Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
материал по обучению грамоте (старшая группа)
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Программное содержание.
Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.
Материал к занятию.
1. Таблица с изображением луны, лисы, саней.
2. Карточки с четырех звуковыми схемами у каждого ребенка.
3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.
4. Зеленые фишки для доски (5—6) и для детей (по 3 для каждого ребенка) приготовлены у воспитателя.
Ход занятия
1. Повторение правила о гласных и согласных звуках.
2. Звуковой анализ слова лиса (проводит один ребенок). Таблица с фишками не убирается. 3. Звуковой анализ слова луна (проводят два ребенка). Таблица с фишками не убирается, висит рядом с первой.
Воспитатель:
4.Сколько гласных в каждом из этих слов?
Дети: по два.
Воспитатель:
Какие?
Марина: в слове лиса «И», «А». в слове луна «У», «А».
Вызвать ребенка убрать одинаковые гласные звуки (а).
Воспитатель:
Какие гласные звуки остались?
Дима: остались звуки «И», «У».
Вызвать ребенка убрать их.
Воспитатель:
Сколько согласных в каждом из этих слов?
Дети: по два.
Воспитатель:
Есть ли одинаковые согласные звуки? А есть ли разные?
Какие?
Саша: одинаковые звуки «Л», а разные звуки «С», «Н».
Вызвать ребенка убрать звуки «С», «Н».
Воспитатель:
Какие звуки остались в этих словах?
Анфиса: остался звук «Л»
Воспитатель:
Как звучит первый звук в слове луна?
Дети: звучит звук «Л» твердо.
Воспитатель:
А как звучит первый звук в слове лиса?
Дети: звучит звук «Л» мягко.
Воспитатель. Согласные бывают твердые и мягкие, мы с вами это уже слышали в разных словах. Теперь все мягкие согласные будем обозначать не синими, а зелеными фишками. А твердые согласные будем, как и раньше, обозначать синими фишками.
Запомните: твердые согласные — синими, а мягкие — зелеными.
Я вам раздам сейчас зеленые фишки для мягких согласных, и вы разберите еще раз слово лиса, но уже пользуясь не только синими, но и зелеными фишками для мягких согласных (говоря это, воспитатель раздает зеленые фишки, идя между рядами). Дети работают на местах.
К доске вызывается один ребенок.
Воспитатель просит выделить звук л' при интонационном подчеркивании первого звука.
Воспитатель. Твердый или мягкий первый звук в слове лиса?
Ульяна: звук «Л» мягкий.
Воспитатель: Правильно, мягкий. Значит, какой фишкой мы его обозначим?
Ульяна: обозначаем зеленой фишкой.
При интонационном выделении звука «С» воспитатель обращает внимание детей на то, что звук «С» звучит твердо и его нужно обозначать синей фишкой.
5. Звуковой анализ слова сани (разбирают два ребенка). Воспитатель следит за четким интонационным выделением звуков и правильным их произнесением изолированно: с и н'. 6. Игра со словом сани. Раздать фишки детям: твердый согласный, 1-й гласный, мягкий согласный, 2-й гласный. Вызвать к доске по звукам: с, и, н, а. Поставить фишки на схему: мягкий согласный, 1-й гласный, 2-й гласный, твердый согласный.
7. Игра: воспитатель называет слово, а вызванный ребенок определяет, с твердого или мягкого согласного оно начинается.
Мяч, дом, кукла, лес, река, лимон, вишня, машина, дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....
Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте
Конспектр занятия для родительского собрания....
Итоги реализации программы по дополнительному образованию детей средней группы «Колобок» кружок «Моя малая родина» 2016-17 учебный год Воспитатель Кобзаренко С.Г.
Презентация. Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка».
Тема занятия: «Звуковой анализ слова мак»Основная задача занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов. Под звуковым ана...
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Звуки Ж – Ш"
Тема: Звуки Ж – Ш. Цель: дифференциация звуков Ж – Ш в речи детей.Образовательные задачи:— закрепление правильного произношения звуков Ж Ш;— закрепление зрительн...
рабочая программа для дополнительного образования детей старшей группы кружок "Математика в движении"
Главная идея кружка «Математика в движении», нацелена на формирование личности ребёнка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацелен...
Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»
Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»Программа предназначена для работы с детьми 4 &ndash...