«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvyordye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Одуванчик»
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель:
- Закреплять умения отличать гласные звуки от согласных звуков и уметь объяснять.
- Познакомить детей с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
- Продолжать учить детей определять количество слогов в словах.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки, картинки ложка, лиса, молоток, мяч, очки, удочка, зонт, бабочка.
Раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки, картинки с одним, двумя, тремя слогами.
Ход занятия:
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
- Отгадайте загадку. Рот домик, зубы двери. А кто в этом домике живёт? Правильно это Язычок. Сейчас я буду рассказывать сказку о язычке, а вы будете помогать мне, выполнять упражнения язычком. («Улыбка», «Бегемот», «Лопатка», «Змейка», «Качели», «Часики»).
- ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли звуки. Хотите покажу их? (Ответы детей).
- Правильно. Звуки мы слышим и произносим.
- Что происходит у нас во рту, когда мы говорим вот эти (гласные) звуки? (Ответы детей).
- А что происходит у нас во рту, когда мы говорим вот эти (согласные) звуки? (Ответы детей).
ФИЗМИНУТКА. – А сейчас давайте поиграем. Встали возле своих столов. Сейчас я буду называть разные звуки. Если я назову гласный звук, то вы хлопнете в ладоши, а если назову согласный звук, то присядете. (А, М, С, О, Т, И, В, З, У, К, Ы, Р).
- РАБОТА С КАРТИНКАМИ.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь у меня картинки (бабочка, удочка, очки, зонт). Назовите мне те картинки, название которых начинается на гласный звук. Молча не работаем, говорим, проверяем и прислушиваемся. А сейчас произнесите слово так, чтобы было слышно этот звук. Теперь назовите те картинки, название которых начинается на согласный звук. А сейчас произнесите слово так, чтобы было слышно этот звук.
- ЗНАКОМСТВО С МЯГКИМИ И ТВЁРДЫМИ ЗВУКАМИ.
- А сегодня я расскажу вам секретик. Сейчас я покажу вам картинки (ЛИСА, ЛОЖКА; МОЛОТОК, МЯЧ). Послушайте как звучат первые звуки в них. Одинаково они звучат или нет? Говорите, как вы думаете. (Ответы детей).
- В слове ЛОЖКА, первый звук звучит твёрдо, сердито. А в слове ЛИСА – мягко, добро.
Далее разбор слов МОЛОТОК и МЯЧ.
- Мягкие звуки мы будем обозначать зелёной фишкой, а твёрдые – синей. Мягкими и твёрдыми звуками бывают только согласные звуки, которым во рту что-то мешает.
ФИЗМИНУТКА. – А сейчас мы поиграем в игру «Твёрдые и мягкие звуки». Встали, я буду называть вам звуки. Если звук мягкий, то вы поднимите зелёную фишку, а если твёрдый, то – синюю фишку. (ВЬ, ЛЬ, Р, К, З, СЬ, П, НЬ и т.д.) Сели.
- ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
- А сейчас давайте выложим с вами слово ЛИСА. Я буду выполнять у доски, а вы на своих местах.
- ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
- А сейчас скажите мне, ЛИСА что это слово, слог или звук? Давайте разделим его хлопками на части-слоги.
- Переверните картинки. Разделите слова, которые нарисованы на ваших картинках, на слоги. Разделили? Вот теперь, у кого в слове 3 слога, встаньте к трём куклам, у кого 2 – к двум куклам, а у кого 1 – к одной кукле. (Дети выполняют самостоятельно).
- Хорошо, а сейчас проверим. (Спрашиваю 2-3 человека).
ИТОГ.
-Что нового сегодня вы узнали?
-Какой фишкой мы обозначаем мягкие согласные?
- Что больше всего вам понравилось?
- А раз вы так хорошо работали, то я вам дарю вот эти раскраски в подарок.