Экологическое воспитание детей с ОНР в работе логопеда
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание с детьми ОНР на логопедических занятиях»
Учитель-логопед
Безрукова Ольга Федоровна
Цель показать значимость экологического воспитания дошкольников, так как эта проблема на сегодняшний день очень актуальна. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Экологическое воспитание и образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих областях, в том числе, и в коррекционной педагогике. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-логопеду детского сада, который работает с детьми с нарушениями речи.
Речь – социальное явление, которое служит средством общения между людьми, начиная с дошкольного возраста. Правильное, а главное своевременное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт окружающий его мир, накапливает знания и опыт общения, овладевает нормами поведения. Но если речь ребёнка не совершенна и имеет различные нарушения? Как такой ребёнок может познать мир, рассказать об этом? В этом случае на помощь приходит логопед, который организует воспитание и речевое обучение через специально организованные занятия. Каждое занятие логопеда носит эмоциональный, развивающий и, по возможности, воспитывающий характер. На логопедических занятиях развивается не только речь, но и интеллект.
Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие задачи:
-развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников.
- становление экологической культуры у детей;
- развитие экологического сознания и мышления;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
Работа по лексическим темам экологического содержания у детей с общим недоразвитием речи даёт положительные результаты: у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе.
Не зря ведь В.А. Сухомлинский сказал: «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка».
Основная задача учителя-логопеда ДОО – всестороннее развитие речи детей с такими нарушениями. У детей с общим недоразвитие речи недостаточно сформированы познавательные процессы, которые связаны с речевой деятельностью (память, мышление, внимание, воображение), на этих основах строится речь ребёнка.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания я на своих занятиях использую дидактические эколого-речевые игры. Такие игры способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель дидактических игр экологического характера заключается в том. Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности.
Экологическоевоспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то увидишь, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как «Перелетные птицы», «Зимующие прицы» «Осень. Деревья». «Лес.Грибы,ягоды», «Животные морей и океанов», «Насекомые», и другие имеют место быть в течении всего учебного года.
На своих коррекционных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными приёмами, дидактическими играми и упражнениями такими как: «Кто, где живёт?», «Бегает, прыгает, летает», (о приспособлении птиц и животных к среде обитания), «У кого какой дом?», (об экосистемах); «Что потом?», «Птицы-рыбы-звери» (развитие и рост организмов); «Выбери дорогу правильно» (о правилах поведения в природе) и другие , я использую современные технологии.
Использование презентаций помогает детям ярче воспринимать предметы и явления природы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру воспитывается у детей с нарушениями речи в умении видеть красоту голубого неба, цветочной поляны, зелёного леса, отдельного животного или птицы. На таких занятиях у детей с общим недоразвитием речи обобщаются и систематизируются представления о живой и неживой природе, о сменах времён года, воспитывается любовь и интерес к своей Родине.
Большую роль на логопедических занятиях отвожу применению наглядного художественно-оформленного материала. Интересные игровые моменты помогают заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, вызвать желание заниматься. На своих логопедических занятиях я использую такие занимательные дидактические игры экологической направленности:
«Зелёные обитатели» (цель: закрепить знания о животных и птицах, обитающих в разных климатических поясах Земли);
«Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);
«Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне);
«Мяч лови – детёныша назови» (цель: называть детёнышей животных или птиц определённой среды обитания).
Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. Рассказы Н.Е. Ильяковой «Скворцы прилетели», «Как щенок нашёл друзей», «Как помочь зимой птицам?» я использую при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Название этих произведений само подсказывает, что решаются не только задачи развития речи, но и задачи экологического воспитания. На занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями не только закрепляются знания о природных явлениях, о животных и птицах, но и формируются эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам, формируются экологические представления.
Пересказ рассказа – одна из сложных форм речевого развития. Одним из ярких примеров экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Дети вместе с персонажами рассказа, девочками переживают, рассуждают как бы они поступили, почему нельзя засорять лес, беречь его. Такая работа над пересказом помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе и умение самостоятельно делать выводы и принимать решение.
На логопедических занятиях, работая с детьми с ОНР, расширяю их представления о природе, стараюсь воспитывать отношение ко всему живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой.
Наиболее интересным мне показался опыт сотрудничества с библиотекой, где ребят знакомят с животным миром, они проигрывают разные ситуации. После приходят и с огромным удовольствиям включаются на занятиях, дают рассказы описания, диалоги с героями которых запомнили.
Важное место в своей коррекционной работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть даю стихи, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Родители делали разрезные картинки по теме «зимующие птицы». Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Таким образом, я уверена. Что реализация системы экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечивает их всестороннее развитие, у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.2. М.: ТЦ Сфера, 2006
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:« Детство-пресс», 2006.
- Ильякова Н. Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
- Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание с детьми ОНР в работе логопеда
Планирование лексических тем и логоритмических упражнений во 2 младшей группе.МесяцЛексические темыЛогоритмические упражненияСентябрьАдаптация детейдиагностика ОктябрьОсеньЛисть...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Экологическое воспитание детей в системе коррекционно-логопедической работы. Учитель-логопед Дёмушкина Е.О.
Выступление на методическом объединении логопедов и психологов на тему экологического воспитания детей-дошкольников....
Экологическое воспитание детей в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения
Из опыта работы...
«Экологического воспитания детей дошкольного возраста- совместная работа детского сада и семьи».
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя
В статье раскрывается роль музыкального руководителя в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста....
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...