План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».
методическая разработка по логопедии по теме
План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».
Пантелеева Ирина Олеговна, МБДОУ «Детский сад №41», учитель-логопед, Пермский край, г Березники, 2013г.
Предмет (направленность): «развитие связной речи и обучение детей грамоте»
Возраст детей: старшая группа ( 5-6 лет)
Место проведения: группа.
- Образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература », «Здоровье».
- Образовательные задачи:
- Активизировать знания детей о явлениях природы (весне и зиме), о зимующих, перелетных и домашних птицах;
- Расширять словарь прилагательными, существительными, наречиями, глаголами, предлогами;
- Развивать умение составлять простые и сложные предложения, рассказы и загадки; понимать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки монологической речи детей в процессе рассказывания с опорой на картины, мнимотехнику;
- Закреплять умения согласовывать существительные с числительными, прилагательными, образовывать множественное число существительных, однокоренные слова, новые слова-глаголы с помощью приставок;
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, умение выполнять звуковой анализ слова;
- Развивать интонационно - эмоциальную выразительность речи, пространственное восприятие, общую и мелкая моторику, через логоритмопластические упражнения, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, вербально - логическое мышление.
Практическая задача для детей: Научить младших друзей рассказывать о животных, новую загадку, рисовать картины с помощью пиктограмм (мнимотехники).
Активизация словаря: неприметный, яркий, пестрый, покачивают, разноцветные, водоплавающие, большущий, переплывают, малюсенькая, небеса, травушка, горшки, сугробы, цветики, улетает, прилетает, расправляют, выходит, дикие лесные, перелетные, зимующие, в, на, под, пух, перья, пернатые, поют, глухо, звонко, громко, тихо, кружатся, природа, деревья, почки набухают, солнце пригревает, детеныш, линяют, поддувает, задувает, ухаживать за грядками, насекомые, строить гнездо, скворец., охраняют лес. Звуки, смягчают, Пословицы и поговорки о весне, солнышке: « Март с водой, апрель с травой, май с цветами», «Где вода есть - там саду цвесть», «Запел скворец – зиме конец», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Мала птичка синичка – да коготок востер». «Тяжело в учении – легко в бою».
Оборудование: демонстрационный материал: пиктограммы с изображениями явлений живой и не живой природы, игрушка-птица, кондитерские орешки- печенье, панно с изображением весны, символы звуков, палочки, схема для проведения логоритмопластической композиции «Спал цветок», ленты- крылья, схемы по обучению грамоте, большой мяч-солнышко, магнитофонные записи звуков природы; произведения Поля Мориа. раздаточный материал: «звучки» по количеству детей.
Прогнозирующий результат: дети с помощью метода мнимотехники быстрее смогут составить предложения, рассказ, нарисовать картины. Логоритмопластическое, музыкальное упражнение – загадка способствует быстрому запоминанию ее, помогает проговаривать сложные слова, стимулирует к желанию заниматься танцами, оздоровлению организма, эмоциальному развитию.
Ход совместной деятельности:
- Ситуация.
Дети заходят в зал под марш, как труженики села, садоводы и проходят в кабинет логопеда, встают у своих столов.
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята, какие вы красивые! Сегодня вы должны рассказать о разных временах года, о наших младших друзьях - животных. Всех старательных и активных ждут сюрпризы, « детки (плоды) с ветки» Расскажем, чему мы научились?
Дети проговаривают стихотворение - разминку с речедвижениями, пальчиковой гимнастикой «Мы будем разговаривать».
Решение детьми проблемы «Научить младших друзей рассказывать о животных, новую загадку, рисовать картины». Учитель-логопед: Сядут сначала те дети, чьи имена начинаются с гласного звука, заканчиваются. Почему остался стоять Владик? С каким чудесным временем года мы прощаемся. Какие вы знаете пословицы о разных периодах весны, о животных?
Учитель-логопед: переверните свои карточки, по ним мы вместе составим рассказ о весне. Составляет первое предложение тот, у кого солнышко.
Дети: Весной солнце светит больше, ярче, поэтому сугробы становятся ниже, снег тает. Капают сосульки под крышами, по дорогам текут ручьи и т д.
Учитель-логопед: Молодцы, каждый из вас составил предложения, что у нас получилось?
Дети: У нас получился длинный рассказ.
