Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа)
Общее недоразвитие речи-это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekko-gramatch._kategorii.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - это нарушение при котором у ребенка с
нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не
сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика,
грамматика.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим
недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения
грамматического строя речи-аграмматизмы-нередко занимают ведущее
место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение
грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное
овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего
обучения ребенка, так и для коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и
устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в
лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть
использованы упражнения направленные на расширение и уточнение
словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
На ряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те
приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать
нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в
предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов,
использовать приготовленный словарь и предложения определенной
конструкции самостоятельной речи.
Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают
грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что
в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка,
как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным
обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы, и окончания
являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим
конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель,
который не воспринимается детьми.
Характерной особенностью речи у детей данной категории является
сосуществование грамматически правильных и не правильных предложений.
Такие дошкольники зачастую не могут повторять фразы более чем из
четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.
Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми не
распространенными предложениями, но даже и здесь не редки ошибки при
употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных
частей речи.
В случае тяжелого недоразвития речи дети длительное время не
усваивают синтаксическое значение падежа. Не редко ребенок производит
перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в
работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в
использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных
воспитательных мероприятиях.
Самый эффективный метод-использование дидактической
(обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия логопеда на
ребенка и в тоже время -основного вида деятельности старшего
дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них-
обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой
действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного материала. В игре наиболее
эффективно можно осуществить коррекционные воздействия на речь и
личность ребенка.
Когда логопед говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким
образом ребенка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если
необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребенка
появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную
не им самим.
Организуя занятия (или отдельные части) логопед в этой привычной
для ребенка форме деятельности, общается с ним на равных, завоевывает его
любовь и доверие, преодолевая его скованность и застенчивость.
Разнообразные игровые ситуации умело созданные логопедом,
побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание
от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает влияние на общее
психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность,
затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает
эффективность коррекционной работы.
Эффективность использования дидактических игр на лексико-
грамматических занятиях зависит от соблюдения следующих условий:
-систематическое проведение занятий
-размещение игр в порядке нарастающей сложности
-подчиненность заданий выбранной теме
-вариативность упражнений
Дидактические игры по грамматике одновременно являются
упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже
освоенного детьми.
Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции
грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую
Логопедическая коррекция становится более эффективной при
использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного
материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально
изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее
усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
На занятиях я применяю специально разработанное панно, пособия,
настольно-печатные игры для того, чтобы вызвать у детей интерес к
обучению. Например, успешно используется игра «Писатель», которая
позволяет в доступной интересной для ребенка форме формировать у него
навык составления связанных описательных рассказов по лексическим
темам. Также мною изготовлена постоянно пополняется картотека
дидактических игр.
Литература
Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. «Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста» М., «Айрис-пресс», 2004
Васильева С.А.., Соколова Н.В. «Логопедические игры для
дошкольников»-М.: Школа-Пресс, 2001
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и
задания»-СПб.: «Каро» 2000
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»-
СПб.: издательство «Союз», 2001
Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-
грамматических представлений»- СПб: Детство-пресс, 2003
Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми»- М.: Владос, 1999
Тимонин Е.И., Туюлайнен Е.А. «Непрерывная система коррекции
общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для
детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)»- СПб: Детство-пресс
Лозбякова М.И. «Учимся правильно и четко говорить»-М.: Вектано-
Графф. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»
Консультация для родителей...
Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников
Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...
использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи
дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи...
«Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детя...
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи
Консультация для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО
В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....