Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме "Звук Ш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspkt_zanyatiya_na_sayt22c.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме «Звук Ш »
Тема: «Звук Ш»
Цель: работа над автоматизацией звука [ш] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Автоматизация правильного произношения звука [ш] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях.
- Дифференциация понятия «звук» и «буква».
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов «в», «на», «под»).
- Совершенствование синтаксической стороны речи (порядок слов в предложении).
- Совершенствование навыка чтения и «печатания» слов и предложений.
- Закрепление зрительных образов букв.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
- Развитие функций фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Развитие словесно-логического мышления, внимания и воображения.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие координации речи с движением.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.
Оборудование: зеркало, персональный компьютер, мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ш] в различной позиции, «волшебный мешочек» с объемными буквами, кукла Петрушка, дидактическая коробка для проведения всех видов анализа, набор палочек.
Предварительная работа:
- Отработка специальных артикуляционных упражнений для шипящих звуков с опорой на картинки-символы.
- Знакомство с правильной артикуляцией звука [ш] положение языка, губ, воздушная струя/.
- Постановка и автоматизация звука[ш] в слогах, словах, словосочетаниях.
- Разучивание упражнения «Мы по лесу шли-шли…»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем играть, учиться правильно и красиво говорить. К нам в гости пришел сказочный герой. Догадайся, кто это? Его имя такое же, как и название зелени (травы), которую добавляют в суп или салат, потому что в ней много витаминов.
Ребенок: К нам пришел Петрушка!
Логопед /достает игрушку/: Почему именно Петрушка, а не какой-нибудь другой сказочный герой пришел к тебе в гости, ты мне сам объяснишь, но чуть позже.
2. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Игра «Внимательные ушки». /Развитие фонематического слуха, фонематического анализа./
Логопед: Я прочитаю стихотворение. Ты внимательно послушай его и скажи, какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении:
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
/ Ребенок называет звук [ш]/.
Логопед предлагает ребенку дать характеристику звука [ш]: Расскажи, [ш] – это какой звук?
Ребенок: звук [ш] – согласный, глухой, твердый.
Логопед сообщает тему занятия: Сегодня мы продолжим учиться говорить правильно и красиво звук [ш].
Логопед: Скажи, ты догадался, почему именно Петрушка пришел к тебе в гости?
Ребенок: В слове «Петрушка» есть звук [ш].
Логопед: Где ты слышишь звук [ш] в этом слове?
Ребенок: В середине слова.
Логопед: Молодец! Чтобы правильно и красиво говорить звук [ш], сначала нужно подготовить язычок к занятию и выполнить упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребенок садится к компьютеру, в руках у него зеркало.
Логопед с помощью программы слайд-шоу «перелистывает» картинки – символы специальных артикуляционных упражнений для шипящих звуков:
- Накажем непослушный язычок
- Лопаточка
- Вкусное варенье
- Чашечка
- Лошадка
- Грибок
- Гармошка
- Бублик
Ребенок смотрит на картинку-символ и выполняет соответствующее упражнение три раза.
3. Уточнение правильной артикуляции звука [ш], игры с изолированным звуком [ш].
а) В том же режиме слайд-шоу перед ребенком появляется картинка со схемой артикуляции звука [ш]. Логопед просит ребенка рассказать Петрушке, как правильно произнести звук [ш]: ребенок описывает положение губ, зубов, языка, воздушную струю.
б) Игра «Змейка» / с элементами психогимнастики /.
/Следует картинка: улыбающаяся змея в платочке/.
Логопед: скажи, какая змейка, ласковая, добрая, веселая или злая, рассерженная? Покажи Петрушке, как змейка нежно и ласково будет шипеть.
Следующая картинка: готовая к нападению змея.
Логопед: Это змейка или змея? Почему ты думаешь, что она злая?
Ребенок: она надела капюшон, поднялась и хочет напасть.
Логопед: Покажи, какая она рассерженная и как грозно, зло она будет шипеть.
4. Пальчиковая гимнастика с проговариванием слогов.
Логопед: А теперь поиграем с пальчиками. /Логопед предлагает ребенку выйти из-за компьютера/.
Логопед: Как называется человек, который играет на пианино?
Ребенок: Пианист.
Логопед: Покажи Петрушке, какой ты замечательный пианист.
«Игра на пианино»
При произнесении слогов: ша-шо-шу-ши-ша, шо-ши-шу-ши-ша, шу-шо-ши-ша-шу, ша-ши-ша-шо-шу ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого, и наоборот.
Игра «Здравствуй пальчик». Левая рука – ашт-ошт-ушт-ишт, правая рука – ушт-ышт-ашт-ошт, каждый пальчик дотрагивается до большого пальца.
5. Динамическая пауза.
Логопед: А теперь повторяй и делай то же, что и герои стихотворения:
- Мы по лесу шли, шли, только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка - попрыгушка, глазки – на макушке.