Учитель-логопед: Чтобы грамотно написать слово, нужно его произнести ласково или во множественном числе.
Учитель-логопед: Мы с веселым мячом - солнышком поиграем в игру «Скажи ласково», « Один и много». Небо, трава, цветок, горшок, сугроб, тетрадь.
Дети: небеса, травушка, цветики, горшки, сугробы, тетради.
Учитель-логопед: Молодцы, какие вы знаете пословицы о учении? Я приготовила для вас сложные задания.
Пропоем это чудесное слово. Что означает короткое слово МАЙ? Выложите это слово из «звучков». Вызванный ребенок выполняет звуковой анализ слова и дети за столами.
Учитель-логопед: Какое знаем правило, чтобы определить, сколько слогов в слове?
Учитель-логопед: Почему к нам прилетают пернатые друзья в середине и в конце весны? Как мы их называем? Как зовут большущих, пестрых, разноцветных птиц, плавающих в воде?
Дети: Перелетные, водоплавающие птицы прилетают из жарких стран, чтобы поедать насекомых, другой корм, еду.
Учитель-логопед: если этих животных насекомых много, они портят растения. Что произойдет, если растений будет мало?
Дети: Без растений мало кислорода, людям плохо дышать, они могут заболеть.
Учитель-логопед: но большинство насекомых полезны и нужны людям, расскажем и покажем загадку - танец о них с лентами (крыльями). Музыкальная, логоритмопластическая композиция, музыка Поля Мориа «Спал цветок» с опорой на схему, показ педагога. Затем, дети проговаривают предложения с сложными словами, а основной текст педагог. Развивается структура предложения.
1такт – слушать музыку, выполнять круговые вращения кистями рук.
Спал цветок. И.П.-сидя, ноги в 1-й позиции, руки внизу. Дети с закрытыми глазами, расслаблена шея, тело. Вдруг он проснулся. Глаза открыть, ( дети проговаривают по слогам в приседе, в И.П, сгибая кисти рук. Встре- пе-нул-ся.
Встал, И.П.-стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу. Крылья рас-прав-ля-ет ( дети проговаривают по слогам в в И.П, сгибая кисти рук,предплечий).
По-кру-жи-лись (кружение вокруг себя с качанием бедер, руки плавно через стороны вверх). Встать в И.П.
Прогнулся, взмыл-ся вверх и по-ле-тел (качание телом и руками вверху, упражнение «Волна».)
С цветка на цветок пе-ре-ле-тал, нектар собирал( качание рук с лентами слева на право)
Головой качали, на счет «раз» - голова влево, на «и» - прямо, пауза, 2и-вперед 3и-вправо,4и-встать в И.П, повторить 2 раза;
Удивлялись, грустили, улыбались - (показ, опора на схему);
Звенеть начинали: «З-З -З » с плавным подниманием рук, с паузами..
Жужжать начинали «Ж-Ш-Щ» с плавным подниманием рук, с паузами.
Крыльями по-хло-па-ли. Через плавные, последовательные движения рук, ребенок проговаривает, слово по слогам.
Четырьмя лапками по-то-па-ли. (Топают ногами на каждый слог слова).
Левыми лапками (ногой) раз-согнули, и – поставили, пауза, 2и,3и,4и - в И.П.
Правыми лапками (ногой, то же самое).
Кто эти животные? На-се-ко-мы-е (проговаривают по слогам, с качанием тела, упражнение «Волна».
Учитель-логопед: Молодцы. Сядут те дети, чьи имена начинаются с твердого, мягкого согласного звука. Дети садятся на стулья.
Посмотрите на картину. Какое время года изображено, какой период весны? Составьте предложение (из палочек) со словом весна и маленьким словом-предлогом «НА» из пяти слов (с опорой на схему).
Дети: Весной на деревьях набухают почки.
Пропоем и покажем гласные звуки. Улыбнемся друг другу, пропоем звук «и».
- Обсуждение результатов: оценка деятельности детей.
О ком живом мы говорили сегодня?
Как вы думайте, кто из вас составил лучшее предложение о весне? Кто вспомнил больше новых, красивых слов? Кто лучше выполнял задания по грамоте? Кто больше знает о жизни животных? Кто лучший танцор?
Все сегодня отличились, постарались.
