Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска. Основная причина отклонения в речевом развитии — недостатки в развитии процессов звуко- буквенного анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorusha.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
И.о. заведующего
МДОУ «Детский сад №110»
___________/ С.И.Романенко
Программа дополнительного образования детей
логопедический кружок «Говоруша»
на 2018 -2019 учебный год
Руководитель: учитель – логопед
Питанова А.Е.
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5—6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска. Основная причина отклонения в речевом развитии — недостатки в развитии процессов звуко- буквенного анализа и синтеза.
Направленность
Развитие артикуляционного и голосового аппарата; уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; развитые диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей); развитие мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность педагогической целесообразности. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха — фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Цель: Развитие артикуляционного праксиса, фонационные упражнения. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков. Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Возраст: 5 - 7 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Формы и режим: занятия проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам, длительность 15 – 2 5 минут.
Ожидаемые результаты: устранение речевых нарушений, полноценная интеграция в среду нормально развивающихся сверстников.
Список детей,
занимающихся в кружке «Говоруша»
№ п/п | Ф.И. ребенка |
1 | Лика К. |
2 | Павел З. |
3 | Настя М. |
4 | Савелий С. |
5 | Оля Т. |
6 | Артём Ш. |
7 | Настя Р. |
8 | Вика К. |
9 | Сева З. |
10 | Лера Д. |
11 | Анжелика А. |
12 | Саша П. |
Индивидуальный план коррекционной работы в кружке «Говоруша»
№ п/п | Ф.И. ребенка | Индивидуальная работа |
1 | Лика К. | постановка звуков с, з, л, р, ж и их автоматизация |
2 | Павел З. | постановка звуков л,л', р, р', ш,ж,ч и их автоматизация |
3 | Настя М. | постановка звуков с, с', з, з', л, л', р, р', ш, ж, щ, ч и их автоматизация |
4 | Савелий С. | постановка звуков с, з, з', л, л', р, ш, ж и их автоматизация |
5 | Оля Т. | постановка звуков л, л', р, р', ч и их автоматизация |
6 | Саша П. | постановка звуков л, л', р, р', щ, ч и их автоматизация |
7 | Артём Ш. | постановка звуков с, с', з, з', л, л', р, р', щ, ч и их автоматизация |
8 | Настя Р. | постановка звуков л, р, р' и их автоматизация |
9 | Вика К. | постановка звуков с,з,ц, л,л', р, р', ш,ж,ч и их автоматизация |
10 | Сева З. | постановка звуков з, с, л, р, ш, ж и их автоматизация |
11 | Лера Д. | постановка звуков л,л', р, р', ш, ж, и их автоматизация |
12 | Анжелика А. | постановка звуков л, л', р, р', ш, ж, ч и их автоматизация |
Структура подгрупповых занятий
Подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
- Оргмомент. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.
- Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
- Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
- Преодоление нарушений слоговой структуры.
- Постановка звуков (последовательность): Свистящие С 3 Ц С 3'
Сонор Л'
Шипящий Ш
Сонор Л
Шипящий Ж
Соноры Р Р'
Шипящие Ч Щ
Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматизация звука в словах.
- Автоматизация звука в словосочетаниях.
- Автоматизация звука в предложениях.
- Дифференциация звуков:
С-3, С-С', С-Ц, С-Ш;
Ж-3, Ж-Ш;
Ч-С', Ч-Т', Ч-Щ;
Щ-С', Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р'-Л', Р'-Й, Л'-Л;
11 .Автоматизация звука в чистоговорках.
- Автоматизация звука в загадках и стихах.
- Автоматизация звука в самостоятельной речи
Этапы работы на 2018 - 2019 г. рассчитаны на 65 часов
№ | Этапы работы | Количество часов |
I | Подготовительный этап | 8 |
II | Формирование произносительных умений и навыков | 20 |
III | Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | 6 |
IV | Развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале | 6 |
V | Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков | 6 |
Всего часов | 65 |
Материально-техническое обеспечение.
