Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагательных, глаголов; учить согласовывать части речи в роде, числе и падеже; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже; образовывать сравнительную степень существительных; закрепить употребление в речи предлогов; тренировать в звуковом анализе и синтезе; развивать связную речь; развивать моторику, мышление, воображение, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_druzya_-_nasekomye.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей С ТНР

Тема: «Наши друзья - насекомые»

Цели: расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагательных, глаголов; учить согласовывать части речи в роде, числе и падеже; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже; образовывать сравнительную степень существительных; закрепить употребление в речи предлогов; тренировать в звуковом анализе и синтезе; развивать связную речь; развивать моторику, мышление, воображение, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: экран, проектор, презентация «Лесная полянка с насекомыми» мяч, магнитофон с записью звуков насекомых, набор игрушек – насекомые, карточки цифр от 1 до 5-ти, цветок, бабочка, звуковые фишки.

Ход.

I этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

 (Дети стоят в кругу)

Логопед: Скоро лето! Скоро лето!

                 Много солнечного света!

                 Летом весело играть –

                 Бегать, прыгать и скакать.

Учитель-логопед:   Какое время года наступит после весны? (Дети: Лето) Давайте подумаем и назовем признаки лета. Нужно начать так – «Летом…» (с мячом)

(Дети: Летом дни становятся длиннее. Летом часто идет дождь. Летом становится теплее. Летом солнце светит ярко. Летом растет трава, а на деревьях листочки. Летом появляются цветы. Летом над цветами порхают насекомые. И т.д.)

Учитель-логопед:   Я предлагаю вам стать путешественниками и отправится на летнюю полянку, чтобы встретиться с её обитателями.

Рече двигательное упражнение;

По дороге мы идем–                  - дети шагают на месте

Путь далек, далек наш дом.  

Жаркий день, сядем в тень

Под березкой посидим,             - садятся на корточки

Пол березкой полежим.            – кладут голову на ладони

Потом дальше пойдем,              - встают и идут

На полянку придем.

(Дети садятся на стульчики)

II. Способствуем  формированию образовательных умений

Учитель-логопед:  Ребята, мы с вами оказались на полянке, что-то здесь никого не вижу и не слышу. (Включается мультимедиа – летняя полянка на ней никого нет, фонограмма со звуками насекомых).

Учитель-логопед:  А нет, слышу. Ребята, а вы слышите, кто издает эти звуки? (Дети: Насекомые) 

А вот и первый житель, отгадайте, кто это.

От цветка к цветку порхает,

А устанет – отдыхает.

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает.  (Бабочка)

(На экране появляется бабочка).

- Давайте немного о ней расскажем. Отвечайте на мои вопросы полным ответом.

Опишите внешний вид бабочки, из каких частей состоит тело бабочки? У бабочки пестрые крылья – она … (пестрокрылая). Как бабочка передвигается?  Где живет, чем питается? Чем она нюхает? (усиками) А как появляется бабочка?

(Дети рассказывают о превращении бабочки из гусеницы)

(У гусеницы 6 ножек, 2-5 брюшек, на ногах особые крючочки, чтобы удерживаться на растениях и листьях. Она ест листья, стебли и других насекомых. Имеет защитную окраску. Затем она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Из куколки – бабочка).

- Это маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион –

Ловко прыгать мажет он.  (Д: Кузнечик)  (На экране появляется кузнечик).

Учитель-логопед:  Из каких частей состоит тело кузнечика? Как он передвигается? У кузнечика длинные ноги – он длинноногий. Чем «поёт» кузнечик? (крыльями) и т.д. (Ответы детей)

- На ромашку у ворот

Опустился вертолет

Серебристые глаза

Кто же это?   (Д: Стрекоза)   (На экране появляется стрекоза, беседа о стрекозе).

- Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам вкуснейший мед.

Людям всем она мила,

А зовут её - … (Пчела)

(На экране появляется пчела, беседа о пчеле, беседа о пчеле).

- А какие насекомые по внешнему виду очень похожи на пчелу?  (Д: Оса, шмель).

- Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.   (Д: Муравей) (На экране появляется муравей, беседа о муравье).

- Всех жучков она милей,

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки.   (Божья коровка) (На экране появляется божья коровка. Беседа).

