«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения данного метода. И учитель-логопед является ведущим в направлении организации взаимодействия со всеми участниками педпроцесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»

Сообщение подготовила:

Учитель-логопед МАДОУ ДС № 56 «Северяночка»

Выступление на «Форсайт-центре»  РМО педагогов групп компенсирующей направленности центра развития образования г Нижневартовска

Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения данного метода. И учитель-логопед является ведущим в направлении организации взаимодействия со всеми участниками педпроцесса.

Согласно Рабочей программы учителя-логопеда составлен план взаимодействия со всеми специалистами. И в рамках консультативной работы все специалисты ознакомлены и используют нейрофизиологический подход.

Наше ДОУ является участником РИП (региональной инновационной площадки) и представляет проект «Грани здоровья»

Данный проект реализует программы здоровьясбережения, здоровьясохранения.  Концепция ДОУ «сохранение здоровья маленького сибирячка».

Одна из граней «снежинки» посвящена речевому и интеллектуальному развитию дошкольников. Функционируют  логогруппы для детей с ТНР с 1 года до 3-х лет, с 5до 6 лет и с 6 лет до окончания образовательных отношений.  И в рамках дополнительных образовательных услуг дети, не посещающие логогруппы могут получать дополнительные услуги, такие  как развитие речи, так и по другим направлениям здоровьясбережения. Поэтому все специалисты задействованы в инновационном проекте, реализуют программы развивающего обучения, используют здоровьесберегающие технологии, применяют нейрофизиологический подход.

Логопедические занятия включают в себя комплекс специальных занятий: дыхательную и артикуляционную гимнастики, логомассаж, тейпирование, упражнения мозжечковой стимуляции, игры на развитие проприоцептивных нарушений. Но, это очень объёмный комплекс коррекционных мероприятий, поэтому все специалисты ДОУ так же проводят занятия в данном направлении, но, уже в рамках своих профессиональных обязанностей.

Первым, и наиболее важным направлением в речевом развитии детей, согласно теории нейрофизиологии, является развитие  мозжечковая стимуляция.

Развитие координации проводится инструктором по физическому развитию в тренажёрном комплексе «Дом совы»

Развитие диафрагмального дыхания – важное составляющее в развитии речи.

Педагог дополнительного образования проводит специальную дыхательную гимнастику по рекомендациям учителя-логопеда в «Соляной пещере». Дети во время выполнения дыхательных упражнений вдыхают ионизированный воздух. Лёгкие и бронхи оздоравливаются, очищаются.

Педагог-психолог в соляной пещере применяет метод сказкотерапии.

Инструктор по плаванию, в бассейне постоянно применяет кинезиоупражнения  (зайчик-колечко-цепочка), а так же, специальные упражнения и их сочетания, обучающие плаванию.

С тактильными мячами, с цветными палочками (возьми левой рукой синюю, правой рукой розовую палочку и передай партнёру). Если он будет передавать партнёру в ту же руку, получится перекрёстный обмен.

С кольцами: надевание на ноги (левая нога-жёлтое кольцо, правая нога – розовое кольцо и передача ногами).

Предварительные, обучающие упражнения проводятся воспитателями «на суше», затем такие же инструкции и упражнения дети выполняют в бассейне.

Командные, соревновательные игры с большими мячами и обручем: одновременно отпускаем правую руку, стараемся держать обруч и выбросить свободной рукой мяч из центра обруча. Передать мяч в одну или другую сторону: слева, справа, через голову.

И более сложные задания, для более старших детей, и тех, кто научился хорошо задерживать дыхание: «осьминожки». И самое сложное: игрушки с магнитами (необходимо примагнитить определённую игрушку, не задев другую, или провести между другими игрушками, никого не примагнитить.

Работа с детьми в бассейне важна для мозжечковой стимуляции. Так как, находясь в воде, в невесомости, наше тело понимает где верх, куда нужно выплывать только с помощью вестибулярного аппарата, среднего уха. В височной доле формируются нейронные связи, в центре речи, что даёт возможность развивать произносительную способность.

А развитие слухового восприятия  у детей с ТНР является основным фактором коррекции ФФН и автоматизации поставленных звуков в речи.

Плавно переходя на фонетическое развитие, мы обращаемся к музыкальным руководителям.

Логоритмика проводится и музыкальным руководителем, и воспитателями логогрупп.

Так же воспитатели проводят различные упражнения на развитие проприоцептивных  ощущений.

Мною создан альбом по развитию проприоцептивных ощущений по всем разделам в коррекции речевых нарушений. Родители воспитанников и все воспитатели ДОУ так же могут использовать его в работе с детьми.

Я предлагаю вам мастер-класс на развитие чувства ритма:

  1. Ритмическое упражнение «Фруктовые фантазии»
  2. «Ножки-ножки»
  3. Развитие слухового восприятия и координации движения «авиадиспетчер»
  4. «Что любит Петя: чай или мороженое?»

Практические материалы, представленные в данном выступление вы можете найти на моей страничке в образовательной сети «nsportal.ru»

 



Предварительный просмотр:

Практические материалы по логоритмике для воспитателей, родителей.

Логоритмика. Игра с палочками (ложками).

Дети сидят по кругу, у каждого в руках по 2 палочки.

Рыбка, рыбка – червячок! – удары по столу одновременно 2-ми палочками,    

    на слово «червячок»,  передача одной

 палочки соседу (правую или левую, по договорённости)

Откуси хоть чуточку, – удары по столу одновременно 2-ми палочками,        на слова «хоть чуточку»,  передача одной

 палочки соседу (правую или левую, по договорённости)

Не проси меня рыбак, – удары по столу одновременно 2-ми палочками,         на слово «рыбак»,  передача одной

 палочки соседу (правую или левую, по договорённости)

Попадусь на удочку! – удары по столу одновременно 2-ми палочками,        на слова «на удочку»,  передача одной

 палочки соседу (правую или левую, по договорённости)

Темп постепенно увеличивается.

Развитие диалогической речи, слухового восприятия и моторной координации (без помощи зрения). Развитие интонационной системы речи (паузы, логическое ударение).

- Диспетчер! Диспетчер! Борт номер 1 просит взлёт.

-Борт номер 1! Все системы готовы к взлёту?

- Борт номер 1 все системы готовы!

-Борт номер 1, выруливайте на полосу разгона! 

-повернитесь налево, сделайте 2 шага, остановитесь, повернитесь направо.

-Борт номер 1 вырулил на взлётную полосу.

-Борт номер 1, набирайте высоту! Прямо 3 медленных  коротких шага, затем 3 длинных быстрых шага. Расправить крылья и «планировать».

-Борт номер 1 набрал высоту! Я лечу!

-Диспетчер! Борт номер 1 просит посадку.

- Диспетчер принял!

-Борт номер 1 заходите на посадку!  Остановить «планирование», 2 медленных, коротких шага вправо, затем 3 длинных медленных шага влево. Остановиться.

-Борт номер 1 совершил посадку. Подавайте трап.

-Борт номер 1, поздравляю с мягкой посадкой. Трап подан.

 Добро пожаловать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта

Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с  русской народной сказкой &la...

Конспект ООД по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности «В гостях у домового»

Материал предназначен дя воспитателей старшего дошкольного возраста....

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...