Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

   Общее недоразвитие речи-это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekko-gramatch._kategorii.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи - это нарушение при котором у ребенка с

нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не

сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика,

грамматика.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим

недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения

грамматического строя речи-аграмматизмы-нередко занимают ведущее

место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение

грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное

овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего

обучения ребенка, так и для коммуникации.

Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и

устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в

лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть

использованы упражнения направленные на расширение и уточнение

словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.

На ряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те

приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать

нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в

предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов,

использовать приготовленный словарь и предложения определенной

конструкции самостоятельной речи.

Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают

грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что

в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка,

как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным

обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы, и окончания

являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим

конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель,

который не воспринимается детьми.

Характерной особенностью речи у детей данной категории является

сосуществование грамматически правильных и не правильных предложений.

Такие дошкольники зачастую не могут повторять фразы более чем из

четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.

Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми не

распространенными предложениями, но даже и здесь не редки ошибки при

употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных

частей речи.

В случае тяжелого недоразвития речи дети длительное время не

усваивают синтаксическое значение падежа. Не редко ребенок производит

перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в

работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в

использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных

воспитательных мероприятиях.

Самый эффективный метод-использование дидактической

(обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия логопеда на

ребенка и в тоже время -основного вида деятельности старшего

дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них-

обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой

действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного материала. В игре наиболее

эффективно можно осуществить коррекционные воздействия на речь и

личность ребенка.

Когда логопед говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким

образом ребенка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если

необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребенка

появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную

не им самим.

Организуя занятия (или отдельные части) логопед в этой привычной

для ребенка форме деятельности, общается с ним на равных, завоевывает его

любовь и доверие, преодолевая его скованность и застенчивость.

Разнообразные игровые ситуации умело созданные логопедом,

побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание

от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает влияние на общее

психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность,

затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает

эффективность коррекционной работы.

Эффективность использования дидактических игр на лексико-

грамматических занятиях зависит от соблюдения следующих условий:

-систематическое проведение занятий

-размещение игр в порядке нарастающей сложности

-подчиненность заданий выбранной теме

-вариативность упражнений

Дидактические игры по грамматике одновременно являются

упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже

освоенного детьми.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции

грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую

Логопедическая коррекция становится более эффективной при

использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного

материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально

изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее

усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

На занятиях я применяю специально разработанное панно, пособия,

настольно-печатные игры для того, чтобы вызвать у детей интерес к

обучению. Например, успешно используется игра «Писатель», которая

позволяет в доступной интересной для ребенка форме формировать у него

навык составления связанных описательных рассказов по лексическим

темам. Также мною изготовлена постоянно пополняется картотека

дидактических игр.

Литература

Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. «Устранение общего недоразвития речи у

детей дошкольного возраста» М., «Айрис-пресс», 2004

Васильева С.А.., Соколова Н.В. «Логопедические игры для

дошкольников»-М.: Школа-Пресс, 2001

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и

задания»-СПб.: «Каро» 2000

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и

грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»-

СПб.: издательство «Союз», 2001

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-

грамматических представлений»- СПб: Детство-пресс, 2003

Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми»- М.: Владос, 1999

Тимонин Е.И., Туюлайнен Е.А. «Непрерывная система коррекции

общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для

детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)»- СПб: Детство-пресс

Лозбякова М.И. «Учимся правильно и четко говорить»-М.: Вектано-

Графф. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи...

«Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детя...

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"

Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

Консультация для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....