логопедический кружок для детей 3-4 лет " Умелые пальчики,весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический кружок | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический кружок
« Умелые пальчики, весёлый язычок»
для детей 3-4 лет
на 2019-2020 учебный год
Составила:
Учитель-логопед: Волкова Т.П.
Программа логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок» на 2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок» по развитию и коррекции речи составлена для детей 3-4 лет, которые еще не посещают логопедическую группу.
При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Фомичёвой М. Ф. и других авторов, а также подобраны разработки по развитию мелкой моторики рук у детей.
Цель программы –совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Основные задачи:
·Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
·Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
·Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
·Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок» рассчитана на обучение детей в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МДОУ № 29 "Ягодка».
·Количество занятий в неделю: 1
·Количество занятий в месяц: 4.
·Количество занятий в год: 28.
Формы проведения занятий и методы:
· подгрупповые;
·рассматривание разнообразных игрушек;
·составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
·дидактические подвижные игры на звукоподражание и развитие речевого дыхания;
·пересказывание сказок и произведений;
·заучивание считалок, стихов;
·использование игрушек для развития мелкой моторики.
Перспективный план занятий логопедического кружка «Умелые пальчики, весёлый язычок»
Месяц | Тема | цель | Развитие мелкой моторики рук | Развитие дыхания | Развитие фонематического слуха | Развитие артикуляционного аппарата | Развитие связной речи, обогащение словаря |
Сентяб (3) | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Показать детям рот, зубы, губы. Язык и нёбо. Познакомить с основными движениями языка | Упр. «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки» и др. | - | - | «Сказка о весёлом язычке» | Нёбо,губы |
Октябр (1) | Выработка длительного выдоха. | Добиваться длительного, непрерывного выдоха. | Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья. | Игра: «Бабочка лети» | Упр. «Послушаем звуки вокруг нас» | Артик. упр. для губ и языка с картинками (Лопаточка, дудочка, заборчик) | металлофон, колокольчик, барабан, трещотки. |
Октябрь (2) | Уточнение движений орган. Артик. Аппарата, необход для прав. Произн. Звука (а) | Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении неск. секунд | «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки — индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши. | вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (а). | Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц | Игра «Кормление птенцов» | «Домашние птицы» (картинки с изображением домашних птиц с их детёнышами) |
Октяб(3) | Воспитание чёткого произношения звука (а) в словах. | Упражнять детей в правильном произношении звука (а) в словах | Упр. Вот стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши. | Игра «Успокой куклу» (А-А-а) | Громко-тихо (Кукла плачет) | «Вкусное варенье»Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) | Игра «Чудесный мешочек» Варенье, апельсин, |
Октябрь(4) | Рассказ логопеда с использованием звукоподражаний | Развивать речевой слух и речевую активность детей. | упр. «Собачка», «Лошадка» | вдох носом, на выдохе ртом пропеваем (мяу) | Упр. «Кто как кричит» (домашние животные) | Упр «Лошадка» | Игра: «Расскажи кто как поёт» |
Ноябрь (1) | Уточнение движений органов арт аппар, необход для прав произн звук (у) | Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой | Раскрась дудочку. | вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка. | Высоко - низко. (У) поёт медведь и (у) поёт птичка. | «Дудочка играет» | Составление описательного рассказа о дудочке |
Ноябрь (2) | уточнение произнесения звука (у) | Добиваться длительного произнесения звука (у) | «Это Я». Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка, тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки топ-топ. Ох устали вытрем лоб. | Упр. «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты. | Игра «Солнышко и дождик» (стучу в бубен) | Игра «Поезд» | Составление описательного рассказа о поезде. |
Ноябрь (3) | Подготовка артик аппар для произнесения звука (И) | Воспитывать у детей умение ненапряжённо улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы. | «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран | Упр. «Сдуй салфетку со стола» | - | Игра «Кто умеет улыбаться» Пришли гости кукла и мишка | Д. И. Накрываем на стол. |
Ноябрь (4) | уточнение произнесения звука (и) | Добиваться длительного произнесения звука (и) | Упр. «Покорми лошадку горохом»(разбираем горох и фасоль) | Игра «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек) | Упр. «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш) | Игра «Лошадки» звук (и) | Игра «Чудесный мешочек» Домашние животные |
Декабрь (1) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для четкого произн звука (о) | Научить детей выдвигать губы вперёд, округляя их. | Рисуем бублики | Игра: «Чей ватный бублик дальше улетит» | - | Арт упр. «Бублик». | Д. И. «Угощение для Маши» (продукты) конфеты, печенья... |
Декабрь (2) | уточнение произнесения звука (о) | Добиваться чёткого произнесения звука (о) | Д. И. «Помоги Ване вдеть шнурочки в ботинки» | - | Д. И. «Угадай кто позвал» | Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок» | Д. И. «Угадай чего не хватает» |
Декабрь (3) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (м) | Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении. | Ёлочка. Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки. | Д. У. «Подуй на снежинку» | Д. И. «Какой музыкальный инструмент звучит» | Арт. упр. для губ «Сомкни губки» | Заучивание стихотворения про ёлочку. |
январь (3) | Воспитание чёткого произнесения звука (м) | Добиваться чёткого произнесения звука (м) | 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли | Д. У. «Чей снежок укатится дальше» | - | Арт. Упр. «Подними язычок» | Игра «Чудесный мешочек» (игрушки, названия которых начинается со звука(м) |
февраль (1) | Воспитание чёткого произнесения звука (п) | Учить детей чётко произносить слова со звуком (п) | Помоги поросёнку собрать картинки. | Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков. | Заводные мышата и циплята ПИ, ПИ, ПИ | Арт. Упр. «Грибок» | Мы весёлые мышата Пик, Пак, Пок. Никого мы не боимся, даже кошки не боимся. |
