"Весна пришла" Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР (Старший дошкольный возраст)
план-конспект по логопедии по теме
- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы; - расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения; - работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко -буквенном анализе; - совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; - воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_prishla.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Весна пришла
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических связей
для детей с ОНР
(Старший дошкольный возраст)
Автор: учитель- логопед МДОУ ДС КВ №7 с.Кухаривка МО Ейский район
Хохлова Елена Юрьевна
Цель: - уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы;
- расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно- ласкательной форме; образование относительных прилагательных; упражнять в подборе антонимов;
- работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко -буквенном анализе;
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: ведро, енот, санки, носки, апельсин, буквы В,Е,С,Н,А, схема – описание «Времена года», солнышко, конверт с заданиями от Буратино, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».
Ход занятия.
I. ОРГ. МОМЕНТ. (Логопед приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках у логопеда красочно оформленное улыбающееся солнышко).
Логопед: Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко) А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)
А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.
(Логопед читает отрывок стихотворения А. Горина «Весна»).
Расправляют крылья ветерки и птицы,
Тёплыми лучами манит вышина.
Открывает сказки первые страницы
Добрая волшебница … (дети договаривают хором: весна).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.
(Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,… с крыш капают сосульки,… прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д. ).
Логопед: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. На магнитную доску вывешиваются соответствующие картинки, подобранные логопедом. Д/игра «Подбери словечко»).
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Дети надевают весеннюю… (одежду).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы). Это… (подснежники, ландыши).
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина. Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. Закройте глаза.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который логопед передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? Подберите как можно больше слов – признаков.
(д: полянка - весенняя, солнечная, красивая, пёстрая…)
А какой вы видите ручеёк? (Д: быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий…)
И о весне тоже можно сказать много красивых слов. Какая весна?
(д: весна – ранняя, поздняя, тёплая, долгожданная, солнечная, звонкая, весёлая, цветущая, голосистая…т.д.) А какое весной небо? (д: небо – голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное… т.д).
Логопед: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)
Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)
Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)
Логопед: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).
Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)
(Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек»).
Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
Логопед: Поиграем в игру «Один – много». (Логопед называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа Р.п.)
Весной в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, почка, проталина, лужа, скворец, птица, цветы, ручей, капля, месяц).
А сколько на самом деле месяцев у весны? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.
(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)
Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
(Дальше логопед упражняет детей в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; согласовании сущ. с числительными).
Логопед: Ребята, а про что можно сказать - весенний? (д: день, цветок, месяц, дождь, гром, лист) Давайте посчитаем до 5-ти весенний цветок (Дети считают: один весенний цветок, два весенних цветка, 3…,4…,5 весенних цветов. Также можно предложить посчитать другие словосочетания, выборочно).
Про что можно сказать весенняя? (Д: погода, пора, куртка, капель…т.д).
Про что можно сказать весеннее? (Д: небо, настроение, солнце…т.д).
Про что можно сказать весенние? (Д: дни, цветы, дожди, ручьи…т.д.)
Молодцы ребята, много слов вы подобрали, и считать вы тоже умеете. Весной очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.
(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля».)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).
От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу» (образование относительных прилагательных. Логопед даёт пример: весна - весенний, далее дети повторяют по образцу):
весна – весенний март – мартовский
цветы – цветочный дождь – дождливый
тепло – тёплый трава – травяной
ветер – ветреный весело – весёлый
А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной. (Дети повторяют за логопедом слова и выполняют движения).
К нам весна шагает быстрыми шагами - идут с высоким подниманием колен
И сугробы тают под её ногами – приседают
Чёрные проталины на полях видны – повороты туловища
Видно очень тёплые ноги у весны. – бег на носочках.
(Садятся на стульчики).
Логопед: Ребята, я совсем забыла. Наш друг Буратино, чтобы порадовать Мальвину, решил составить предложения о весне. Слова то он написал, а вот предложения у него не получились. Поможем ему правильно составить предложения.
(Логопед достаёт красочно оформленный конверт и зачитывает слова, просит детей собрать предложение.)
* После, наступает, зимы, весна.
* Весной, цветы, первые, появляются.
* За, идёт, апрель, мартом.
* Деревьях, распускаются, на, почки.
А ещё Буратино подготовил для вас «Хитрые вопрос». Чтобы ответить на них нужно внимательно подумать
- Чего больше - весенних или зимних месяцев?
- Чего больше – весенних месяцев или весенних дней?
- Чего больше – времён года или весенних месяцев?
Молодцы, ребята, и с хитрыми вопросами вы справились. А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: ведро, енот, санки, носки, апельсин, буквы вывешиваются на доске, получается слово ВЕСНА, далее выкладывают его звуковую схему).
Логопед: Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове «весна»? (д: 5 звуков). Произнесите их по порядку.(д: /В`/, /Э/, /С/, /Н/, /А/).
Сколько гласных звуков в слове «весна»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: /Э/, /А/). Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику.(Выполняется звуковой анализ слова).
Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали и запоминали о чём мы сегодня говорили, то сможете, составить предложения о весне. Перед вами схема, которая поможет вам составить предложения и ничего не забыть. (Логопед вывешивает схему. Дети составляют предложения, логопед делает заключение)
Логопед: Ребята, вы заметили, что у нас получился небольшой рассказ. Как мы можем его назвать? (Весна, Весенние признаки, Природа весной… и т.д). А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.
(Логопед читает рассказ «Наступила весна»).
«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!». (Далее проводится беседа.)
Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)
Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. После занятия вам нужно будет раскрасить весенние цветы и создать весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают и раскладывают на полу в центре группы, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный тематический план занятий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР (старшая логопедическая группа)
Перспективный тематический план занятийпо развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР(старшая логопедическая группа)...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Тема: «Дикие животные»...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: В лес по грибы и ягоды.
Обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы. Ягоды»...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР средней группы по теме "Профессии"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР средней группы по теме "Профессии"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей шестого года жизни
Конспекто фронтальнеого занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Домашние птицы"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос», для старшего дошкольного возраста
Конспект занятия направлен на закрепление и систематизацию знаний детей о космосе, а также развитие грамматических категорий по данной теме....
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР старшей группы Тема: Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. «Зимующие птицы»
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Учить детей составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, выделять предлоги из предложений.Учить образовывать однокоренные слова.Развивать...