Зачем нужно заботится о животных, о растениях, лесе. Будете ли вы продолжать заниматься, учить младших друзей рассказывать о животных, рисовать картины с помощью картинок?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями и все получаете гостинцы - «детки (плоды) с ветки», орешки от дерева. Настоящие ли они?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида
Выступление в рамках городской, творческой группы для педагогов дошкольных учреждений
« Здоровьесберегающие и восстановительные технологии в коррекционно - развивающей работе» с темой: «УСТРАНЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ АПРАКСИИ ЧЕРЕЗ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Подготовила:
Автор: учитель-логопед
Первой квалификационной категории
Пантелеевой И.О.
Г. Березники, 2010
УСТРАНЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ АПРАКСИИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Пантелеева И. О. Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 41»,
г. Березники Пермского края, Россия.
В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Достигая пластичными движениями тела изображения размеренных длительностей и правильно чередующихся ударений, мы укрепляем чувство ритма, ритмический рисунок речи. Без телесных ощущений ритма, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный.
Е. Жак-Долькроз, В.А. Гринер, Г.А. Волкова.
Вследствие органического поражения центральной нервной системы у детей нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Чаше всего это сочетанные поражения головного и спинного мозга. Недостаточное развитие слухового, зрительного, двигательного анализаторов способствует тому, что у детей слабо развиты музыкально-ритмические, пластические способности. В.А.Бец, А.Р.Луриа и другие доказали что особенно при нарушении деятельности мозжечка и стволовых структур возникают расстройства координации движений и регуляции мышечного тонуса. Нарушение премоторных областей коры больших полушарий мозга может вызвать кинетическую апраксию. Когда у людей страдает быстрое и плавное переключение с одной двигательной иннервации на другую это условие успешного протекания произвольного движения. Отчетливые нарушения наступают, когда дети переходят от одной артикуляционной позиции к другой. Недоразвитие ритма ведет к тому, что нарушается слоговая структура слова, структура предложения, выпадает или недоразвивается предикативная функция речи, диалогическая, монологическая речь. Рука не получает нужных афферентных сигналов, не может выполнить тонкие дифференцированные движения, что нередко проявляется в процессе письма, дети с трудом овладевают чтением. Помогут исключить данный диагноз упражнения по логоритмической пластике. Движения развивают функции мозга.
Для ребенка с логоритмическими нарушениями характерен свой оптимальный ритм речемоторного выражения. Музыкальные, логоритмопластические, упражнения можно включать в комплексные, физкультурные, музыкальные, занятия. Перед началом его, в физ. паузы, релаксационные упражнения в конце занятия. Закрепление материала через движения происходит быстрее, развивается память. Их рекомендовано проводить в режимных процессах педагогам и родителям. Низкий уровень анализа итогов диагностических исследований заставил задуматься над тем, чтобы самостоятельно вводить музыкально-ритмические, пластические упражнения в свои занятия, пользуясь аудио записями и технологиями.
А.И.Буренина пишет в своей программе по ритмической пластике, что приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает различными двигательными умениями, опытом творческого осмысления музыки, ее телесно-эмоционального выражения. [1с.5] Поэтому пришла к выводу, что эта деятельность будет способствовать и развитию связной речи. Через плавные, последовательные движения руки или тела, ребенок проговаривает, пропевает сначала звуки имеющиеся в речи, затем поставленные звуки автоматизируются в слоге через движение, в слове, плавно переключая слоги сложного слова, в основном в западающих глаголах с приставками, развивая слоговую структуру слова. Постепенно дети учатся грамматически структурировать предложения, словосочетания, медленно проговаривая, развивая диалогическую, интонационную сторону речи. Затем проговаривают тексты (физ.минутки), связанные с лексическими темами по развитию речи, развивая монологическую речь.
