Коррекция речи детей с билингвизмом в условиях логопункта.
статья по логопедии на тему

Гладышко Наталья Викторовна

Материал по коррекции речи детей с билингвизмом в условиях логопункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Гладышко Н.В., учитель-логопед

                                        МДОУ детский сад №24 с. Крутой Лог

                                Белгородского района Белгородской области

        Билингвами называют тех людей, которые могут понимать и говорить больше чем на одном языке. Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок, обусловленных как особенностями взаимодействия речевых систем, так и нарушениями речевого и психического развития ребёнка. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что сказывается на развитии речевой, познавательной сферы. У малышей, которые растут в двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности с произношением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду обучаются и общаются со сверстниками на русском языке.                                        Исследования, проведённые учеными различных стран, опровергают широко распространенное мнение, что маленький ребёнок всегда схватывает второй язык « на лету», что усвоение его не требует никаких усилий от самого ребёнка и окружающих его взрослых. Наоборот, овладение двумя языками вызывает трудности, да и речь на обоих языках развивается неравномерно. Если речь полноценно не сформирована ни на одном из языков, то разрушается структура речевого мышления, что может привести к психологическим стрессам. Ребенок начинает замыкаться в себе, возникают трудности с социальной адаптацией, а в дальнейшем может появиться ощущение ущербности. С логопедической позиции детей можно разделить на тех ,которые имеют патологические речевые расстройства, и тех, у которых таких нарушений нет, либо нарушения носят физиологический характер, связанный с этапом речевого развития ( различные показатели неплавности речи, незрелость речевых артикуляций и фонетико-фонематического  восприятия). Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7-летний возраст ребенка. К этому времени дети уже довольно хорошо владеют родным языком, что создаёт благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Психолингвистикой и методикой преподавания неродного языка установлено, что пути обучения родному языку, с одной стороны, и неродному языку, с другой- различны: при обучении родному языку образовательный

процесс идет от умений и навыков к знаниям. А при обучении неродному языку- наоборот от знаний к умениям и навыкам. Правильное произношение как одну из фонетических особенностей русского языка дошкольники должны усваивать не в отрыве от других особенностей языка (грамматических, лексических, синтаксических) и русской речевой деятельности, а во взаимных неразрывных связях, путем их практического использования в речи. Эффективная коррекция речевых нарушений, а именно звукопроизношения, на начальном этапе обучения билингвов возможна, если будут созданы определенные условия:                 

--взаимодействие психолого-педагогических служб с акцентом на логопедическое сопровождение двуязычных детей;

---применение принципов индивидуализации коррекционного воздействия;                                                                        

---использование игровых технологий для формирования положительной мотивации к занятиям.

Таким образом, перед педагогами стоят важные задачи и наиболее значимую роль в них играет логопедическая служба, потому что именно ей приходится работать с речевыми нарушениями двуязычных детей. Основные приёмы развития фонематического слуха для формирования правильного русского звукопроизношения- имитация, показ и объяснение артикуляции, звуковой анализ, применение занимательных игр. При построении системы упражнений необходимо учитывать принципы фонетики, психологии и дидактики.  В процессе выполнения упражнений дети осознают такие понятия, как твердый, мягкий согласный, ударный и безударный гласный, непроизносимый согласный, стечение согласных, оглушение и озвончение, овладевая звуковой системой русского языка. Составляя систему упражнений по фонетике необходимо связать их  с материалом по грамматике и лексике, выстроить их последовательность и конечно учитывать доступность и эффективность. Определенная последовательность в формировании произносительного навыка необходима для того чтобы усвоение одного звукового явления обеспечивало усвоение последующего. На начальном этапе дети должны иметь дело только с какой-либо одной трудностью, на преодоление которой и должно быть направлено их внимание. В связи с этим система упражнений строится на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов. Прежде чем начать выполнение того или иного упражнения, педагог должен убедиться в том, что все слова, включенные в упражнения для отработки тех или иных звуков или звукосочетаний, известны и понятны детям.                                                                                        Важно отметить, что основной задачей в развитии фонематического слуха и правильного звукопроизношения является формирование фонематического анализа и синтеза. Система логопедической работы по формированию навыков фонетического анализа и синтеза учитывает условия выделения звука ( определённое положение звука, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). На практике утвердился метод представления звукового состава слова с помощью цветных моделей. Для того чтобы овладение русским языком проходило успешно, необходимо привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений у детей. Важно, чтобы родитель смог преодолеть родительский авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.                        Знание русского языка становится сегодня условием успешной социализации ребёнка, даёт возможность самореализации личности, а также получение дальнейшего образования. Только внимательное отношение семьи и педагогов к ребенку поможет вырастить гармоничную, культурную, толерантную личность.                                                                                                                                              

             

Литература

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев.-М.: Детство-Пресс, 2007.-472с.
  2. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия /Под. Ред. Л.Е. Курнешовой.-М.: Центр «Школьная книга», 2007.-272с.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной,- М.: АРКТИ, 2010.-240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада

Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии....

Коррекция речи детей с билингвизмом

У малышей, которые растут в двуязычной семье, двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности произнесением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду обучаются и общают...

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта

В данной статье рассматривается инновационный подход к проведению логоритмических занятий в условиях логопункта.Описываются  авторские приемы, которые способствуют поддержанию  интереса к за...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта

Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта разработана на основе адаптированной основной образовательной программы на основе ООП Муниципального автономного о...

Кружок по развитию связной речи дошкольников «Веселая мультипликация» в условиях логопункта

Цель исследования – определить эффективность работы по развитию связной речи посредством мультипликации. В статье представлена работа кружка «Веселая мультипликация» и описана логопе...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ.

 Почти все дети в младшем возрасте имеют определенные проблемы с речью. И, конечно же, кто-то из детей справляются с этим самостоятельно в силу своих возрастных особенностей, а некоторым н...