Взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей.
статья по логопедии по теме
В данной статье представлены основные направления и формы взаимодействия логопеда ДОУ с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolodia_vsaimodeistvia_specialistov_dou.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме коррекции речи детей, посещающих логопункт
Учитель -логопед
МБДОУ № 131 г.Мурманска
Бурганова Е.В.
В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте, затрудняют их решение.
В связи с этим, в нашем ДОУ, в рамках логопункта, разработана система координации всех участников педагогического процесса.
Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей с речевыми нарушениями, обследование физического развития и музыкальных способностей. Заполнение индивидуальных карт развития детей. Организация и проведение ПМП консилиума. | Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ. Осуществление логопедического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. | Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей. |
Заключительный | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов. |
В своей работе на логопункте взаимодействую с воспитателями, психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.
Основное мое взаимодействие в плане коррекции речевых нарушений осуществляется с воспитателем.
При организации совместной коррекционно-развивающей деятельности прослеживаются приоритные направления в работе учителя-логопеда и воспитателей, которые вы видите на слайде.
Приоритеты логопеда | Приоритеты воспитателя |
Коррекция звукопроизношения | Осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков |
Развитие фонематического слуха | Развитие фонематического слуха на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности через различные дидактические, подвижные игры для развития речи. |
Развитие связной речи | Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. |
Развитие артикуляционного аппарата. Выработка правильного речевого выдоха | Проведение артикуляционных упражнений. Включение комплексов дыхательных упражнений в режимные моменты. |
Формирование лексико-грамматических категорий | Включение игровых упражнений на занятиях по развитию речи. |
Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей через «Экран звукопроизношения».
С целью осуществления постоянной и непрерывной коррекции речевых нарушений ведутся тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания по индивидуальной работе в тетради, воспитатель строит свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка.
Для эффективной корекционно-развивающей работы:
- Разработано перспективное планирование совместной работы учителя – логопеда и воспитателей
- Подобраны рекомендации с практическим материалом по различным направлениям коррекционной работы.
Наиболее удачной формой взаимодействия логопеда и воспитателей стали мастер – классы по различным направлениям коррекционной работы.
Также к начале учебного года составляется план работы учителя – логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом
(на 2013 – 2014учебный год)
№ п/п | Тема | Формы работы | Сроки выполнения |
1. | Результаты логопедического обследования в старшей и подготовительной группах. | Педагогический час | Сентябрь – Октябрь |
2. | Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логопункта | Заседание ПМПк | Сентябрь-октябрь |
3. | Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных на логопункт. | Консультации для воспитателей. | Сентябрь |
4. | Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков. | Практикум для воспитателей | Октябрь |
5. | Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи. | Консультации, беседы с воспитателями. | В течение года |
6. | Проведение комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия. | Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре. | Сентябрь - Октябрь |
7. | Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических представлений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности | Памятки для воспитателей. | Декабрь |
8. | Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов. | Беседы с воспитателями. | Декабрь |
9. | Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. | Практикум для воспитателей. | Январь |
10. | Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики | Консультация для педагогов | Январь |
11. | Игры для формирования грамматического строя речи. | Практикум для воспитателей. | Февраль |
12. | Раннее обучение чтению детей с нарушением речи: проблемы и трудности. | Консультации, беседы с воспитателями. | Март |
13. | Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению педагогических характеристик. | Беседы, консультации с воспитателями средней группы Изучение данных, обмен мнениями. | Апрель / В течение года |
14. | Совместная подготовка к детским праздникам. | Подбор речевого материала, разучивание стихов. | В течение года |
Все чаще, дети зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.
Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:
- Развитие познавательной сферы
- Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы
- Развитие коммуникативных навыков
- Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность)
В начале учебного года разрабатывается перспективное планирование совместной деятельности учителя-логопеда и психолога.
При проведении занятий мною в коррекционную работу также включаются игровые упражнения по развитию внимания, восприятия, внимания, мышления.
У детей имеющих речевые нарушения наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.
Для координации нашей работы в начале учебного года мы разрабатываем циклограмму и перспективный план игр по профилактике данных нарушений.
Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает эти игры.
С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны) мною совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика. Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:
- хороводы,
- игры с пением,
- шумовые оркестры.
- Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
- распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
- этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Совместно с музыкальным руководителем нами создана картотека музыкальных игр с речевым сопровождением.
Ежемесячно мы координируем свою работу, выбирая лексический и дидактический материал.
Таким образом, правильное планирование помогает обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей, что способствует более эффективному и быстрому закреплению усвоенных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения по коррекции речи у детей
Цели и задачи работы специалистов совместно с логопедом в ДОУ...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.
Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым н...
Система взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»
Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения да...