Использую в работе технологии Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, Н.А.Рычковой, А.И.Бурениной, пластические упражнения из арабских танцев. Чередование элементов упражнений, состоящие из прогибов, наклонов, трясок делает гибким позвоночник, укрепляет мышцы и связки, разрабатывается суставная сумка в плечах, локтях, кистях, развивается шейный отдел позвоночника и плечевого пояса. Упражнения укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру, тренируют дыхательную систему, повышают мышечный тонус, развивается ритмический слух. Эта работа способствует развитию новых функциональных связей между отделами мозга мозжечково - стволовыми, а так же во вторичных корковых полях, обеспечивающих реализацию различных форм интеграций ( зрительного, моторного, сенсорного и т д). Работая с помощью движений, с невербальными информациями, ребенок активизирует правое полушарие мозга, проговаривая слова при этом, развивается левое полушарие мозга, отвечающее за интеллектуальное развитие, творческие способности. Взаимодействие двух полушарий мозга способствует развитию речи. Теоретическая значимость работы определяется тем, что если проводить специальную коррекционно - развивающую работу по развитию музыкально- ритмических, пластических способностей повысится эффективность коррекционно - развивающего воздействия, если эта работа будет строиться на принципе системности и комплексного поэтапного развития музыкально- ритмического, пластического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Использовала следующие задачи и приемы.
1.Коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов: развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; развитие оптико – пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящего; развитие координации произвольных движений; мелкой моторики кистей рук и мимики лица; воспитание чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; повышение уровня развития музыкально – ритмических, пластических способностей; воспитание эмоционально – волевых качеств; коррекция личностных свойств детей.
2.Коррекция и развитие речи: темпа, ритма, речевого и неречевого дыхания; фонации; орального праксиса и мимического компонента; артикуляционной основы звукопроизношения; развитие лексика - грамматического строя и связной речи, просодических компонентов речи; фонематического восприятия.
Работу начинаю с развития чувства ритма, развивая деятельность нарушенных анализаторов на индивидуальных, подгрупповых занятиях. Проводится на подготовительном этапе, на элементарном практическом уровне, через хлопки, притопы. Знакомила с основными структурами ритма, учила опознавать их на слух, формировала представления о взаимосвязи форм ритма. Над умением отделять один слог от других, над слитностью и долготой звучания. Это способствует умению детьми делать паузы, соблюдать логическое ударение. Развиваю темп произношения, высоту и силу голоса через фонопедические упражнения. (Игры «Речецветик» З.А.Репиной). Одновременно развивала общую моторику, мышечное чувство с помощью двигательного моделирования ритмических структур. Занятия проводились без музыкального сопровождения с использованием психогимнастики и жестов, логоритмические упражнения «Мячик», «Я пойду сначала вправо топ, топ, стоп». «Согреемся». Все это способствовало координации слова и музыкально – ритмических движений. Для преодоления двигательного автоматизма «Малыши-крепыши, выполни верно упражнение» с использованием зрительных опор и физкультурного, музыкального инвентаря.
На основном этапе обучения продолжалась работа по восприятию и воспроизведению музыкально – ритмических способностей, развитию музыкального слуха. Постепенно вводилась музыка для формирования у детей умения отличать регулярные звучания, повторы от неровных длительностей (звучит ровно, одинаково, долго не звучит и т.п.), при этом всегда использовался двигательный контроль, через аудио технологию Железновых «Веселая логоритмика», музыкально- ритмические, пластические композиции под музыку П.Мориа и других авторов. Дети под разный характер музыки выполняют упражнения. При прослушивании музыкального отрывка определенного темпа ребенок отхлопывал нужный ритм. Это несложные логоритмические танцы «Ладошки», «Паровозик». Для развития звуковысотного слуха, «Слушай звуки» Динамический слух через игру «Громко-тихо» для тембрового слуха «Слушай, какой инструмент звучит». Слушали аудио записи звуков окружающей среды, «Изобрази звук». Слушали и узнавали знакомые мелодии, пели. Постепенно развивалось умение сначала выполнять упражнения с пластичными речедвижениями и пальчиковой гимнастикой «Лебеди», «Голубая вода, ручеек», а затем это же упражнение с пением или проговариванием. Работаю над ритмами расслабляя и напрягая мышцы тела. Движения становились более скоординированными, пластичными.
Дыхательная гимнастика дает успокаивающий, восстановительный и очистительный эффект «Шарик надуваем», работа над нижнедиафрагмальным дыханием.
Мелкую моторику развиваю через аудио запись «Пальчиковая гимнастика под музыку». Шла работа над просодическим компонентом речи, так как это мини театральное представление. Работаю над мело – ритмодекламацией, играем на игрушечном инструменте в простом режиме используя аудио технологии Овчинниковой Т.С, Железновых. Пропевают песни с плавным качанием тела, рук.
