«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Гайсина Ирина Фидаилевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvyordye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Одуванчик»

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель:

  1. Закреплять умения отличать гласные звуки от согласных звуков и уметь объяснять.
  2. Познакомить детей с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
  3. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
  4. Продолжать учить детей определять количество слогов в словах.

Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки, картинки ложка, лиса, молоток, мяч, очки, удочка, зонт, бабочка.

Раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки, картинки с одним, двумя, тремя слогами.

Ход занятия:

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

- Отгадайте загадку. Рот домик, зубы двери. А кто в этом домике живёт? Правильно это Язычок. Сейчас я буду рассказывать сказку о язычке, а вы будете помогать мне, выполнять упражнения язычком. («Улыбка», «Бегемот», «Лопатка», «Змейка», «Качели», «Часики»). 

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли звуки. Хотите покажу их? (Ответы детей).

- Правильно. Звуки мы слышим и произносим.

- Что происходит у нас во рту, когда мы говорим вот эти (гласные) звуки? (Ответы детей).

- А что происходит у нас во рту, когда мы говорим вот эти (согласные) звуки?  (Ответы детей). 

ФИЗМИНУТКА. – А сейчас давайте поиграем. Встали возле своих столов. Сейчас я буду называть разные звуки. Если я назову гласный звук, то вы хлопнете в ладоши, а если назову согласный звук, то присядете. (А, М, С,  О, Т, И, В, З, У, К, Ы, Р).

  1. РАБОТА С КАРТИНКАМИ.

- Посмотрите внимательно на доску. Здесь у меня картинки (бабочка, удочка, очки, зонт). Назовите мне те картинки, название которых начинается на гласный звук. Молча не работаем, говорим, проверяем и прислушиваемся. А сейчас произнесите слово так, чтобы было слышно этот звук. Теперь назовите те картинки, название которых начинается на согласный звук. А сейчас произнесите слово так, чтобы было слышно этот звук.

  1. ЗНАКОМСТВО С МЯГКИМИ И ТВЁРДЫМИ ЗВУКАМИ.

- А сегодня я расскажу вам секретик. Сейчас я покажу вам картинки (ЛИСА, ЛОЖКА; МОЛОТОК, МЯЧ). Послушайте как звучат первые звуки в них. Одинаково они звучат или нет? Говорите, как вы думаете. (Ответы детей).

- В слове ЛОЖКА, первый звук звучит твёрдо, сердито. А в слове ЛИСА – мягко, добро.

Далее разбор слов МОЛОТОК и МЯЧ.

- Мягкие звуки мы будем обозначать зелёной фишкой, а твёрдые – синей. Мягкими и твёрдыми звуками бывают только согласные звуки, которым во рту что-то мешает.

ФИЗМИНУТКА. – А сейчас мы поиграем в игру «Твёрдые и мягкие звуки». Встали, я буду называть вам звуки. Если звук мягкий, то вы поднимите зелёную фишку, а если твёрдый, то – синюю фишку. (ВЬ, ЛЬ, Р, К, З, СЬ, П, НЬ и т.д.) Сели. 

  1. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

- А сейчас давайте выложим с вами слово ЛИСА. Я буду выполнять у доски, а вы на своих местах.

  1. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

- А сейчас скажите мне, ЛИСА что это слово, слог или звук? Давайте разделим его хлопками на части-слоги.

- Переверните картинки. Разделите слова, которые нарисованы на ваших картинках, на слоги. Разделили? Вот теперь, у кого в  слове 3 слога, встаньте к трём куклам, у кого 2 – к двум куклам, а у кого 1 – к одной кукле. (Дети выполняют самостоятельно). 

- Хорошо, а сейчас проверим. (Спрашиваю 2-3 человека).

ИТОГ.

-Что нового сегодня вы узнали?

-Какой фишкой мы обозначаем мягкие согласные?

- Что больше всего вам понравилось?

- А раз вы так хорошо работали, то я вам дарю вот эти раскраски в подарок.