Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР старшей группы Тема: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
- Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
- Учить детей составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, выделять предлоги из предложений.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие.
- Совершенствовать тактильное восприятие, развивать общую и мелкую моторику.
- Работать над речевым дыханием.
- Формировать доброжелательное отношение, инициативность, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР старшей группы
Тема: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. «Зимующие птицы»
Цель:
- Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
- Учить детей составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, выделять предлоги из предложений.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие.
- Совершенствовать тактильное восприятие, развивать общую и мелкую моторику.
- Работать над речевым дыханием.
- Формировать доброжелательное отношение, инициативность, ответственность.
Ход занятия:
1. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ЗАДАНИЕ
-Логопед: Ребята, сегодня я хочу предложить очень интересное задание.
Вы опустите по очереди ручки в сухой бассейн. Я закрою его платком. Вы должны нащупать предмет и рассказать о своих ощущениях, какой этот предмет на ощупь. Хочу подсказать вам, что я нашла все эти предметы в осеннем парке.
Дети ощупывают предметы в накрытом платком контейнере и рассказывают о своих ощущениях.
1-й ребенок. – Я нашел желудь. Он гладкий, овальный, приятный на ощупь. И т.д.
- Лог. Вы очень хорошо описали найденные предметы. Молодцы! Скажите, чьи это подарки- орех, желудь , шишки, каштаны?
- Дети: Это подарки осени.
- Лог: Скажите, ребята, какая сейчас осень поздняя или ранняя?
- Дети: Сейчас поздняя осень, Так как листья с деревьев уже облетели, стали сухими, коричневыми. Часто идет дождь. На улице сыро и холодно.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.
-Лог: Давайте вспомним, как надо правильно дышать и подуем на птичек.
Дети вспоминают, что при вдохе надувается живот, плечи не поднимаются. Делают вдох носом, а выдыхают через рот.
- Лог. Наши птички полетели. Ребята, какие птицы улетают в теплые края?
- Дети: Перелетные.
- Лог: Правильно, а с нами на зиму остаются какие птицы?
- Дети: Зимующие.
- Лог: Мы с вами живем на Кубани, поэтому давайте вспомним наших зимующих птиц.
Дети подходят к магнитной доске. За правильный ответ логопед дает ребенку картинку с птицей, а ребенок прикрепляет ее на доску.
3. ЛОГОПЕД ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ К СТОЛУ.
-Лог: Ребята, помогите мне закончить стихотворение и отгадать загадки.
Черная, как вар,
Кричит: «кар»
(ворона)
Чик- чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Это…(воробей)
Вещунья белобока,
А зовут ее….(сорока)
Ночью летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло.
(сова)
- Лог: Посмотрите, а вот и ворона. Она хочет с вами поиграть, она такая шустрая, то на дерево залетит, то в гнездо, а то и вовсе улетит. Вы должна внимательно следить, где сидит ворона и составить предложение с маленькими словами В, НА, ПОД.
Дети составляют предложения типа: Ворона сидит в гнезде.
- Лог: Ребята, ворона улетела и оставила нам свое гнездышко, а в нем картинки. Выберите по одной и составьте каждый со своей картинкой предложение с маленькими словами В,НА,ПОД.
Дети составляют предложения и называют предлог, который они использовали.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «КОРМУШКА».
Сколько птиц к кормушке нашей Дети сжимают и разжимают кулачки
Прилетело мы расскажем:
Две синицы, воробей , Дети загибают по одному пальцу на
Шесть щеглов и голубей , обеих руках
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Дети сжимают и разжимают куло
чки.
5. ЛОГОПЕД ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ ПРОЙТИ НА КОВЕР И ПОСЛУШАТЬ ЗАДАНИЕ.
- Лог: Первая игра называется «Слова одной семейки» (образование однокоренных слов от слова воробей)
Попробуем образовать слова от названия зимующей птицы ВОРОБЕЙ. Я даю задание и бросаю мяч, вы ловите мяч, образуете слово из одной семейки со словом ВОРОБЕЙ и бросаете мяч мне. Как назвать маленького воробья?
- Дети: Воробьишко.
- Лог: А еще как?
- Дети: Воробышек.
- А как назовете огромного воробья?
- Дети: Воробьище.
- Как можно назвать хвост воробья?
- Дети: Воробьиный
- Молодцы! Отлично!
6. УПРАЖНЕНИЕ «ПРИСЯДЬ, КОГДА УСЛЫШИШЬ ЗВУК «В».
(развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти)
- Лог: А теперь скажите мне с какого звука начинаются образованные вами слова?
- Дети: Со звука «В».
- Лог: Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете приседать, когда услышите звук «В» в названиях птиц.
ВОРОНА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ, КУКУШКА, СОВА, СИНИЦА.
- Лог: Ребята, посмотрите перелетные птички улетели и оставили на послание. Посмотрим?
Логопед приглашает детей пройти за стол.
7. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЧКИ
–Лог: Перелетные птички просят нас в своем послании заботится зимой о птицах, оставшихся с нами. Как мы можем это сделать?
- Дети: Делать кормушки и насыпать туда корм.
-Лог: Правильно.
Снегирь, воробей, клест и синица-
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же сами.
Логопед раздает детям картинки и цветные карандаши.
-Лог: Давайте угостим птиц. Вы должны провести ровненькую линию к тому лакомству, которое любит каждая птичка.
8. ИТОГ.
-Лог: Молодцы, ребята! Сегодня вы все постарались и поэтому получаете солнышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.
Тема занятия "К нам идет Весна" В конспекте:цель, задачи, ход занятия...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе Тема «Сад. Фрукты»
Конспект для проведения фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря детей старшей группы на тему "Сад.Фрукты". В конспекте пр...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...