Фонематические представления. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
презентация по логопедии
Презентация опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.85 КБ |
prezentatsiya.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к презентации на тему «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков»
Слайд 1.
Представляю вашему вниманию презентацию своего опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков».
Слайд 2.
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установление звуковой культуры речи.
Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.
Слайд 3.
Работа по развитию фонематического восприятия включает в себя:
- Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.
- Узнавание звука в слове.
- Определение места звука в слове.
- Припоминание слов на заданный звук.
- Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
- Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.
И т. д.
Слайд 4.
Большую трудность для детей с тяжёлыми нарушениями речи представляет чтение и запись слогов и слов с мягкими согласными звуками. В связи с этим наиболее часто дети допускают ошибки на замену твёрдых и мягких звуков при чтении и письме.
Ошибки обусловлены следующими факторами:
- неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки;
- несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твёрдый или мягкий и др.
Слайд 5.
Различение мягких и твёрдых согласных опирается на:
- точность слухового восприятия;
- точность кинестетического контроля;
- чёткость произносительных навыков.
Слайд 6.
Работа по дифференциации твёрдых и мягких звуков проводится также с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения, поэтому на занятиях надо проводить артикуляционную гимнастику с использованием индивидуальных зеркал.
Слайд 7.
Для лучшего запоминания использую в своей работе различные схемы
Слайд 8.
и символы.
Слайд 9.
Представляю вашему вниманию некоторые игры и упражнения, которые успешно использую в своей работе при дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Многие из них вам хорошо знакомы.
Упражнение «Большой - маленький»
В этом упражнении используется символ твёрдого звука (большого комара – [з]) и мягкого звука (маленького комарика – [з']). Необходимо правильно распределить картинки.
Слайд 10.
Упражнение «Найди пару»
Нужно также правильно распределить картинки, но это упражнение используется на более поздних этапах, т. к. используется не картинка-символ, а буква и соответствующий цвет.
Слайд 11.
Упражнение «Весёлые клоуны»
Слайд 12.
Упражнение «Фишки»
Ребёнку даются фишки зелёного и синего цвета. Он раскладывает их на картинки в соответствии с наличием заданного звука в слове. Можно использовать цветные камешки.
Слайд 13.
Также в своей работе с детьми я использую карточки с заданиями.
Назови картинки, какой первый звук в этих словах?
Этот звук гласный или согласный?
Скажи, в каких словах он произносится твёрдо, а в каких мягко?
Раскрась квадраты синим или зелёным цветом.
Слайд 14.
Назови картинки в левом столбике. Назови последний звук в этих словах. Он твёрдый или мягкий?
Смотри на картинки в правом столбике и измени слова так, чтобы этот звук превратился в мягкий.
Слайд 15.
Найди и раскрась лишнюю картинку.
Слайд 16-17.
Упражнение «Четвёртый лишний».
Нужно определить первый звук в словах, и на основании твёрдости-мягкости звуков, выделить лишнюю картинку.
Я стараюсь подбирать картинки по одной лексической теме, одновременно закрепляю обобщающие понятия.
Слайд 18.
Упражнение «Найди братца»
Подбираются картинки с парными твёрдыми и мягкими звуками, задача ребёнка назвать картинку, определить первый звук и правильно собрать пары картинок.
Слайд 19.
Упражнение «Соотнеси схему и картинку»
Подбираются слова, похожие по звуковому составу. Ребёнку нужно соотнести схему и картинку и объяснить своё решение.
Слайд 20.
Упражнение «Подбери правильный слог» можно использовать, когда ребёнок знаком с буквами. Нужно подобрать слог к соответствующей картинке.
Слайд 21.
В подготовительной группе я дифференцирую твёрдые и мягкие звуки при работе в тетрадях.
Слайд 22.
В своей работе я использую также возможности интерактивных игр. Например, игра «Сладкий дом». Нужно помочь героям построить дом: для Зефирной Миланьи из мягкого зефира или для КарамельногоДжо из твёрдой карамели. Миланья выбирает слова с мягким звуком в начале, а Джо с твёрдым. Нужно набрать определённое количество зефира или карамели для строительства домиков.
Слайд 23.
Игра «Лабиринты Али Бабы»
Али Бабе нужно скрыться от разбойников, найдя нужную дверь. Заклинанием служат слоги с оппозиционными согласными звуками.
Слайд 24.
Словесные игры, не требующие дополнительного оборудования:
- «Назови братца»
- «Топни-хлопни»
- «Кто больше?»
- «Скажи мягко» («Скажи твёрдо»)
- Рифмовки
- Выделение слов из текста, стихотворения
- «Замени первый звук»
Слайд 25.
Планомерная и систематическая работа по развитию фонематических процессов у детей позволяет снизить количество специфических ошибок в работах учащихся, повышает познавательную активность и самооценку, обеспечивает продуктивную деятельность учащихся на уроках и занятиях, способствует усвоению программного материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установление звуковой культуры речи. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.
Работа по развитию фонематического восприятия
Ошибки обусловлены следующими факторами: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки; несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твёрдый или мягкий и др.
Различение мягких и твёрдых согласных опирается на: точность слухового восприятия; точность кинестетического контроля; чёткость произносительных навыков.
Артикуляционная гимнастика
Схема характеристики звуков
«Большой и маленький»
«Найди домик» П П
«Весёлые клоуны»
- Назови картинки, какой первый звук в этих словах? Этот звук гласный или согласный? - Скажи, в каких словах он произносится твёрдо, а в каких мягко? Раскрась квадраты синим или зелёным цветом.
- Назови картинки в левом столбике. Назови последний звук в этих словах. Он твёрдый или мягкий? - Смотри на картинки в правом столбике и измени слова так, чтобы этот звук превратился в мягкий.
«Найди лишнюю картинку и раскрась»
«Четвёртый лишний»
«Найди братца»
«Соотнеси схему и картинку»
«Подбери правильный слог»
Дифференциация звуков [ б ] - [ б' ]
Словесные игры, не требующие дополнительного оборудования: «Назови братца» «Топни-хлопни» «Кто больше?» «Скажи мягко» («Скажи твёрдо») Рифмовки Выделение слов из текста, стихотворения «Замени первый звук»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».
Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...
Различение твёрдых и мягких согласных: звуки [Б] -[БЬ]
Материал представлен в виде перфокарты, способствует расширению предметного словаря и активизации мыслительных процессов. Ребёнок должен определить, какой звук обозначает букав Б в названии картинки: ...
Дидактическая игра «Подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных)
Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом с...