Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагательных, глаголов; учить согласовывать части речи в роде, числе и падеже; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже; образовывать сравнительную степень существительных; закрепить употребление в речи предлогов; тренировать в звуковом анализе и синтезе; развивать связную речь; развивать моторику, мышление, воображение, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_druzya_-_nasekomye.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей С ТНР
Тема: «Наши друзья - насекомые»
Цели: расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагательных, глаголов; учить согласовывать части речи в роде, числе и падеже; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже; образовывать сравнительную степень существительных; закрепить употребление в речи предлогов; тренировать в звуковом анализе и синтезе; развивать связную речь; развивать моторику, мышление, воображение, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: экран, проектор, презентация «Лесная полянка с насекомыми» мяч, магнитофон с записью звуков насекомых, набор игрушек – насекомые, карточки цифр от 1 до 5-ти, цветок, бабочка, звуковые фишки.
Ход.
I этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
(Дети стоят в кругу)
Логопед: Скоро лето! Скоро лето!
Много солнечного света!
Летом весело играть –
Бегать, прыгать и скакать.
Учитель-логопед: Какое время года наступит после весны? (Дети: Лето) Давайте подумаем и назовем признаки лета. Нужно начать так – «Летом…» (с мячом)
(Дети: Летом дни становятся длиннее. Летом часто идет дождь. Летом становится теплее. Летом солнце светит ярко. Летом растет трава, а на деревьях листочки. Летом появляются цветы. Летом над цветами порхают насекомые. И т.д.)
Учитель-логопед: Я предлагаю вам стать путешественниками и отправится на летнюю полянку, чтобы встретиться с её обитателями.
Рече двигательное упражнение;
По дороге мы идем– - дети шагают на месте
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень
Под березкой посидим, - садятся на корточки
Пол березкой полежим. – кладут голову на ладони
Потом дальше пойдем, - встают и идут
На полянку придем.
(Дети садятся на стульчики)
II. Способствуем формированию образовательных умений
Учитель-логопед: Ребята, мы с вами оказались на полянке, что-то здесь никого не вижу и не слышу. (Включается мультимедиа – летняя полянка на ней никого нет, фонограмма со звуками насекомых).
Учитель-логопед: А нет, слышу. Ребята, а вы слышите, кто издает эти звуки? (Дети: Насекомые)
А вот и первый житель, отгадайте, кто это.
От цветка к цветку порхает,
А устанет – отдыхает.
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а нектар собирает. (Бабочка)
(На экране появляется бабочка).
- Давайте немного о ней расскажем. Отвечайте на мои вопросы полным ответом.
Опишите внешний вид бабочки, из каких частей состоит тело бабочки? У бабочки пестрые крылья – она … (пестрокрылая). Как бабочка передвигается? Где живет, чем питается? Чем она нюхает? (усиками) А как появляется бабочка?
(Дети рассказывают о превращении бабочки из гусеницы)
(У гусеницы 6 ножек, 2-5 брюшек, на ногах особые крючочки, чтобы удерживаться на растениях и листьях. Она ест листья, стебли и других насекомых. Имеет защитную окраску. Затем она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Из куколки – бабочка).
- Это маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион –
Ловко прыгать мажет он. (Д: Кузнечик) (На экране появляется кузнечик).
Учитель-логопед: Из каких частей состоит тело кузнечика? Как он передвигается? У кузнечика длинные ноги – он длинноногий. Чем «поёт» кузнечик? (крыльями) и т.д. (Ответы детей)
- На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Серебристые глаза
Кто же это? (Д: Стрекоза) (На экране появляется стрекоза, беседа о стрекозе).
- Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам вкуснейший мед.
Людям всем она мила,
А зовут её - … (Пчела)
(На экране появляется пчела, беседа о пчеле, беседа о пчеле).
- А какие насекомые по внешнему виду очень похожи на пчелу? (Д: Оса, шмель).
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Д: Муравей) (На экране появляется муравей, беседа о муравье).
- Всех жучков она милей,
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка) (На экране появляется божья коровка. Беседа).
Динамическая пауза «Кузнечики».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише – тише, высоко
Прыгать на носках легко.