Дети с педагогом на занятиях по изо деятельности рисовали объекты с изогнутыми линиями. Понимали, что в природе нет прямых линий и углов, в ней все взаимосвязано и пластично.
Работа по исправлению звуков продолжается на основном этапе, она идет через уже достаточно развитые музыкально-ритмические, пластические способности у ребенка. Пение вокализов из гласных звуков, слогов, слов с не дефектными звуками c жестами, пение с разными эмоциями, двигательные упражнения «Мчится поезд», «Верблюд» под аудио запись.
Помогает при постановке свистящих звуков, язык и рука плавно опускается вниз, при шипящих и сонорах – вверх, через игру «Живые модели».
При закреплении звука в слове дети выстраивают слово из звуков, пропевают его, свистящие плавно приседают, шипящие поднимают руки вверх. Выполняют звуковой анализ слова, изображая и показывая жестами каждый звук, рассказывая о нем с опорой на схемы.
На этапе автоматизации звука в предложении, тексте предлагается логоритмическое упражнение «Паровоз». Паровоз идет быстрей, стук колес сильней, тише, тише – стук колес неслышен, проговаривают звуки «Ч-Щ-Сь-Ть». Закрепляю звуки через обогащение словаря, расширение семантического поля. Например звук «ж». Одновременно провожу фонопедические упражнения, медведь неуклюжий, показывают как он напрягает и расслабляет лапы, ужинает, сжимается в клубок. Дети должны кинестетически ощущать свое тело, выполняя упражнение, соблюдая ритм, относительно длительности нот.
Музыкальная, логоритмопластическая композиция, музыка Поля Мориа «Лебеди летят, согреться хотят» с опорой на схему, показ педагога. Сначала педагог произносит текст, на его счет, дети молча выполняют упражнения под музыку, развивая музыкально-ритмическое пластическое чувство. Когда дети овладеют техникой упражнений, педагог читает основной текст, а дети проговаривают с движением руки и тела только сложные слова, развивая словарь, фонетическую сторону речи, закрепляя поставленные звуки.
Затем, дети проговаривают предложения с этими сложными словами, а основной текст педагог. Развивается структура предложения.
Затем, дети проговаривают текст игры, соблюдая музыкально-ритмические, пластические движения, развивая монологическую, связную речь.
1такт – слушать музыку, выполнять круговые вращения кистями рук.
Мы лебеди. И.П.- стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу. Дети с закрытыми глазами касаются своей головы, шеи, тела, приседают. Глаза открыть, из приседа вернуться в И.П.
Удивлялись, грустили, улыбались - (показ, опора на схему);
Головой качали, на счет «раз» - голова влево, на «и» - прямо, пауза, 2и-вперед 3и-вправо,4и-встать в И.П, повторить 2 раза;
Петь начинали: « Кра, пауза, кра, кра», с подниманием рук повторить 2 раза;
Левое крыло вы-прям-ля-ли. Через плавные, последовательные движения руки, ребенок проговаривает, слово по слогам; правое крыло рас-прав-ля-ли;
Лебеди взле-те-ли, (плавные движения руками), речку пе-ре-плы-ва-ли ( имитация плавцов), бедрами по-ка-чи- ва-ли, по-кру-жи-лись (кружение вокруг себя с качанием бедер, руки плавно через стороны вверх, проговаривают слова по слогам медленно, на каждый слог слова выполняют движение;
Прогнулись над водой – вертят головой - на счет «раз» - голова влево, на «и» - прямо, то же вправо, повторить 2 раза;
Прямо и гордо умеют держаться, встать в И.П;
И очень бесшумно на воду са-дят-ся (свернулись в комочек); Замерзли, дрожат, им нужно согреться, вернуться в И.П – выполняются «тряски рук, тела», с проговариванием звука «Д»; Левым крылом взмах-ну-ли (плавно) – «раз» - вверх, «и»-вниз, пауза, 2и, 3и, 4и- в И.П, то же самое правым крылом (рукой);
Лапами по-то-па-ли, проговаривают с подниманием ног. Левой лапой (ногой) – «раз» - согнули, «и» – поставили, пауза, 2и,3и,4и - в И.П, правой ногой то же самое);
Вот сог-ре-лись лебеди – (качая туловищем, упр «Волна»);
Встают в И.П.
