Дополнительная образовательная деятельность - музыкально-логопедического кружок «Говоронушки» по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Петрова Алина Гурьевна

Авторы-составители:

Ковалёва Людмила Сергеевна, учитель-логопед,

Петрова Алина Гурьевна, музыкальный руководитель

 

Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.

Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт процесс по автоматизации и дифференциации звуков.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Также необходимо развитие фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.

https://р67.навигатор.дети/program/10746-govoronushki

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_dop_govoronushki.docx27.07 КБ
Файл albom_l_0.docx2.5 МБ
Файл albom_l.docx1.81 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка»

Протокол от __________ г. №_________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №80 «Веснушка»

_____________Я.Н. Вербицкая

(приказ от __________ г. №_________)

Дополнительная образовательная деятельность -

музыкально-логопедического кружок

«Говоронушки»

по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации: 1 учебный год.

Авторы-составители:

Ковалёва Людмила Сергеевна,

учитель-логопед,

Петрова Алина Гурьевна,

музыкальный руководитель

Смоленск, 2022 г.

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что за последние годы возросло количество детей, имеющих нарушения   речи. И, к сожалению, из года в год их становится всё больше и больше. Поэтому проблема сопровождения таких детей приобретает особую актуальность. Важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – успешно поддается коррекции.

Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное.

Перед нами стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. И всё это нужно делать слаженно, легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая коррекционно-развивающую работу в нудные тренировки.

Так как логопедические занятия посещает лишь часть детей (20-25 детей) в учебный год, остальные дети стоят на очереди либо занимаются дома с родителями по рекомендациям. Перед нами был поставлен вопрос, – каким образом организовать больший охват детей, нуждающихся в логопедической помощи?

Уже доказано, что более быстрые положительные результаты появятся тогда, когда эта работа проводится совместно всеми участниками образовательного процесса, образуя единую систему.

Поэтому для уменьшения количества воспитанников, которые нуждаются в корректировке речи, нами была разработана дополнительная образовательная деятельность «Говоронушки», при которой эффективность коррекционно-развивающей работы увеличивается, если осуществлять эту деятельность по автоматизации звуков в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем.

Пение - это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Он учится прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, сравнивать свое пение с пением других, оценивать качество исполнения.

Певческая деятельность также является сложным процессом звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, т.е. отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых, правильных певческих навыков необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них эталон правильного голосоведения и интонирования.

Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой - средством коррекции голоса, артикуляции и дыхания.

Значит, пение можно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации и правильной артикуляции при произнесении звуков речи.

Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков эффективным и интересным, мы решили использовать разные речевые распевки. Логопедические распевки - это короткие фразы, рифмовки, стишки, чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д.

При проведении диагностики речи у старших дошкольников было выявлено, что в основном у детей отсутствуют, заменяются и искажаются одни и те же звуки. Это шипящие: «Ш», «Ж», но в основном это соноры: «Ль», «Л», «Р», «Рь». После чего мы решили сделать альбомы-памятки речевого материала по всем этапам закрепления звуков. За основу мы взяли методику Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки», но материал подобрали сами.

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке предлагается осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших слоговых песенок и заканчиваются более сложными по содержанию и речевому материалу песнями.

После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.

Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков в различных попевках в соответствии проходимого звука. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями или рифмовками для проговаривания, своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.

Работа логопеда заключается в развитии артикуляционного аппарата, постановке звуков, чёткой его артикуляции, идёт процесс по автоматизации и дифференциации звуков.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Также необходимо развитие фонематического слуха. Так как недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Из вышесказанного, основной целью данной дополнительной программы является коррекция речи детей старшего дошкольного возраста с помощью взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используя логопедические речевые распевки.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

2. Развивать фонематические представления и навыки.

3. Постановка и автоматизация звуков в речи.

4. Развитие музыкального слуха, чувство ритма.

5. Укрепление голосового аппарата.

6. Развитие памяти, внимания, мышления.

Основной смысл такой работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести правильное произношение звука до автоматизации в свободной речи.

Данная программа составлена с учётом использования самомассажа языка, элементов Су – джок терапии, самомассажа   ладоней апликатором Кузнецова, массажными мячиками.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя ___ занятий. Занятия проходят 1-2 раза в неделю одним педагогом, либо совместно продолжительностью 25-30 минут, с подгруппой детей.

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в журнале регистрации по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Дети свободно используют в связной речи поставленные звуки родного языка.


Приложение № 1

Календарно тематическое планирование

Месяц-Октябрь

№ п/п

Тема

Деятельность на занятии учителя-логопеда

Деятельность на совместном занятии учителя - логопеда и музыкального руководителя

1

Знакомство.

Знакомство детей друг с другом, профессией логопед, понятием логопедический кабинет, логопедическое занятие. Знакомство с органами артикуляции.

Приветствие детей, создание эмоционально-положительного фона. Знакомство с педагогом, совместной деятельностью, правилами поведения на занятии.

Беседа – органы речи.

Активизация слухового внимания.

2

Речевая разминка.

Самомассаж языка. Знакомство с гимнастикой для языка. Выделение звука из ряда других звуков.

Развитие чувства ритма. Отстукивание ритмических упражнений. Музыкальная голосилка.

3

Наш весёлый язычок.

Развитие общей артикуляционной моторики. Выделение звука из ряда других звуков.

Пение гласных звуков. Прослушивание отрывков песенок, отгадывание упражнения для языка, его выполнение под музыку.

4

Нужная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков. Выделение звука на фоне слога.

Артикуляционная гимнастика на определённую группу звуков под музыку. Удерживание артикуляционной позы.

Месяц-Ноябрь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

Звуки речи.

Беседа о звуках речи. Постановка звука по подражанию. Самомассаж кистей и пальцев рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слога.

Беседа – артикуляционный уклад. Протягивание звука кто дольше. Задавание ритмического рисунка для пропевания поставленного звука.

2

Слоговые песенки.

Автоматизация звука в прямых слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова.

Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание прямых одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов.

3

Песенки наоборот.

Автоматизация звука в обратных слогах. Самомассаж кистей рук су-джок шариками. Выделение звука на фоне слова.

Артикуляционный уклад. Произношение звука по одному, в паре и в подгруппе. Пропевание обратных одинаковых слогов по одному, по два и по три сразу. Затем разных слогов.

4

Начало слова

Закрепление звука в начале слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

5

Середина слова

Закрепление звука в середине слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

Месяц-Декабрь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

Конец слова.

Закрепление звука в середине и конце слов.

Вычленение звука. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Кузнецова.

Повторение. Пение слов по одному, по два и по три слова сразу. (Работа организуется сопряжённо, индивидуально, парами).

2

Фраза.

Закрепление звука во фразах, предложениях. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко.

Пропевание распевок (фраз) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе.

3

Быстрый язычок.

Закрепление звука в чистоговорках. Определение места звука в слове. Самомассаж кистей и пальцев рук аппликатором Ляпко.

Пропевание распевок (чистоговорок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе.

4

Речевой экзамен

Закрепление звука в стихах-рифмовках.

Пропевание стишков (рифмовок) вместе с педагогом, затем по одному, в паре и подгруппе

5

Свободная речь

Закрепление звука в связной речи. Учить контролировать свою свободную речь.

Повторение пройденного материала. Разучивание и пение песенки.


Приложение № 2

Месяц-Январь

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

Месяц-Февраль

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

Месяц-Март

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

Месяц-Апрель

№ п/п

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность музыкального руководителя

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

 Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...

План по самообразованию по теме « Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» на 2022-2023 уч.год

laquo;Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки,...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году

АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...