Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
методическая разработка на тему
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по экологическому воспитанию
«Дидактическая игра – в экологическом воспитании детей»
Дворецкая М.П., воспитатель Китовского
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры, которые доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создавая благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения, а именно: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Поэтому, в своей работе, я перед собой поставила цель: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.
4. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.
Для того чтобы достигнуть цели и поставленных задач, я изучила методическую литературу.
Так как в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида, я стала отбирать и разрабатывать их по такому же принципу и выяснила:
1. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи. Они расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствуют речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение, описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания. Так например, с детьми мы играли в игры: «Магазин цветов», «Чудесный мешочек», «С чем нельзя ходить в лес», «Вершки-корешки» и др.
Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Поэтому я организую, такие игры во время прогулки, которые непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. Мною на территории участка был создан маленький островок леса и мини-огород.
2. Настольно-печатные игры очень разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры очень разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Опыт показал, что среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагала игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задачу усложняла: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам предлагала отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесные игры я провожу с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делю на 4 группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает - не летает», «Бывает – не бывает».
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать еще и родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я разработала консультации и картотеки, где родители могут получить интересную информацию по данной теме. Для поддержания интереса у детей, я рекомендую, родителям играть дома в разнообразные дидактические игры, направленные на экологическое воспитание.
Список литературы:
1. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей: Загадки, игры, ребусы, сценарии детских праздников / М.М. Давыдова.- М.: ООО «Издательство «Аквариум»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 208 с.: ил.
2. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. / Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
3. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. (Развивающие сказки для детей).
4. Молодова Л. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Минск, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...
Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук
Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...
Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Актуальность: те...
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...