Ритмическая структура речи формируется через развитие слоговой структуры слова. Используются упражнения по обучению грамоте. Игру «Волшебный переход». (Дети выстраивают дорожки из слов, медленно, плавно ходят по слогам, разложенным на полу или пропевают чистоговорку «Ги, Ки, Хи - ходят гуси и быки». Развитие ритмического рисунка слова идет через игру «Ритмическое лото», дети выкладывают слово, пропевают его, длинная полоска соответствует длинному звуку длительности половинной или четвертной ноты (слогу слова), короткие коротким звукам, длительности восьмой ноты. Пропевают сложные слова, хлопая на каждый слог слова по коленям и над головой.
На фронтальных занятиях идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжает развиваться лексико-грамматическая структура речи. Игра «Что быстрее, ярче, легче». Дети подбирают слова о предметах от самого быстрого, до медленного, изображая их, с помощью своей ритмо- пластики, соотнося с характером музыки. Проводятся тематические комплексные занятия – развлечения с элементами логоритмопластики для родителей. На которых закрепляется материал, развивается связная речь через театральные постановки. Начиная с начала учебного года «Урожай», «Защитники Отечества» и.т.д. Дети закрепляют правила красивой речи, учатся общаться, помогать друг другу, развивая свои личностные свойства.
Использую коммуникативные игры и танцы, разученные на музыкальных занятиях: «Пешеходы и машины», танец, «Морячка», «Воротики».
С применением технологии логоритмопластики в своей работе получены хорошие результаты по развитию музыкально-ритмических, пластических, творческих способностей, которые помогли сформировать высокие показатели развития речи особенно хорошо развивается фонетика - фонематическая сторона речи. Практическая значимость работы в том, что определены методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи, связной речи у детей с недоразвитием речи на логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях. .Данная тема мало изучена, педагогическая система деятельности может быть использована в практике работы детских садов и школ.
Список литературы и источники:
1. А.И.Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей – Санкт-Петербург 2000.
2. Г.А. Волкова Логопедическая ритмика. М. П., 1985.
З. А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи – Екатеринбург 1998.
4. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6-7 лет. М 2008.
УСТРАНЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ АПРАКСИИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Пантелеева И. О. Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 41»,
г. Березники Пермского края
Вследствие органического поражения центральной нервной системы у детей нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Чаше всего это сочетанные поражения головного и спинного мозга. Недостаточное развитие слухового, зрительного, двигательного анализаторов способствует тому, что у детей слабо развиты музыкально-ритмические, пластические способности. В.А.Бец, А.Р.Луриа и другие доказали что особенно при нарушении деятельности мозжечка и стволовых структур возникают расстройства координации движений и регуляции мышечного тонуса. Нарушение премоторных областей коры больших полушарий мозга может вызвать кинетическую апраксию. Когда у людей страдает быстрое и плавное переключение с одной двигательной иннервации на другую это условие успешного протекания произвольного движения. Отчетливые нарушения наступают, когда больные дети переходят от одной артикуляционной позиции к другой. Недоразвитие ритма ведет к тому, что нарушается слоговая структура слова, структура предложения, выпадает или недоразвивается предикативная функция речи, диалогическая, монологическая речь. Рука не получает нужных афферентных сигналов, не может выполнить тонкие дифференцированные движения, что нередко проявляется в процессе письма. Помогут исключить данный диагноз упражнения по логоритмической пластике. Движения развивают функции мозга.
Для ребенка с логоритмическими нарушениями характерен свой оптимальный ритм речемоторного выражения. Упражнения можно включать в комплексные, физкультурные, музыкальные, занятия. Перед началом его, в физ. паузы, релаксационные упражнения в конце занятия. Закрепление звуков через движения происходит быстрее, развивается память. Их рекомендовано проводить в режимных процессах воспитателям и родителям. Низкий уровень анализа итогов диагностических исследований заставил задуматься над тем, чтобы самостоятельно вводить музыкально-ритмические, пластические упражнения в свои занятия, пользуясь аудио записями и технологиями.
