"Зима. Зимние забавы детей". Занятие по формированию лексико-грамматических связей у детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Занятие по формированию лексико-грамматических связей для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).

Цели: Обогащать и активизировать знания детей по теме. Знать и называть зимние забавы. Расширять и активизировать словарь по данной теме; формировать обобщающее понятие. Развивать связную речь; учить отвечать на вопросы полным ответом, разгадывать загадки. Учить подбору признаков и действий к предметам; подбирать сущ. к прилагательным; употребление сущ. в творительном падеже; упражнять в подборе антонимов. Развивать мышление, воображение, память, артикуляцию.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._zimnie_zabavy_detey.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматических связей для детей с ТНР (старший дошкольный возраст)

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цели: Обогащать и активизировать знания детей по теме. Знать и называть зимние забавы. Расширять и активизировать словарь по данной теме; формировать обобщающее понятие. Развивать связную речь; учить отвечать на вопросы полным ответом, разгадывать загадки. Учить подбору признаков и действий к предметам; подбирать сущ. к прилагательным; употребление сущ. в творительном падеже; упражнять в подборе антонимов. Развивать мышление, воображение, память, артикуляцию.                                      

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, раздаточный материал «Снеговик», мяч (снежный ком).

Ход.

I. Организационный момент. 

Игра «Снежный ком» (мяч) Логопед бросает мяч, дети называют слова, характерные для зимы. (Снег, холод, метель, снежинка, лед, Дед Мороз, коньки, мороз…)

II.  Основная часть.

1. Вводная беседа о зиме.                                                                                                                                   – Какое сейчас время года? Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?                            

- Что происходит зимой в жизни животных, птиц, насекомых?                                                           – Вам нравится, когда зима снежная? Почему?                                                                                        – А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).                                                                                                                                                  – Как называется явление, когда выпадает много снега? (Снегопад)

2. Дыхательное упражнение «Чем пахнет зима?» (вдох через нос – выдох через рот) На выдохе дети называют, то чем пахнет зима. (свежестью, метелью, морозом, холодом…).

3. Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? Почему о декабре говорят                                              «Декабрь – зиме начало, году – конец».                                                                                                     Игра «Закончи предложение»:

Летом жарко, а зимой … (холодно)

Зимой дни становятся короче, а ночи… (длиннее)

Ребята играют днем, а спят… (ночью)

Осенью идет дождь, а зимой выпадает… (снег)

4. Почему все дети любят зиму? (Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить   снеговика)… Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о зимних развлечениях и забавах детей. Вывешивается картинка «Зимние забавы детей», а затем предметные картинки по ходу.

Отгадайте загадку:                                                                                                                                    

Льется речка – мы лежим,                                                                                                                         Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Выставляется предметная  картинка «коньки»                                                                                              - Одним из зимних развлечений детей является катание на коньках. Из каких частей состоят коньки?                                                                                                                                             - Как называется то место, где можно кататься на коньках? (на льду, на катке)                                 – С чем можно сравнить гладкий лед? (со стеклом)                                                                                 - Назовите сходства и отличие льда и стекла (прозрачный, гладкий, хрупкий; лед тает)

Игра «Подбери слова – признаки к слову лед»                                                                                                         Лёд (какой?) – прозрачный, гладкий, хрупкий, скользкий, холодный, чистый…).

- А еще можно кататься на лыжах.

Вывешивается предметная картинка («лыжи»)                

-  Где можно кататься на лыжах? (по дорожке, с горки)

Пальчиковое упражнение Лыжи».

Утром на лыжах кататься пошли,                                                                                                        Быстро на лыжах до леса дошли.                                                                                                         Время к обеду – весь лес обошли.                                                                                                        Дружно на лыжах домой мы пришли.                                                                                                       (Шагают указательным и средним пальцами по столу).

- На чем еще можно кататься с горки? (на санках)

Вывешивается картинка («санки»)

Санки ещё называют салазки, саночки, а в старину – каталочки). Конечно, интереснее на санках кататься с горки, а для того, чтобы построить горку нужна лопатка.

Артикуляционное упражнение «Лопатка».

Я лопатку положу,                                                                                                                                                     На лопатку погляжу.

- Дети очень любят играть в снежки. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было слепить снежок? (липкий, мокрый, мягкий)

- Какие еще зимние забавы детей вы знаете? (Рассматривают картину «Зимние забавы детей» и составляют по ней предложения)

Игра «Четвертый лишний» (картинки)

Физкультминутка «Игра в снежки»

Я снежок наскреб в ладошку,                                                                                                        Сделал шарик из него,                                                                                                                                   Раскатал его немножко                                                                                                                                                 И подбросил высоко. (Выполняют движения по тексту)

5.Индивидуальная деятельность детей.

 Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек                                                                                                                                Пробрался в двадцать первый век.                                                                                                    Морковкой нос, в руке метла                                                                                                                    Боится солнца и тепла. (Снеговик)

 Давайте из геометрических фигур выложим вот такого снеговика. (Дети собирают снеговика по образцу)

6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весна пришла" Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР (Старший дошкольный возраст)

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы; - расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразовани...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Программное содержание занятия :Обучение  детей выделению  на слух ранее изученных предлогов. Уточнение семантического значения сложных слов. Употребление существительных в творительном паде...

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи-это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, ...

«Овощи. Фрукты. Профессии овощевода и садовода». Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических связей

Закрепить знания детей об овощах и фруктах; познакомить с трудом взрослых в саду и огороде осенью; расширить и активизировать словарь по теме;        формировать обо...

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР старшей группы Тема: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. «Зимующие птицы»

Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Учить детей составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, выделять предлоги из предложений.Учить образовывать однокоренные слова.Развивать...