Дифференциация твёрдых и мягких согласных
консультация по логопедии на тему
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_soglasnyh_tverdyh_i_myagkih.doc | 970.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация твёрдых и мягких согласных,
посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.
В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк» и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.
Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И
- Произношение слогов по таблице:
Примечание:
1) произношение слогов со звуком Ы;
2) произношение слогов со звуком И;
3) произношение слогов парами Ы-И;
4) произношение слогов парами , начиная с И, затем Ы.
1)БЫ – 2) БИ 3) Произнесение слоговых "троек":
ПЫ – ПИ БЫ – БИ - БЫ
ДЫ – ДИ ДИ – ДЫ - ДЫ
ТЫ – ТИ ТИ – ТИ – ТЫ …
МЫ – МИ
НЫ – НИ
СЫ – СИ
ЗЫ – ЗИ
ЛЫ – ЛИ
РЫ - РИ
ГЫ – ГИ
КЫ – КИ
ВЫ – ВИ
ФЫ – ФИ
1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:
Примечание:
1) – сначала произносим слова с гласным Ы;
2) – затем произносим слова с гласным И;
3) – произнесение слов парами.
были – били лыжи – лижи
быль – бил лыко – липа
пыль – пил лысый – лисий
пыжик – пижама лысина – лисья
дым – Дима лыжник - лишний
тыква – текла[тикла] дыши – держи [диржи]
тын – тина дыня – Дина
нытик - нити слоны - кони
ныть - нить сын - синий
тысяча – тишина мыши – Миша
мыть – Митя мышка – мишка
мыло – милый сыч - ситец
сынок – синяк сытый – сито
сыр – синь зыбко – синий
сыпь – осип язык – Тузик
1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:
Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы.
Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.
У сынка синяк. Тузик высунул язык.
Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко.
Этот лыжник на лыжне лишний. В тишине шуршат тысячи листьев.
Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут.
Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис.
Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.
Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И:
Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,
алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит
- Картинный материал:
Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я.
- Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):
1)БА – 2) БЯ 5) произнесение слоговых "троек":
ПА – ПЯ БА – БЯ - БА
ДА – ДЯ ПЯ – ПА - ПЯ
ТА – ТЯ ДА – ДА – ДЯ …
МА – МЯ
НА – НЯ
СА – СЯ
ЗА – ЗЯ
ЛА – ЛЯ
РА - РЯ
ГА – ГЯ
КА – КЯ
ВА – ВЯ
ФА – ФЯ
2.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):
БАС – БЯЗЬ РЫБА - ТЕБЯ
ТРУБА – ТРУБЯТ РУБАХА – РУБЯТ
ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ
ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА
ТАНЯ – ТЯНЕТ ТАНЕЦ – ТЯГАЧ
ТАЩИТ – ТЯНЕТ МАТЬ – МЯТЬ
МАША – МЯСО НАДЯ – НЯНЯ
ВАННА – БАНЯ ИННА – ВАНЯ
САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ
КОСА – КОСЯТ ЗАЙКА – ЗЯБКО
КОЗА – ХОЗЯИН ВАНЯ – ВЯЖЕТ
ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА
РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД
ПАРАД – НАРЯД ВАТА - ВЯЖЕТ
ФЛАГИ – ФЛЯГИ ТАПКИ – ТЯПКИ
2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:
На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.
На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани.
Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо.
Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь.
Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд.
Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом.
Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.
Наряд для парада. Наша Таня время тянет.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я:
котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,
- Картинный материал:
Твёрдые и мягкие согласные, посредством О - Ё.
- Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):
3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":
1)БО – 2) БЁ БО – БЁ - БО
ПО – ПЁ ПЁ – ПО - ПЁ
ДО – ДЁ ДО – ДО – ДЁ …
ТО – ТЁ
МО – МЁ
НО– НЁ
СО – СЁ
ЗО – ЗЁ
ЛО – ЛЁ
РО - РЁ
ГО – ГЁ
КО – КЁ
ВО – ВЁ
ФО – ФЁ
- Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):
ПОСТ – ПЁС ПОРТ – ПЁТР
ДОМА – ДЁМА ДОШЁЛ – ДЁШЕВО
ДОСКА – ДЁСНА ТОПОР – ТЁРКА
ДОРОГА – ДЁРГАТЬ ТОРТ – ТЁРТ
ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ МОЛОКО – МЁД
МОРОЗ – МЁРЗ НОС – НЁС
НОВЫЙ – КОНЁК СТАНОК – САНЁК
ЗАРОК – ЛАРЁК СОЛЬ – (МНОГО) СЁЛ
ФАСОЛЬ – ОСЁЛ СОТНИ – СЁСТРЫ
ЗОЛОТО – КОЗЁЛ ФОЛЬГА – ФЁКЛА
ВОЛ – ВЁЛ РОТ – ОРЁТ
РОМА – РЁВА ЛОТ – ЛЁД
ЛОДКА – ЛЁНЬКА
3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:
Пёс не покидает свой пост. Пётр потрошил осётра.
На торт орех натёрт. В мороз нос замёрз.
Наш Дёма уже дома. Сумку нёс в мороз, нос замёрз.
В огороде осёл съел фасоль. Володя вола вёл.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки О – Ё:
дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,
- Картинный материал:
ТОРТ - ТЁРКА
Твёрдые и мягкие согласные, посредством У - Ю.
- . Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):
3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":
1)БУ – 2) БЮ БЮ – БУ - БЮ
ПУ – ПЮ ПУ – ПУ - ПЮ
ДУ – ДЮ ДЮ – ДУ – ДЮ …
ТУ – ТЮ
МУ – МЮ
НУ– НЮ
СУ – СЮ
ЗУ – ЗЮ
ЛУ – ЛЮ
РУ - РЮ
ГУ – ГЮ
КУ – КЮ
ВУ – ВЮ
ФУ – ФЮ
4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):
КРУЖЕВА – БРЮКВА ТУФЕЛЬКА - ТЮТЕЛЬКА
СУДА – СЮДА ТУМБОЧКА - ТЮФЯЧОК
РУКИ – БРЮКИ ТУРИСТ - АВАНТЮРИСТ
ЛУК – ЛЮК ГРУШИ - РЮШИ
ДУШ – ДЮШЕС БЕРУ - БОРЮ
ДУЮ – ДЯДЮ ГОРУ - ГОРЮ
ТУМАН – ТЮЛЬПАН ДЕРУ - ДАРЮ
ТУЧА – ТЁТЮШКА КУПЛЕТ - КЮВЕТ
ТУГОЙ – ТЮФЯК ЗУБРЫ - ИЗЮБРИ
КАТУШКА – КАТЮШКА К СТОЛУ - КОРМЛЮ
ПОДУШКА – ДЯДЮШКА ЛУЧИК – КЛЮЧИК
4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:
В тумане не видно тюльпана. Туфельки тютелька в тютельку.
У Луки всегда руки в брюки. В зоопарке зубры и изюбри.
В огороде лук, на дороге – люк. Беру Борю в игру.
Катюшка катала катушку. Дядюшка налил воды в кадушку.
По морю суда плывут туда-сюда. На ветке груши, на блузке – рюши.
Зову к столу, гостей кормлю. Крапиву деру, козам дарю.
Забрался в гору и от счастья весь горю.
У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки У – Ю:
В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю…
- Картинный материал: лук-люк, руки-брюки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...
"Твёрдые и мягкие согласные"
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...
"Твёрдые и мягкие согласные"
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...
Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».
Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...
Фонематические представления. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
Презентация опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков»....
Дидактическая игра «Подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных)
Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом с...