Поэтому пришла к выводу, что эта деятельность будет способствовать и развитию связной речи. Через плавные, последовательные движения руки или тела, ребенок проговаривает, пропевает сначала звуки, имеющиеся в речи, затем поставленные звуки автоматизируются в слоге через движение, в слове, плавно переключая слоги сложного слова, в основном в западающих глаголах с приставками, развивая слоговую структуру слова. Постепенно дети учатся грамматически структурировать предложения, словосочетания, медленно проговаривая, развивая диалогическую, интонационную сторону речи. Затем проговаривают тексты (физ. минутки), связанные с лексическими темами по развитию речи, развивая монологическую речь.
Использую в работе технологии Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, Н.А.Рычковой, А.И.Бурениной, пластические упражнения из арабских танцев. Чередование элементов упражнений, состоящие из прогибов, наклонов, трясок делает гибким позвоночник, укрепляет мышцы и связки, разрабатывается шейный, грудной отдел позвоночника и плечевого пояса. Эта работа способствует развитию ЦНС, а значит речевых его зон. Теоретическая значимость работы определяется тем, что если проводить специальную коррекционно - развивающую работу по развитию музыкально- ритмических, пластических способностей повысится эффективность коррекционно - развивающего воздействия, если эта работа будет строиться на принципе системности и комплексного поэтапного развития музыкально- ритмического, пластического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.
Использовала следующие задачи и приемы. 1.Коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов: 2. Коррекция и развитие речи.
Работу начинаю с развития чувства ритма, развивая деятельность нарушенных анализаторов на индивидуальных, подгрупповых занятиях. Проводится на подготовительном этапе на элементарном практическом уровне, через хлопки, притопы. Знакомила с основными структурами ритма, учила опознавать их на слух, формировала представления о взаимосвязи форм ритма. Над умением отделять один слог от других, над слитностью и долготой звучания. Это способствует умению детьми делать паузы, соблюдать логическое ударение. Развиваю темп произношения, высоту и силу голоса через фонопедические упражнения. (Игры «Речецветик» З.А.Репиной). Одновременно развивала общую моторику, мышечное чувство с помощью двигательного моделирования ритмических структур. Занятия проводились без музыкального сопровождения с использованием психогимнастики и жестов, логоритмические упражнения «Мячик», «Я пойду сначала вправо топ, топ, стоп». «Согреемся». Все это способствовало координации слова и музыкально – ритмических движений. Для преодоления двигательного автоматизма «Малыши-крепыши, выполни верно упражнение» с использованием зрительных опор и физкультурного, музыкального инвентаря.
На основном этапе обучения продолжалась работа по восприятию и воспроизведению музыкально – ритмических способностей, развитию музыкального слуха. Постепенно вводилась музыка для формирования у детей умения отличать регулярные звучания, повторы от неровных длительностей (звучит ровно, одинаково, долго не звучит и т.п.), при этом всегда использовался двигательный контроль, через аудио технологию Железновых «Веселая логоритмика», музыкально- ритмические, пластические композиции под музыку П.Мориа. Дети под разный характер музыки выполняют упражнения. При прослушивании музыкального отрывка определенного темпа ребенок отхлопывал нужный ритм. Это несложные логоритмические танцы «Ладошки», «Паровозик». Для развития звуковысотного слуха, «Слушай звуки» Динамический слух через игру «Громко-тихо», для тембрового слуха «Слушай, какой инструмент звучит». Слушали аудио записи звуков окружающей среды, «Изобрази звук». Слушали и узнавали знакомые мелодии, пели. Постепенно развивалось умение сначала выполнять упражнения с пластичными речедвижениями и пальчиковой гимнастикой «Лебеди», «Голубая вода, ручеек», а затем это же упражнение с пением или проговариванием. Работаю над ритмами расслабляя и напрягая мышцы тела. Движения становились более скоординированными, пластичными.
Дыхательная гимнастика дает успокаивающий, восстановительный и очистительный эффект «Шарик надуваем», работа над нижнедиафрагмальным дыханием.
Мелкую моторику развиваю через аудио запись «Пальчиковая гимнастика под музыку». Шла работа над просодическим компонентом речи, так как это мини театральное представление. Работаю над мело – ритмодекламацией, играем на игрушечном инструменте в простом режиме используя аудиотехнологии Овчинниковой, Железновых. Пропевают песни с плавным качанием тела, рук.
