Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий
Тема: «Весна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_o_vesne.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19
Конспект занятия
по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Весна»
г. Ангарск 2020 г.
План – конспект
фронтального занятия по развитию лексико–грамматических компонентов речевой системы у детей ОНР III уровня в подготовительной к школе группе.
Тема: «Весна»
Цель: создание условий для обобщения и расширения знаний детей по теме «Весна».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и расширять словарь признаков и действий по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, употребление существительных в родительном падеже через д/и «Попроси у солнышка», «Без чего не бывает?»;
- способствовать развитию синтаксической стороны речи через составление простых распространенных предложений по картинке, ответы на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память через прослушивание аудиозаписи, д/и «Цепочка слов»;
-повышать функциональную зрелость головного мозга, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и моторную ловкость рук через самомассаж, упражнения с Су-Джок мячами, логоритмические упражнения;
- совершенствовать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, выделять в объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны через д/и «Чудесные превращения», «Хорошо-плохо»;
- расширять кругозор, развивать коммуникативные навыки, наполнять слово образным звучанием через разыгрывание сценки.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию самоконтроля за речью;
- поддерживать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- продолжать развитие партнерских отношений;
-вызывать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желания выразить в слове свои переживания, впечатления.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки для игры «Чудесные превращения», мячи Су-Джок, шапочки «Медведь», «Барсук», компьютер, проектор, мяч, аудиозапись «Звуки весны».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, просмотр слайдов и картин с изображением природных явлений весной, чтение рассказа
Г. Скребицкого «Сказка о весне», В. Бианки «Разговор птиц весной», разучивание логоритмического комплекса «Гори-гори ясно», упражнения для мелкой моторики с Су-Джок шарами, разучивание сценки «Медведь и барсук» с Алёшей Р. и Ильёй К.
Ход занятия:
I.Организационный момент. Приветствие детей:
Л: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро!- солнцу и птицам.
-Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Настроение у нас отличное, мы готовы сегодня встретиться с…. Ой, что это за звуки?
1. Аудио «Звуки весны».
- Закройте глаза и послушайте. Что вы услышали?
- Конечно, это звуки весны. Только она может звучать так легко и радостно. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
2. Игра на развитие слуховой памяти «Цепочка слов».
Л: Но чтобы весна к нам заглянула в группу, нужно повторить цепочку весенних слов. Я вам в ладошку буду складывать слова, а вы их чётко проговариваете:
-деревья, почки, листочки;
-бежит, капает, журчит;
-сосулька, вода, лужа;
-солнце, дождь, облака;
-теплый, яркий, весёлый;
-ручей, проталина, сосулька.
- лёгкая, воздушная, поющая;
-ароматные, душистые, свежие;
-поющие, суетливые, весёлые;
-кораблики, скакалка, самокат.
Этими словами мы позвали Весну.
II.Основная часть.
Дети садятся на стульчики.
Л: А теперь - внимание на экран. Вот она гостья долгожданная.
Просмотр видео – «Весна пришла».
3. Согласование существительных с прилагательными.
Л: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны, передавая это маленькое солнышко.
Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, нежные подснежники и т. д.
4. Координация речи с движением.
Л: - А теперь все вместе позовём весну, вставайте в круг.
Упражнение на координацию речи с движением:
Солнышко, солнышко, дети идут друг за другом, держась за руки
Золотое донышко. дети протягивают руки вперёд
Гори, гори ясно, дети разводят руки в сторону и прижимают
Чтобы не погасло к сердцу
Побежал в саду ручей, делают волнообразные движения руками
Прилетело сто грачей. руки в стороны, имитируют взмахи крыльев
А сугробы тают, тают, дети медленно приседают
А цветочки подрастают. поднимаются на носочки, тянуться вверх
5. Построение распространённых предложений с опорой на картинку.
Л: Ребята, Весна очень любит играть, и в нашей группе она раскидала картинки. Ваша задача – найти картинку и рассказать про признаки весны. Весна будет довольна, если вы будете говорить полными предложениями.
(Весной на рыхлом снегу появляются проталины. Весной небо высокое и голубое. Весной на крышах висят острые прозрачные сосульки. И т.д.)
