Экологическое воспитание детей в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения
статья по окружающему миру

Возлюбленная Наталья Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz_otchet_po_ekologii.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей

в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения 

       Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

       Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

       

      Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

      В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

      В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т.п.);

2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.);

3. Подвижные игры («Охота на песца», «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Полярная сова», «Цветы и ветерки» и т.п.);

4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручейки и озера», «Эстафета юного туриста» и др.);

5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках и т.д.)

      Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводится в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».

       Физкультурные праздники и досуги экологической направленности отличаются от аналогичных физкультурных занятий тем, что дети совершенствуют усвоенную ранее эколого-валеологическую информацию в условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности.

       Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка, музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и литературные персонажи, подарки и призы для участников.

       Физкультурные праздники валеологической тематики «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Путешествие в страну Неболейка», «В гостях у Айболита» и др. наряду со специально подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

        Физкультурные праздники и досуги экологической тематики расширяют и систематизируют знания в области экологии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и др.

       В их содержание мы включаем соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.

       Замечено, что в игровой двигательной деятельности, при условии оптимального сочетания нагрузок высокой, средней и малой интенсивности, воспитанники не утомляются, раскрепощены, чувствуют себя свободно и естественно. Именно поэтому игровые методы физического воспитания в целом и игровые методы экологической направленности в частности можно рассматривать как природосообразные, поскольку они соответствуют природе развития детей дошкольного возраста.

       Также в нашем детском саду проводятся занятия - прогулки – цель которых - знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; Дни здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

      Взаимодействовать с окружающей средой и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

      В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности - физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"

В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...

Экологическое воспитание детей средней группы в условиях дошкольного учреждения

Экологические занятия помогают ребенку осмыслить, что рдом с ним находятся живые существа, к которым относитс и  человек, т.е. он сам....

"Физкультурно-оздоровительные центры в дошкольных учреждениях"

Презентация содержит материал по эксплуатации и оснащенности физкультурно-оздоровительных центров....

Статья для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»

Статья для родителей  на тему :«Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»Автор- Мингалеева Елена Н...

Семинар-практикум «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении»

Выступление «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении».  Мастер-класс «Оздоровительные игры для дошкольников»...

Экологическое воспитание детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении

- Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года.- Одним из самых доступных способов понять окружающую действите...