Учитель-логопед: Вот сколько жителей прилетело к нам на полянку. (Дети смотрят на экран – «полянку, снова включается фонограмма со звуками насекомых.)
Как мы назовем их одним словом? (Насекомые)
- А каких насекомых мы можем встретить не только на полянке, но и у себя дома? (Муха, комар…)
- Ребята, чем похожи и чем отличаются насекомые?
Общее: есть брюшко, крылья, усики, лапки, глаза…
Отличие: расцветкой, размером, способом передвижения…
- Насекомые не только сидят, как на нашей полянке. А что они еще умеют делать?
Игра «Подбери слова – действия». Они: летают, прыгают, ползают, жужжат, стрекочут, откладывают яйца, кушают, охотятся, собирают (нектар), опыляют, пьют, смотрят, дают мед…
Игра «Подбери слова – признаки к слову мед». Мед (какой?) – сладкий, душистый, вкусный, ароматный, желтый, полезный.
Учитель-логопед: Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я дотрагиваюсь до насекомого веточкой, а вы представляете, что их стало много.
Игра «Один – много».
Муравей – много муравьев, стрекоза – много стрекоз, пчела – много пчел, бабочка – много бабочек… т.д.
- Много – это сколько, не понятно. Давайте их посчитаем и поиграем в игру.
Игра «Посчитай от 1 до 5-ти». (Карточки с цифрами).
1 стрекоза, 3 стрекозы, 5 стрекоз… и т.д.
Учитель-логопед: Наши насекомые маленькие, а если мы возьмем лупу и увеличим их части тела, посмотрим, что произойдет.
У стрекозы не глаза, а … глазищи, у кузнечика не лапы, а … лапищи, у бабочки не крылья, а крылищи, у пчелы не усы, а усищи.
Учитель-логопед: Пока мы с вами увеличивали насекомых, пошел дождь.
Пальчиковое упражнение «Дождик».
(Дети стучат указательным и средним пальцами по столу в такт с ускорением).
Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля – раз, капля – два,
Капля медленно сперва.
Поскорей, поскорей,
Всё быстрее и быстрей.
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Учитель-логопед: Посмотрите, после дождика расцвел цветочек. А насекомым нравятся цветы. Бабочка будет летать, а вы должны будете сказать, где сейчас она находится, используя «маленькое слово – помощник» (предлог). А какие слова – помощники вы знаете? (Дети: в, на, под, над, у, возле) А еще не забудьте определить, слева или справа бабочка от цветка.
(Логопед перемещает бабочку, а дети говорят. Например, бабочка летает над цветком, бабочка спряталась под цветком, бабочка слева от цветка и т.д.).
Учитель-логопед: Я слышу, к нам летит еще одно насекомое.
- Черен, да не бык,
Много ног без копыт.
Летит – жужжит,
А сядет – молчит. (Жук) (На экране появляется изображение жука)
- Давайте покажем, как летит жук и споем песенку жука. Я буду дирижер.
(Дети встали, локти прижаты к бокам, машут ладошками – «маленькими крылышками и жужжат, а логопед дирижирует, показывая силу голоса: жжжЖЖЖжжжЖЖЖжжж…)
Учитель-логопед: Сядем на места. Давайте дадим характеристику звуку Ж – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначим карточкой синего цвета. Выложим звуковую схему слова ЖУК. (Дети выкладывают, проводят анализ).
Учитель-логопед: Молодцы, вы оказались очень внимательными, а насекомые хотят проверить, узнаете ли вы их на ощупь.
Игра «Узнай насекомое на ощупь». (Дети угадывают насекомых с закрытыми глазами).
III этап. Способствуем проведению детской рефлексии.
Учитель-логопед: Вот и закончилось наше путешествие на лесную полянку. А с кем мы там встретились? (С насекомыми). Какие задания были интересными? А какие задания были трудными для вас? Они живут в природе, а как мы должны относится к природе? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.
На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различно...
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Мой лююбимый город ....
Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....
Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"
Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»
Задачи приоритетной образовательной области:• речевое развитие - развитие звуковой и интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме «Насекомые»), развитие с...