6.Употребление существительных в родительном падеже.
Л: - Ребята, давайте ещё раз уточним, без чего не бывает весны. Логопед кидает мяч, дети отвечают: Весны не бывает без…
7.Самомассаж лица «Солнышко»
Л: Ребята, сейчас мы ощутим прикосновение Весны.
Солнце с неба посылает движения по лбу от середины к вискам
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет плавные зигзагообразные движения по лбу
Тучи, тучи, тучи.
Лучик нежно согревает потирают щёчки
Щёчки, щёчки, щёчки.
Солнышко на носик ставит постукивают пальцем
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток, легкие постукивания пальчиками по щёчкам,
Очень нравится им это. по подбородку
8. Игра на активизацию словаря действий признаков и развитие творческого воображения «Чудесные превращения».
Л: - Ребята, а мы сами можем придумать портрет весны? (ответы детей). Правильно, для этого нам поможет игра «Чудесные превращения». Я вам предлагаю по желанию разделиться на две команды.
Дети делятся на две команды и садятся за два стола, где лежат наборы карточек. По карточкам дети определяют, как Весна будет двигаться, из чего она сделана, чем пахнет, какие звуки издаёт, какой у неё характер. Примерные ответы детей:
- У меня нарисовано крыло. Значит, весна порхает, кружиться, летит.
– У меня нарисовано солнце. Значит, весна тёплая, светлая, яркая.
– У меня нарисована птица. Значит, весна чирикает, поёт, свистит.
– У меня нарисована тряпка с ведром. Значит, весна трудолюбивая, хозяйственная.
– У меня нарисованы первые цветы. Значит, весна душистая, ароматная.
Аналогично отвечают дети второй команды.
Л: Очень яркий образ у вас получился, Весна действительно разная и дел у неё много, потому что погода весной изменчива: то солнышком пригреет, то холодом повеет, и так десять перемен на дню.
9.Упражнения для развития мелкой моторики с мячами Су-Джок.
Л: А сейчас мы покажем, как прилетают птицы весной. Берите мячи.
Тили – тели, тиле – тели, дети катают Су – Джок между ладонями.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – перекладывают мяч из правой руки в левую
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, подбрасывают мяч
Торопились, кто скорей .
Цапля, лебедь, утка, стриж, сжимают мячик руками
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели, катают Су – Джок между ладонями.
Песни звонкие запели !
10.Игра «Хорошо-плохо» направлена на выделение в объектах окружающего мира отрицательных и положительных сторон, развития умения грамматически правильно строить предложения.
Л: Ребята, как вы думаете, так ли всё хорошо бывает весной? Я вам предлагаю поиграть в игру. Одна команда говорит, что весной хорошо, а другая – что плохо.
11. Инсценировка произведения Э.Шима «Медведь и барсук».
Л: А что же происходит в лесу. Ребята приготовили для вас сценку. Давайте посмотрим.
Звучит аудиозапись «Шум весеннего леса». Дети выступают в роли барсука и медведя.
- Что, медведь, спишь ещё?
- Сплю, Барсук, сплю. Без просыпа дрыхну. Все бока отлежал.
- А может, Медведь, нам вставать пора?
- Не пора. Спи ещё.
- А не проспим мы с тобой весну-то?
- Не бойся! Она, брат, разбудит.
- А что она постучит, песенку споёт или пятки нам пощекочет?
- Ого-го! Она тебе, Барсук, ведро воды как даст под бока – не залежишься! Спи пока сухой.
III.Заключительная часть
Л: Ребята, у Весны впереди ещё очень много дел. Иди, Весна, очищай нашу землю от снега, наряжай её в лёгкое цветущее платье. А что нам в группе может напоминать о весне? (ответы детей). Если хотите, можете взять краски, фломастеры, карандаши и нарисовать портрет Весны и украсить нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"
Представлен конспект занятия по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе. (первый год обучения)
конспект логопедического занятия по теме: «Лексико-грамматические упражнения». (На основе работы по теме: «Домашние животные»). Данный материал будет полезен для учителей-логопедов средней группы перв...