Прячтесь от лягушки, комары и мушки!
Ребенок проговаривает стихи и изображает бегущих детей, прыгающую лягушку, прячущихся насекомых.
6. Автоматизация звука [ш] в словах.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза слов с использованием ТРИЗ.
а) Игра «Веселый поезд».
Логопед: Петрушка приготовил тебе загадки. В каждой отгадке «живет» звук [ш]. Где именно в слове может жить звук [ш]?
Ребенок: В начале слова, в середине слова и в конце слова.
Логопед: Петрушка предлагает прокатиться на поезде и распределить по вагончикам картинки с отгадками. Как ты думаешь, какие картинки будут в первом (втором, третьем) вагончике?
Логопед загадывает загадки.
- Сижу верхом, не ведаю на ком. (Шапка)
- Маленький шарик под скамейкой шарит. (Мышь)
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Ребенок, отгадав загадку, объясняет, что помогло ему это сделать, и раскладывает картинки по вагончикам.
Логопед: Петрушка приготовил тебе еще одну задачку. Он принес тебе звуковую схему к одной из отгадок и забыл, к какой. Помоги Петрушке вспомнить и реши задачку.
С К С С К
Ребенок кладет схему под картинку с шапкой и объясняет свой выбор, называя количество звуков в слове «шапка» и характеризуя все звуки.
б) Игра с мячом «Волшебник».
Логопед показывает ребенку картинки с изображением пара и шара и говорит, что это Волшебник превратил пар в шар. Как же ему удалось это сделать? (Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, логопед предлагает назвать все звуки в словах, выделить одинаковые, потом – разные. И так подводит к правильному выводу).
Ребенок: Волшебник заменил звук [п] на [ш].
Логопед: Теперь ты Волшебник и будешь превращать одни слова в другие. Будем играть с мячом.
Логопед бросает мяч и называет слово. Ребенок ловит мяч, заменяет первый звук на [ш], произносит получившееся слово и возвращает мяч логопеду.
Слова для игры: тапка, губы, топот, мыло, споры.
Затем ребенок заменяет последний звук в слове на [ш] в словах:
идет -… поет -… едет - … дышит - … падает - …
7. Игры на автоматизацию звука [ш] в предложении, на развитие грамматического строя речи.
а) Игра «Так бывает или нет».
Логопед: Петрушка перепутал слова в предложениях. Послушай предложение, найди и исправь ошибки.
- Письмо пишет дедушку.
- Наша мышка поймала кошку.
- Камешек нашел Петю.
- На шубу вешают вешалку.
- Ландыши нашли Наташу.
- Камыши сидят в лягушке.
- Катушка ниток купила бабушку.
б) Игра «Кто где?»
Логопед: Животные решили поиграть в прятки. Рассмотри картинки и скажи, кто где спрятался, используя маленькие слова-помощники: «в», «на», «под». Покажи схему слова-помощника «в» и объясни, что обозначает это слово./ Аналогично идет работа с предлогами «на», «под»/. Не забывай правильно и четко произносить звук [ш].
- Лягушка спряталась … камышах.
- Кошка залезла … крышу.
- Шмель спрятался … листом ромашки.
- Мышонок сидит … шкафу.
- Лягушонок спрятался … кадушкой.
8. Динамическая пауза. /Речь с движением с использованием мяча./
Я подброшу высоко, Ребенок бросает мяч вверх над головой.
Я подброшу низко. Ребенок подбрасывает мяч перед собой.
Прокачу я далеко, Прокатывает мяч вдаль и бежит за ним.
Прокачу я близко. Прокатывает мяч вокруг себя.
9. Игры с буквами.
а) Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: Помоги Петрушке найти букву Ш в мешочке. Расскажи, на что она похожа. Выложи из палочек.
б) Игра «Строители». /Развитие зрительного внимания, звуко-буквенного синтеза, навыков чтения./ ( Для игры ребенку предлагается набор букв разной величины и цвета)
Логопед: Найди все большие белые буквы, все большие черные буквы, все маленькие белые буквы. Составь из них слова, а из слов – предложение.
Ребенок составляет предложение: Миша ест кашу.
10. Итог занятия.
Логопед: Напомни Петрушке, какой звук мы учились говорить правильно, в какие игры мы играли? Какая игра понравилась тебе больше всего.
После ответа ребенка Петрушка дарит ребенку сюрприз, в названии которого есть звук [ш] (наклейка с изображением машинки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».
План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной». Пантелеева Ирина Олеговна, МБДОУ «Детский сад №...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"
Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и динамического праксиса: воспроизведение ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...
Конспект Совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Детям о коррупции»
. Создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения....
Совместная деятельность учителя-логопеда с подгруппой воспитанников 5-6 лет Тема: Прогулка по Московскому проспекту
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками 5-6 лет. Тема "Прогулка по Московскому проспекту. Цель: Автоматизация звука С...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6- 7лет
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме "Звук Ш"...