Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме "Звук Ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspkt_zanyatiya_na_sayt22c.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме  «Звук  Ш »

Тема: «Звук Ш»

Цель: работа над автоматизацией звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Автоматизация правильного произношения звука [ш] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях.

- Дифференциация понятия «звук» и «буква».

- Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов «в», «на», «под»).

- Совершенствование синтаксической стороны речи (порядок слов в предложении).

- Совершенствование навыка чтения и «печатания» слов и предложений.

- Закрепление зрительных образов букв.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

- Развитие функций фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

- Развитие словесно-логического мышления, внимания и воображения.

- Развитие диалогической речи.

- Развитие мелкой моторики и координации движений.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие координации речи с движением.

- Развитие диалогической речи.

- Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.

Оборудование:  зеркало, персональный компьютер, мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ш] в различной позиции, «волшебный мешочек» с объемными буквами, кукла Петрушка, дидактическая коробка для проведения всех видов анализа, набор палочек.

Предварительная работа:

- Отработка специальных артикуляционных упражнений для шипящих звуков с опорой на картинки-символы.

- Знакомство с правильной артикуляцией звука [ш] положение языка, губ, воздушная струя/.

- Постановка и автоматизация звука[ш] в слогах, словах, словосочетаниях.

- Разучивание упражнения «Мы по лесу шли-шли…»

                                           

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем играть, учиться правильно и красиво говорить. К нам в гости пришел сказочный герой. Догадайся, кто это?  Его имя такое же, как и название зелени (травы), которую добавляют в суп или салат, потому что в ней много витаминов.

Ребенок: К нам пришел Петрушка!

Логопед /достает игрушку/: Почему именно Петрушка, а не какой-нибудь другой сказочный герой пришел к тебе в гости, ты мне сам объяснишь, но чуть позже.

2. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.  Игра «Внимательные ушки». /Развитие фонематического слуха, фонематического анализа./

Логопед:  Я прочитаю стихотворение. Ты внимательно послушай его и скажи, какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении:

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише!

/ Ребенок называет звук [ш]/.

Логопед предлагает ребенку дать характеристику звука [ш]: Расскажи, [ш] – это какой звук?

Ребенок: звук [ш] – согласный, глухой, твердый.

Логопед сообщает тему занятия: Сегодня мы продолжим учиться говорить правильно и красиво звук [ш].

Логопед: Скажи, ты догадался, почему именно Петрушка пришел к тебе в гости?

Ребенок: В слове «Петрушка» есть звук [ш].

Логопед: Где ты слышишь звук [ш] в этом слове?

Ребенок: В середине слова.

Логопед: Молодец! Чтобы правильно и красиво говорить звук [ш], сначала нужно подготовить язычок к занятию и выполнить упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребенок садится к компьютеру, в руках у него зеркало.

Логопед с помощью программы слайд-шоу  «перелистывает» картинки – символы специальных артикуляционных упражнений для шипящих звуков:

- Накажем непослушный язычок

- Лопаточка

- Вкусное варенье

- Чашечка

- Лошадка

- Грибок

- Гармошка

- Бублик

Ребенок смотрит на картинку-символ и выполняет соответствующее упражнение три раза.

3. Уточнение правильной артикуляции звука [ш], игры с изолированным звуком [ш].

а) В том же режиме слайд-шоу перед ребенком появляется картинка со схемой артикуляции звука [ш]. Логопед просит ребенка рассказать Петрушке, как правильно произнести звук [ш]: ребенок описывает положение губ, зубов, языка, воздушную струю.

б) Игра «Змейка» / с элементами психогимнастики /.

/Следует картинка: улыбающаяся змея в платочке/.

Логопед: скажи, какая змейка,  ласковая, добрая, веселая или злая, рассерженная? Покажи Петрушке, как змейка  нежно и ласково будет шипеть.

Следующая картинка: готовая к нападению змея.

Логопед: Это змейка или змея? Почему ты думаешь, что она злая?

Ребенок: она надела капюшон, поднялась и хочет напасть.

Логопед: Покажи, какая она рассерженная и как грозно, зло она будет шипеть.

4. Пальчиковая гимнастика с проговариванием слогов.

Логопед:  А теперь поиграем с пальчиками. /Логопед предлагает ребенку выйти  из-за компьютера/.

Логопед: Как называется человек, который играет на пианино?

Ребенок: Пианист.

Логопед: Покажи Петрушке, какой ты замечательный пианист.

«Игра на пианино»

При произнесении слогов: ша-шо-шу-ши-ша, шо-ши-шу-ши-ша,  шу-шо-ши-ша-шу, ша-ши-ша-шо-шу ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого, и наоборот.

Игра «Здравствуй пальчик». Левая рука – ашт-ошт-ушт-ишт, правая рука – ушт-ышт-ашт-ошт,  каждый пальчик дотрагивается до большого пальца.

5. Динамическая пауза.

Логопед: А теперь повторяй   и делай то же, что и герои  стихотворения:

- Мы по лесу шли, шли, только шишку нашли.

Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

Лягушка - попрыгушка, глазки – на макушке.

Прячтесь от лягушки, комары и мушки!

Ребенок проговаривает  стихи и изображает бегущих детей, прыгающую лягушку, прячущихся насекомых.

6. Автоматизация звука [ш] в словах.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза слов с использованием ТРИЗ.

а) Игра «Веселый поезд».

Логопед: Петрушка приготовил тебе загадки. В каждой отгадке «живет» звук [ш]. Где именно в слове может жить звук [ш]?

Ребенок: В начале слова, в середине слова и в конце слова.

Логопед: Петрушка предлагает прокатиться на поезде и распределить по вагончикам картинки с отгадками. Как ты думаешь, какие картинки будут в первом (втором, третьем) вагончике?

Логопед загадывает загадки.

- Сижу верхом, не ведаю на ком. (Шапка)

- Маленький шарик под скамейкой шарит. (Мышь)

- Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Ребенок, отгадав загадку, объясняет, что помогло ему это сделать, и раскладывает картинки по вагончикам.

Логопед: Петрушка приготовил тебе еще одну задачку. Он принес тебе звуковую схему к одной из отгадок и забыл, к какой. Помоги Петрушке вспомнить и реши задачку.        

  С К С С К

Ребенок  кладет схему под картинку с шапкой и объясняет свой выбор, называя количество звуков в слове «шапка» и  характеризуя все звуки.

б) Игра с мячом «Волшебник».

Логопед показывает ребенку картинки с изображением пара и шара и говорит, что это Волшебник превратил пар в шар. Как же ему удалось это сделать? (Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, логопед предлагает назвать все звуки в словах, выделить одинаковые, потом – разные. И так подводит к правильному выводу).

Ребенок: Волшебник заменил звук [п] на  [ш].

Логопед: Теперь ты Волшебник и будешь превращать одни слова в другие. Будем играть с мячом.

Логопед бросает мяч и называет слово. Ребенок ловит мяч, заменяет первый звук на [ш], произносит получившееся слово и возвращает мяч логопеду.

Слова для игры: тапка, губы, топот, мыло, споры.

Затем ребенок заменяет последний звук в слове на [ш] в словах:

идет -…                поет -…        едет - …        дышит - …     падает - …

7. Игры на автоматизацию звука [ш] в предложении, на развитие грамматического строя речи.

а) Игра «Так бывает или нет».

Логопед: Петрушка перепутал слова в предложениях. Послушай предложение, найди и исправь ошибки.

- Письмо пишет дедушку.

- Наша мышка поймала кошку.

- Камешек нашел Петю.

- На шубу вешают вешалку.

- Ландыши нашли Наташу.

- Камыши сидят в лягушке.

- Катушка ниток купила бабушку.

б) Игра «Кто где?»

Логопед: Животные решили поиграть в прятки. Рассмотри картинки и скажи, кто где спрятался, используя маленькие слова-помощники: «в», «на», «под». Покажи схему слова-помощника «в» и объясни, что обозначает это слово./ Аналогично идет работа с предлогами «на», «под»/. Не забывай правильно и четко произносить звук [ш].

- Лягушка спряталась … камышах.

- Кошка залезла … крышу.

- Шмель спрятался … листом ромашки.

- Мышонок сидит … шкафу.

- Лягушонок спрятался … кадушкой.

8. Динамическая пауза. /Речь с движением с использованием мяча./

Я подброшу высоко,          Ребенок бросает мяч вверх над головой.

Я подброшу низко.            Ребенок подбрасывает мяч перед собой.

Прокачу я далеко,             Прокатывает мяч вдаль и бежит за ним.

Прокачу я близко.            Прокатывает мяч вокруг себя.    

9. Игры с буквами.

а)   Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Помоги Петрушке найти букву Ш в мешочке. Расскажи, на что она похожа. Выложи из палочек.

б) Игра «Строители». /Развитие зрительного внимания, звуко-буквенного синтеза, навыков чтения./ ( Для игры ребенку предлагается набор букв разной величины и цвета)

Логопед: Найди все большие белые буквы, все большие черные буквы, все маленькие белые буквы.  Составь из них слова, а из слов – предложение.

Ребенок составляет предложение: Миша ест кашу.

10. Итог занятия.

Логопед: Напомни Петрушке, какой звук мы учились говорить правильно, в какие игры мы играли? Какая игра понравилась тебе больше всего.

После ответа ребенка Петрушка дарит ребенку сюрприз, в названии которого есть звук [ш] (наклейка с изображением машинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».

План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».  Пантелеева Ирина Олеговна, МБДОУ «Детский сад №...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...

Совместная деятельность учителя-логопеда с подгруппой воспитанников 5-6 лет Тема: Прогулка по Московскому проспекту

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками 5-6 лет. Тема "Прогулка по Московскому проспекту. Цель: Автоматизация звука С...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанником 6- 7лет

Конспект совместной деятельности  учителя-логопеда с воспитанником 6-7 лет по теме "Звук Ш"...