Динамическая пауза «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише – тише, высоко

Прыгать на носках легко.

Учитель-логопед:  Вот сколько жителей прилетело к нам на полянку. (Дети смотрят на экран – «полянку, снова включается фонограмма со звуками насекомых.)

  Как мы назовем их одним словом? (Насекомые)

- А каких насекомых мы можем встретить не только на полянке, но и у себя дома? (Муха, комар…)

- Ребята, чем похожи и чем отличаются насекомые?

Общее: есть брюшко, крылья, усики, лапки, глаза…

Отличие: расцветкой, размером, способом передвижения…

- Насекомые не только сидят, как на нашей полянке. А что они еще умеют делать?

Игра «Подбери слова – действия». Они: летают, прыгают, ползают, жужжат, стрекочут, откладывают яйца, кушают, охотятся, собирают (нектар), опыляют, пьют, смотрят, дают мед…

Игра «Подбери слова – признаки к слову мед». Мед (какой?) – сладкий, душистый, вкусный, ароматный, желтый, полезный.

Учитель-логопед:   Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я дотрагиваюсь до насекомого веточкой, а вы представляете, что их стало много.

Игра «Один – много».

Муравей – много муравьев, стрекоза – много стрекоз, пчела – много пчел, бабочка – много бабочек… т.д.

- Много – это сколько, не понятно. Давайте их посчитаем и поиграем в игру.

Игра «Посчитай  от 1 до 5-ти». (Карточки с цифрами).

1 стрекоза, 3 стрекозы, 5 стрекоз… и т.д.

Учитель-логопед: Наши насекомые маленькие, а если мы возьмем лупу и увеличим их части тела, посмотрим, что произойдет.

У стрекозы не глаза, а … глазищи, у кузнечика не лапы, а … лапищи, у бабочки не крылья, а крылищи, у пчелы не усы, а усищи.

Учитель-логопед: Пока мы с вами увеличивали насекомых, пошел дождь.

Пальчиковое упражнение «Дождик».

(Дети стучат указательным и средним пальцами по столу в такт с ускорением).

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля – раз, капля – два,

Капля медленно сперва.

Поскорей, поскорей,

Всё быстрее и быстрей.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Учитель-логопед: Посмотрите, после дождика расцвел цветочек. А насекомым нравятся цветы. Бабочка будет летать, а вы должны будете сказать, где сейчас она находится, используя «маленькое слово – помощник» (предлог). А какие слова – помощники вы знаете? (Дети: в, на, под, над, у, возле) А еще не забудьте определить, слева или справа бабочка от цветка.

(Логопед перемещает бабочку, а дети говорят. Например, бабочка летает над цветком, бабочка спряталась под цветком, бабочка слева от цветка и т.д.).

Учитель-логопед:  Я слышу, к нам летит еще одно насекомое.

- Черен, да не бык,

  Много ног без копыт.

  Летит – жужжит,

  А сядет – молчит.  (Жук)   (На экране появляется изображение жука)

- Давайте покажем, как летит жук и споем песенку жука. Я буду дирижер.

(Дети встали, локти прижаты к бокам, машут ладошками – «маленькими крылышками и жужжат, а логопед дирижирует, показывая силу голоса: жжжЖЖЖжжжЖЖЖжжж…)

Учитель-логопед: Сядем на места. Давайте дадим характеристику звуку Ж – согласный, звонкий,  всегда твердый, обозначим карточкой синего цвета. Выложим звуковую схему слова ЖУК.   (Дети выкладывают, проводят анализ).

Учитель-логопед: Молодцы, вы оказались очень внимательными, а насекомые хотят проверить, узнаете ли вы их на ощупь.

Игра «Узнай насекомое на ощупь». (Дети угадывают насекомых с закрытыми глазами).

III этап. Способствуем проведению детской рефлексии.

Учитель-логопед: Вот и закончилось наше путешествие на лесную полянку. А с кем мы там встретились?  (С насекомыми). Какие задания были интересными? А какие задания были трудными для вас? Они живут в природе, а как мы должны относится к природе? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.

На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различно...

Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....

Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»

Задачи приоритетной образовательной области:• речевое развитие - развитие звуковой и интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме «Насекомые»), развитие с...