Экологическое воспитание детей в системе коррекционно-логопедической работы. Учитель-логопед Дёмушкина Е.О.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Выступление на методическом объединении логопедов и психологов на тему экологического воспитания детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_sisteme_korrektsionno-logopedicheskoy_raboty.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в системе коррекционно-логопедической работы.
Учитель-логопед Дёмушкина Е.О.
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребенка
В.А. Сухомлинский
Сложно не согласится с этими словами, ведь природа родного края с ранних лет окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
В сегодняшних условиях, когда тема охраны природы стоит особенно остро, мы чаще задумываемся о том, как сохранить, передать те частицы живой природы своим детям. Ведь детство наиболее благоприятный этап формирования личности человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к миру, к себе и к окружающим людям.
На своих занятиях по развитию и запуску речи с детьми младшего возраста я активно использую экологические игры. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания.
В своей работе я использую такие игры: «Угостим козочку». Содержание игры: Козочка пришла к ребенку в гости. Козочку надо покормить. Перед ребенком «Песочница» с различными крупами – огород, в котором «посажены» различные овощи. Необходимо их найти, назвать и «покормить» нашу гостью. Эта простая на первый взгляд игра несет в себе набор развивающих функций. Развитие общей и мелкой моторики, накопление пассивного словаря, активизация речи в целом, массаж «песочком» пальчиков, а также любовь к труду, к животному.
С неговорящими детьми игра «Четвертый лишний» проводится с настоящими фруктами или овощами, либо с их муляжами.
Игра «Фрукты на тарелке». На тарелке выставляются муляжи фруктов. Ребенок их запоминает. Я предлагаю выложить маленькие карточки с изображением фруктов на большом панно. Можно с каждым разом увеличивать количество фруктов на тарелке. Такую игру можно проводить с различными предметами, в зависимости от темы занятия и от преследуемых целей.
Игра «Кто в домике живет». В домик прячем набор игрушек, домашних птиц и животных. Открываем дверцу, потянув за ленточку. Ребенку нужно назвать животное, или если это не говорящие дети, то сказать, как это животное разговаривает, вызываем звукоподражание. Это одна из отличных игр по запуску речи. По аналогии строится игра «Чудесный мешочек» (в непрозрачный мешок складываем мелкие игрушки животных, овощей, фруктов, это может быть что угодно. На ощупь определить, что это, а потом проверить, правильно ли назвал). Такие игры побуждают ребенка говорить, развивают мышление, воображение, развивают тактильные ощущения, тренируют пальчиковый захват, а следовательно, развивают мелкую моторику. Аналогичная игра «Неработающий телевизор». На экран выставляется животное, необходимо его назвать или озвучить.
Игра «Животное или птица». С ребенком мы внимательно рассматриваем макет птицы, ручкой ребенок трогает перышки, обращаю внимание на хвост птицы, крылья, лапки и клюв. Далее идет игра с мячом. Задаю вопрос ребенку – петух это птица? Ребенок отвечает да или нет. Аналогично игра продолжается с привлечением животных, которые ребенку уже известны.
Игра по сказке Корнея Чуковского «Телефон». Для того, чтобы прочесть сказку «Телефон» понадобится коробка с песком и пальмами («настоящая» Африка). Можно добавить ароматный компонент – шоколад. На песок ставлю героев сказки: слон, верблюд, крокодил. Читаю сказку и перед названием животного делаю паузу: «У меня зазвонил телефон. Кто говорит?... пауза... Слон!» Достаю из сенсорной коробки слона, демонстрирую ребенку, а при последующем прочтении, ребенок сам достает нужную фигурку из коробки, а возможно, даже его называет.
Игра с воздушными шарами с гелием и фигурками животных. В мешочек с любой крупой складываем фигурки животных. Сначала ребенку нужно нащупать и достать все фигурки из мешочка. Затем привязываем их к воздушному шарику и отправляем в воздушное путешествие, сопровождая действие прощанием: «Слоник, лети! Пока, сова!». Так новые слова легче ребенок усваивает при сильном эмоциональном подъеме.
Природу зимнего леса и его обитателей дети вспомнили на логопедическом развлечении, которое мы с коллегой Еленой Владимировной недавно провели для подготовительной, старшей и средней группы. Наша тема была «Снежная зима». С ребятами мы отправились в дремучий лес, где встретили зимующих птиц, посчитали животных (игра «Один - много») , рассмотрели природу зимнего леса (игры «Чего в лесу много», «Какой зимний лес»). рассмотрели следы зверей на снегу (игра «Чей след?»).
Еще есть другая интересная игра «Чудо-Звери», предлагаю Вам поиграть в нее. На больших картах рассмотрите чудо зверей, из каких частей реальных животных они состоят и выберете подходящие маленькие карточки. Чьи части тела вы увидели в Чудо-звере. Лисий хвост, козьи рога. В этой игре наряду с известными животными и птицами есть и редкие. Кому попался топир, броненосец? Эта игра способствует усвоению притяжательных прилагательных.
Посмотрите на слайды. Здесь мы видим актинию, орангутана, юрка, ёжика, ядозуба. Все эти персонажи - помощники в изучении букв в подготовительной группе. Знакомимся с буквой А – в гости приходит актиния. Выясняем, что это за существо, где оно обитает и чем питается, затем на какую букву начинается, а после прописи в тетрадях – пальчиковая гимнастика. Покажем актинию пальчиками. Ядозуб, юрок, енот и ёжик помогли с изучением йотированных звуков. Ребята познакомились с птицей Юрком, послушали как она поет, узнали немного об этой птичке, прописали букву Ю в тетрадях. Кстати, научный факт, при прослушивании пения птиц мозг ребенка активно развивается. Поэтому ребята писали букву Ю под пение птицы Юрка.
Ёжик оказался не таким простым, как все привыкли его видеть на картинках в детских книгах. Ёжик пришел к нам в гости, неся на колючках букву Ё. Познакомились с хитрой буквой – и узнали, что ёжик совсем не так прост, как кажется, оказывается это хищник, который охотится по ночам. И в качестве разминки делаем пальчиковую гимнастику. Ёжик – Ёлка.
Птица Эму принесла нам букву Э. После письма – пальчиковая гимнастика.
Птица Эму клюв раскрыла,
Буквой Э нас удивила
Посмотрите, на какую букву наши пальчики теперь похожи.
На следующих занятиях нас ожидает встреча с барракудой, выпью, феньком, черепахой, щуркой, циветтой и другими. Каждая буква – как способ узнать новое об окружающем мире.
Такой подход к организации занятия способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению логопеда и детей. Подчеркивает необходимость воспитания у детей экологической культуры. Я считаю, что реализация системы экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие детей. У ребят совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".
Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологи...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
Выступление на ГМО учителей - логопедов «Использование элементов информационно – гуманитарно - образовательной среды для детей 6-7 лет в работе учителя-логопеда ДОУ»
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную дея...
Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположени...
Развитие физических качеств у детей с ТНР в коррекционной работе учителя-логопеда
В коррекционной работе с детьми с ТНР также применяю упражнения, в ходе использования которых, автоматизируем поставленные звуки и одновременно развиваем внимание, ловкость, координацию движений и меж...