Февраль (2) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (б) | учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении | Пальчиковая игра: «На барабане» | Произнесение на одном выдохе сочетания из трёх звуков. Бам | Игра: «Эхо» (смена темпа произношения звука, ребёнок повторяет) | Арт Упр. «Барабанчик» | Составление описательного рассказа о барабане. |
Февраль(3) | Уточнение произношения звука (б) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звука (б) в словах - названиях игрушек. | Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. | Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков. Би. | «Узнай по голосу» Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай. | Арт Упр. Для щёк. «Бочки» | Беседа с обезьянкой Бемби. |
Февраль (4) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (ф) | научить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу | Массаж ладошек (мячиком массажёром). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик. | Произнесение на одном выдохе слог (фа) | «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (а) | Арт Упр.«Построим заборчик» | Составление описательного рассказа про ёжика |
Март (1) | Уточнение произношения звука (ф) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звука (ф) в словах - названиях игрушек. | Массаж ладошек (шестигранным карандашом). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик. | Произнесение на одном выдохе слоги (фа-фо - фу-фы) | «Угадай, кто идёт» (стук в бубен, цапля-медленно, воробей быстро) | Арт Упр. «Качели» | Песенка ежей: По тропинке мы идём-Фук, Фок, Фек, к деду с бабушкой идём Фук, Фок, Фек, и тихонечко поём Фук, Фок, Фек, |
Март (2) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (в) | научить детей приподнимать верхнюю губу, показывая передние зубы | Самомассаж: «Дождик» Дождик, дождик, капелька, золотая сабелька, лужу резал, резал, резал. Лужу резал не разрезал. И устал и перестал. | «Кто задует свечу одним выдохом?» (палочка с пёрышком). | «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (о) | Арт Упр.»Киска сердится» | Стихотворение: «Гав-Гав» |
Март (3) | Уточнение произношения звука (в) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звука (в) в словах - названиях игрушек. | «Солнечные лучики» (пальч. упр) | Упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай. | «Угадай, кто идёт» (стук в барабан медведь-, колокольчик - мышка) | Арт Упр. «Желобок» | У нашего Ванечки маленькие валенки. |
Март (4) | Закрепить произношение звуков (в; ф) | Упражнять детей в правильном произношении звуков (в; ф) в словах - названиях игрушек. | Пальч гимн: «Замок» На дверях висит замок, кто его открыть, бы смог, мы замочком постучали. Мы замочком повертели. Мы замочком покрутили, и открыли. | Громко-тихо. Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. | «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (у) | Арт Упр. «грибок» | Пересказ рассказа «Ёж» |
Апрель (1) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (т) | научить детей поднимать широкий передний край языка наверх | Пальч гимн: Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.) | Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик | «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок. | Арт Упр. «Вкусное варенье» | Слушаем стихотворение Маршака «Серёжа и гвозди» |
Апрель (2) | Уточнение произношения звука (т) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звуков (т) в словах - названиях игрушек. | Пальч гимн: Тик - так. (часики) | Игра: «Пускаем мыльные пузыри» | «Слушай и повторяй» Звук (т) повторяют вслед за ударами бубна. | Арт Упр. «Болтушка» | Игра «Поезд» |
Апрель (3) | Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (д) | Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу | Раскрась лошадку. | Игра: «Чей кораблик уплывёт дальше» | Игра: «Чей кораблик уплывёт дальше» | Арт Упр. «Грибок» «Барабанчик» «Лошадки» | Составление описательного рассказа про лошадку. |
Апрель (4) | Уточнение произношения звука (д) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звуков (д) в словах - названиях игрушек. | «Самый сильный пальчик» | Игра: «Играем на дудочке» (ротовой выдох ду-ду-ду) | «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков. | Мы построить дом хотим, работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмём, дружно гвоздики забьём д-д | Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д-д-д. |
Май (2) | Уточнение движений языка для правильн произн звука (к) | добиваться от каждого ребёнка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка | Пальч гимн: «У котёнка лапки» | Пропеваем: «Мяу, мяу, мяу» вдох через нос, выдох-поём. | «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (и) | Арт Упр. «Горочка» «Киска сердиться» | Составление описательного рассказа про кошечку. |
Май(3) | Уточнение произношения звука (к) в словах | Упражнять детей в правильном произношении звуков (к) в словах - названиях игрушек. | Червячки | Вдохни аромат цветов (вдох носом) | Игра: «Кто как кричит?» | Арт Упр. «Качели» | Игра: «Дождик» (капля раз...) |
Литература
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»).
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Москва «Просвещение» 1989
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005
5. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).
6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
8. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Издательство «Просвещение» Москва 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический кружок "Риторика"-2 класс
Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...
Логопедический кружок "Озорные звуки" в средней группе
В данном материале,вы можете ознакомится с целью,планом работы кружка "Озорные звуки" в нашей средней группе ....
Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".
Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок"....
Логопедический проект для детей средней группы с ТНР «Наш помощник- язычок»
создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики, .выработка полноценных движений и определенны...
"Умелые пальчики-говорливый язычок"
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развиваетс...
Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Конспект рисования пальчиками «Весёлый горох» для детей младшего возраста
Цель: знакомство детей с техникой рисования пальчиками.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с основными цветами (зеленый), учить правильно пользоваться гуашью при рисовании пальчикам...