Дополнительная образовательная деятельность - музыкально-логопедического кружок «Говоронушки» по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Авторы-составители:
Ковалёва Людмила Сергеевна, учитель-логопед,
Петрова Алина Гурьевна, музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.
Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт процесс по автоматизации и дифференциации звуков.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Также необходимо развитие фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.
https://р67.навигатор.дети/program/10746-govoronushki
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_dop_govoronushki.docx | 27.07 КБ |
albom_l_0.docx | 2.5 МБ |
albom_l.docx | 1.81 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» Протокол от __________ г. №_________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» _____________Я.Н. Вербицкая (приказ от __________ г. №_________) |
Дополнительная образовательная деятельность -
музыкально-логопедического кружок
«Говоронушки»
по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 1 учебный год.
Авторы-составители:
Ковалёва Людмила Сергеевна,
учитель-логопед,
Петрова Алина Гурьевна,
музыкальный руководитель
Смоленск, 2022 г.
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что за последние годы возросло количество детей, имеющих нарушения речи. И, к сожалению, из года в год их становится всё больше и больше. Поэтому проблема сопровождения таких детей приобретает особую актуальность. Важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – успешно поддается коррекции.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное.
Перед нами стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. И всё это нужно делать слаженно, легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая коррекционно-развивающую работу в нудные тренировки.
Так как логопедические занятия посещает лишь часть детей (20-25 детей) в учебный год, остальные дети стоят на очереди либо занимаются дома с родителями по рекомендациям. Перед нами был поставлен вопрос, – каким образом организовать больший охват детей, нуждающихся в логопедической помощи?
Уже доказано, что более быстрые положительные результаты появятся тогда, когда эта работа проводится совместно всеми участниками образовательного процесса, образуя единую систему.
Поэтому для уменьшения количества воспитанников, которые нуждаются в корректировке речи, нами была разработана дополнительная образовательная деятельность «Говоронушки», при которой эффективность коррекционно-развивающей работы увеличивается, если осуществлять эту деятельность по автоматизации звуков в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем.
Пение - это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Он учится прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, сравнивать свое пение с пением других, оценивать качество исполнения.
Певческая деятельность также является сложным процессом звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, т.е. отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых, правильных певческих навыков необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них эталон правильного голосоведения и интонирования.
Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой - средством коррекции голоса, артикуляции и дыхания.
Значит, пение можно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации и правильной артикуляции при произнесении звуков речи.
Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков эффективным и интересным, мы решили использовать разные речевые распевки. Логопедические распевки - это короткие фразы, рифмовки, стишки, чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д.
При проведении диагностики речи у старших дошкольников было выявлено, что в основном у детей отсутствуют, заменяются и искажаются одни и те же звуки. Это шипящие: «Ш», «Ж», но в основном это соноры: «Ль», «Л», «Р», «Рь». После чего мы решили сделать альбомы-памятки речевого материала по всем этапам закрепления звуков. За основу мы взяли методику Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки», но материал подобрали сами.
В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке предлагается осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших слоговых песенок и заканчиваются более сложными по содержанию и речевому материалу песнями.
После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.
Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.
Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт процесс по автоматизации и дифференциации звуков.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Также необходимо развитие фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
2. Развивать фонематические представления и навыки.
3. Постановка и автоматизация звуков в речи.
4. Развитие музыкального слуха, чувство ритма.
5. Укрепление голосового аппарата.
6. Развитие памяти, внимания, мышления.
Основной смысл такой работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести правильное произношение звука до автоматизации в свободной речи.
Данная программа составлена с учётом использования самомассажа языка, элементов Су – джок терапии, самомассажа ладоней апликатором Кузнецова, массажными мячиками.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя ___ занятий. Занятия проходят 1-2 раза в неделю одним педагогом, либо совместно продолжительностью 25-30 минут, с подгруппой детей.
Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в журнале регистрации по итогам диагностики (первичной, итоговой).
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Дети свободно используют в связной речи поставленные звуки родного языка.
Приложение № 1
Календарно тематическое планирование
Месяц-Октябрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность на занятии учителя-логопеда | Деятельность на совместном занятии учителя - логопеда и музыкального руководителя |
1 | Знакомство. | Знакомство детей друг с другом, профессией логопед, понятием логопедический кабинет, логопедическое занятие. Знакомство с органами артикуляции. | Приветствие детей, создание эмоционально-положительного фона. Знакомство с педагогом, совместной деятельностью, правилами поведения на занятии. Беседа – органы речи. Активизация слухового внимания. |
2 | Речевая разминка. | Самомассаж языка. Знакомство с гимнастикой для языка. Выделение звука из ряда других звуков. | Развитие чувства ритма. Отстукивание ритмических упражнений. Музыкальная голосилка. |
3 | Наш весёлый язычок. | Развитие общей артикуляционной моторики. Выделение звука из ряда других звуков. | Пение гласных звуков. Прослушивание отрывков песенок, отгадывание упражнения для языка, его выполнение под музыку. |
4 | Нужная гимнастика. | Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков. Выделение звука на фоне слога. | Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков под музыку. Удерживание артикуляционной позы. |
Месяц-Ноябрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | Звуки речи. | Беседа о звуках речи. Постановка звука по подражанию. Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слога. | Беседа – артикуляционный уклад. Протягивание звука кто дольше. Задавание ритмического рисунка для пропевания поставленного звука. |
2 | Слоговые песенки. | Автоматизация звука в прямых слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова. | Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание прямых одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов. |
3 | Песенки наоборот. | Автоматизация звука в обратных слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова. | Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание обратных одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов. |
4 | Начало слова | Закрепление звука в начале слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
5 | Середина слова | Закрепление звука в середине слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
Месяц-Декабрь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | Конец слова. | Закрепление звука в середине и конце слов. Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова. | Повторение. Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами). |
2 | Фраза. | Закрепление звука во фразах, предложениях. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко. | Пропевание распевок (фраз) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе. |
3 | Быстрый язычок. | Закрепление звука в чистоговорках. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко. | Пропевание распевок (чистоговорок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе. |
4 | Речевой экзамен | Закрепление звука в стихах-рифмовках. | Пропевание стишков (рифмовок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе |
5 | Свободная речь | Закрепление звука в связной речи. Учить контролировать свою свободную речь. | Повторение пройденного материала. Разучивание и пение песенки. |
Приложение № 2
Месяц-Январь | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 |
Месяц-Февраль | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Месяц-Март | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Месяц-Апрель | |||
№ п/п | Тема | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность музыкального руководителя |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна
Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение кругозора детей по...
Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...
План по самообразованию по теме « Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» на 2022-2023 уч.год
laquo;Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки,...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...
План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...