или левую, по договорённости)
Откуси хоть чуточку, – удары по столу одновременно 2-ми палочками, на слова «хоть чуточку», передача одной
палочки соседу (правую или левую, по договорённости)
Не проси меня рыбак, – удары по столу одновременно 2-ми палочками, на слово «рыбак», передача одной
палочки соседу (правую или левую, по договорённости)
Попадусь на удочку! – удары по столу одновременно 2-ми палочками, на слова «на удочку», передача одной
палочки соседу (правую или левую, по договорённости)
Темп постепенно увеличивается.
Развитие диалогической речи, слухового восприятия и моторной координации (без помощи зрения). Развитие интонационной системы речи (паузы, логическое ударение).
- Диспетчер! Диспетчер! Борт номер 1 просит взлёт.
-Борт номер 1! Все системы готовы к взлёту?
- Борт номер 1 все системы готовы!
-Борт номер 1, выруливайте на полосу разгона!
-повернитесь налево, сделайте 2 шага, остановитесь, повернитесь направо.
-Борт номер 1 вырулил на взлётную полосу.
-Борт номер 1, набирайте высоту! Прямо 3 медленных коротких шага, затем 3 длинных быстрых шага. Расправить крылья и «планировать».
-Борт номер 1 набрал высоту! Я лечу!
-Диспетчер! Борт номер 1 просит посадку.
- Диспетчер принял!
-Борт номер 1 заходите на посадку! Остановить «планирование», 2 медленных, коротких шага вправо, затем 3 длинных медленных шага влево. Остановиться.
-Борт номер 1 совершил посадку. Подавайте трап.
-Борт номер 1, поздравляю с мягкой посадкой. Трап подан.
Добро пожаловать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта
Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей коррекционной группы
консультация...
Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с русской народной сказкой &la...
Конспект ООД по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности «В гостях у домового»
Материал предназначен дя воспитателей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет «В поисках бабушкиных книг»
Конспект занятия по речевому развитию для детей с ТНР 4-5 лет...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...