"Умелые пальчики-говорливый язычок"
консультация (младшая группа) на тему
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с
развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.( Приложение № 1)
Цель : повышение собственного профессионального уровня посредствам изучения теории и практических навыков.
Задачи достижения поставленной цели:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Повысить гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов , приемов, форм;
- Совершенствовать развивающую среду в группе ;
- Улучшить координацию движений, глазомер, логическое мышление, воображение, творческие способности, зрительную и слуховую память ;
- Создать благоприятную, эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.
Формы работы: Индивидуальная работа с воспитанниками и, совместная деятельность со всей группой.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Работа с родителями- консультации и беседы.
Работа с педагогами ДОУ.
План работы на год
Сроки | Содержание работы | |||
самореализация | Работа с детьми | Робота с родителями | Работа с воспитателями ДОУ | |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников » |
|
|
|
Октябрь | Сбор предметов для игр.(Камешки,пуговицы,мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок). | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок» 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки» 3.Обучение детей в игре «Шнуровка» 4.Конструирование из палочек «Забор», «Дорожка». |
|
|
Ноябрь | Изготовление дидактического наглядного материала для игр с прищепками. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста» 2.Изображение пальчиками различных фигур «Очки», «Бинокль», «Стол», «Замок». 3.Настольная игра «Найди фигуре место». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». | Индивидуальная беседа с родителями «Важность тренировки детских пальчиков».
|
|
декабрь | Заготовка карточек- образцов для упражнения «Узоры из веревочек» | 1.Пальчиковая игра «Лыжи»(использование пластиковых пробок) 2.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 3.Настольная игра «Собери картинку » (крупные пазлы) 4.Упражнение «Ёлочка». |
| Консультация по теме «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
|
Январь | Создание презентации по теме .Публикация в сети интернет. | 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (По карточкам образцам). 3.Конструирование из палочек «Ёлочка», «Флажок». 4.Настольная игра «Мозаика»(крупная).
| Консультация : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
|
|
Февраль | Создание картотеки пальчиковых игр | 1.Пальчиковая игра "Апельсин". 2. "Собери машину" из геометрических фигур. 3.Научить детей правильно держать ножницы.Резать по прямой. 4."Поможем бабушке развязать узелки на веревке» |
| Предоставить вниманию педагогов картотеку пальчиковых игр.(в сети интернет)
|
Март | Создание картотеки потешек для работы с детьми . | 1.«Подарок мамочке».Рисование ладошками и пальчиками. 2.Пальчиковая гимнастика «Моя семья». 3Конструирование из палочек «Домик», «Окно», «Флажок». 4.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». |
|
|
Апрель | 1.Повторение знакомых игр. Заучивание игры «Как живешь?». 2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. 3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям. 4.Учить детей инсценировать руками стихи –«Голуби».
| Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками»
|
| |
Май | Оформление презентации совместного творчества детей и родителей «Книжка своими руками». | 1.Работа с карандашом «Обведи по пунктиру рисунок». 2.Продолжать учить выкладывать рисунок с помощью веревочки. 3.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки,для творчества по ИЗО. |
| Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
|
|
|
|
Предполагаемые результаты :
Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи, развить игровые ,познавательные, сенсорные способности.
Литература по теме :
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей».- М.:ООО «ИКТЦ ЛАДА»,2009;
2.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.-АСТ, 2011.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.-М.:Просвещение,2005.
4.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. «Наши пальчики играют».-Спб.: «Паритет»,2003.
5.Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры».Издательский дом «Литера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов ДОУ
По теме самообразования
« Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
1.Связь интеллектуального развития и моторики.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
2.Значение игр на развитие мелкой моторики.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как умелые рычки язычку помогают"
Конспект занятия, совмещающий совершенствование артикуляционной моторики, грамматического строя речи с развитием мелкой моторики рук. Занятие богато не только количеством наглядного матери...
Консультация для родителей "Как умелые ручки язычку помогали"
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи и подготовки руки к письму....
Консультация для родителей на тему: "Как умелые ручки язычку помогали"
Данный материал представляет собой консультацию для родителей....
Пальчики умелые-язычок весёлый.
Семинар практикум для родителей с детьми в средней группе....
Как умелые ручки язычку помогают
Проект по теме: "Мелкомоторные игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников"....
Проект "Подвижные пальчики - говорливый язычок"
Презентация проекта для младших дошкольников. Основная тема - чем лучше работают пальчики и вся кисть, тем лучше ребенок говорит....
логопедический кружок для детей 3-4 лет " Умелые пальчики,весёлый язычок"
Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий....
- Мне нравится (3)