- Кабинет
- Детский стол, стулья 4 шт.
- Зеркало настенное
Перспективный план
Ноябрь
1 неделя 1-2 занятия |
|
2 неделя 3-4 занятия |
|
3 неделя 5 — 6 занятия |
|
4 неделя 7-8 занятия |
|
Декабрь
1 неделя 1-2 занятия |
|
2 неделя 3-4 занятия |
|
3 неделя 5 — 6 занятия |
|
4 неделя 7-8 занятия |
|
Январь
3 неделя 1—2 занятия |
|
4 неделя 3 — 4 занятия |
|
5 неделя 5 — 6 занятия |
|
Февраль
1 неделя 1—2 занятия |
| ||
2 неделя 3 — 4 занятия |
| ||
3 неделя 5 — 6 занятия |
| ||
4 неделя 7 — 8 занятия |
| ||
Март | |||
1 неделя 1—2 занятия |
| ||
2 неделя 3-4 занятия |
| ||
3 неделя 5 — 6 занятия |
| ||
4 неделя
|
| ||
III Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | |||
4 неделя 8 занятие |
| ||
Апрель | |||
1 неделя 1 занятие |
| ||
1 неделя 2 занятие |
| ||
2 неделя 1 занятие |
| ||
IV Развитие внимания, памяти и мышления на отработанном в произношении материале | |||
2 неделя 2 занятие | 1. Пальчиковая гимнастика «Утро настало». 2. Разлитие общей моторики «Солнце встало». 3. Развитие внимания: игра «Да - нет». 4. Развитие памяти: игра «Бабушка укладывает в свой чемодан». 5. Развитие мышления: игра «Угадай - ка». | ||
3 неделя 1 занятие | 1. Пальчиковая гимнастика «Мишка». 2. Развитие общей моторики «Зоопарк». 3. Развитие внимания: игра «Архитектор». 4. Развитие памяти: игра «Пуговицы». 5. Развитие мышления: игра «четвертый - лишний». | ||
3 неделя 2 занятие | 1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». 2. Развитие общей моторики «Облако». 3. Развитие внимания: игра «Волшебное слово». 4. Развитие памяти: игра «Дверная скважина». 5. Развитие мышления: игра «Исследователь». | ||
IV Развитие внимания, памяти и мышления на отработанном в произношении материале | |||
4 неделя 1 занятие | 1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». 2. Развитие общей моторики «Облако». 3. Развитие внимания: игра «Волшебное слово» 4. Развитие памяти: игра «Дверная скважина». 5. Развитие мышления: игра «Исследователь». | ||
| 1. Пальчиковая гимнастика «Жук». 2. Развитие общей моторики «Муравей». 3. Развитие внимания: игра «Секретное письмо». 4. Развитие памяти: игра «Угадай, что изменилось». 5. Развитие мышления: игра «Назови три предмета». |
Учебно-методические средства обучения
- Агранович 3. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П., Детство-Лресс, 2004г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт- Петербург, Детство-пресс. 2002 г.
- В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплект/ "Домашние тетради для закрепления произношения звуков". М. Гном-Пресс. 2000. - 16 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. М.. 1999 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
- Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
- Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г. к, х. М 1999г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения -Краснодар: Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994.- 131 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 е.: ил.
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г Г', X, X
- Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
- Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-1., 1998г.
- Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М, 2005г.
- Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П, Детство-Пресс, 1998
- Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи М., 1994г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. В 03.08 «Дошк. воспитание» — М: Просвещение, 1989, - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по хореографии на 2015-2016г. танцевальный кружок «Малинки»
Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении.Цель программы: формирование знаний в области хореографической культу...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙКРУЖОК«ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"
Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...
Авторская рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно – прикладного творчества «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы
программа дополнительного образования...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения
Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....