Дети с воспитателем на занятиях по изо деятельности рисовали объекты с изогнутыми линиями. Понимали, что в природе нет прямых линий и углов, в ней все взаимосвязано и пластично.
Работа по исправлению звуков продолжается на основном этапе, она идет через уже достаточно развитые музыкально-ритмические, пластические способности у ребенка. Пение вокализов из гласных звуков, слогов, слов с не дефектными звуками c жестами, пение с разными эмоциями, двигательные упражнения «Мчится поезд», «Верблюд» под аудио запись. Помогает при постановке свистящих звуков, язык и рука плавно опускается вниз, при шипящих и сонорах – вверх, через игру «Живые модели».
При закреплении звука в слове дети выстраивают слово из звуков, пропевают его, свистящие плавно приседают, шипящие поднимают руки вверх. На этапе автоматизации звука в предложении, тексте логоритмическое упражнение «Паровоз». Закрепляю звуки через обогащение словаря, расширение семантического поля. Например звук «ж». Одновременно провожу фонопедические упражнения, медведь неуклюжий, показывают как он напрягает и расслабляет лапы, ужинает, сжимается в клубок. Дети должны кинестетически ощущать свое тело, выполняя упражнение, соблюдая ритм, относительно длительности нот.
Музыкальная, логоритмопластическая композиция, музыка Поля Мориа «Лебеди летят, согреться хотят» с опорой на схему, показ педагога.
Ритмическая структура речи формируется через развитие слоговой структуры слова. Используются упражнения по обучению грамоте. Игру «Волшебный переход». (Дети выстраивают дорожки из слов, медленно, плавно ходят по слогам, разложенным на полу или пропевают чистоговорку «Ги, Ки, Хи - ходят гуси и быки», игру «Ритмическое лото», Пропевают сложные слова, хлопая на каждый слог слова по коленям и над головой, или топая и хлопая.
На фронтальных занятиях идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжает развиваться лексико-грамматическая структура речи. Игра «Что быстрее, ярче, легче». Дети подбирают слова о предметах от самого быстрого, до медленного, изображая их, с помощью своей ритмо- пластики, соотнося с характером музыки. Проводятся тематические комплексные занятия – развлечения с элементами логоритмопластики для родителей. «Пешеходы и машины», танец, «Морячка», «Воротики».
С применением технологии логоритмопластики в своей работе получены хорошие результаты по развитию музыкально-ритмических, пластических способностей, которые помогли сформировать высокие показатели развития речи особенно хорошо развивается фонетика - фонематическая сторона речи.
УСТРАНЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ АПРАКСИИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ЛОГОРИТМОПЛАСТИКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ И РЕЧЬ
Заявка
на участие в сотрудничестве с журналом «Детский сад от А до Я» в номере 6 с темой:
«Ребенок в мире творчества»
Фамилия Пантелеева Имя Ирина Отчество Олеговна
Ученое звание, ученая степень ____________________
Должность учитель-логопед первой квалификационной категории____________________
Организация МДОУ «Детский сад № 41 комбинированного вида
Почтовый индекс и адрес организации 618416 Пермский край г Березники ул
Свердлова д 108 (а)
для контактов рабочий - 8(3424) 2611 68 домашний - 230651
Домашний адрес с индексом 618416, Пермский край, г.Березники, ул. Юбилейная 71- 66
E-mail (при наличии)_____________________________
Тема доклада Устранение кинетической апраксии через музыкальные, логоритмопластические упражнения и развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заявка
на участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
«Актуальные проблемы логопедии: теория и практика»
Фамилия Пантелеева Имя Ирина Отчество Олеговна
Ученое звание, ученая степень _____________________
Должность учитель-логопед
Организация МДОУ «Детский сад № 41 комбинированного вида
Почтовый индекс и адрес организации 618416 Пермский край г Березники ул
Свердлова д 69
для контактов рабочий - 8(3424) 2611 68 домашний - 230651
Адрес с индексом, по которому можно будет выслать сборник
материалов конференции 618416, Пермский край, г.Березники, ул. Юбилейная 71- 66
E-mail (при наличии)_____________________________
Тема доклада Устранение кинетической апраксии через музыкальные, логоритмопластические упражнения и развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Профессии".
Цели непрерывной образовательной деятельности:- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание, «Общеречевые навыки», «Ручная моторик...
Презентация консультации для родителей " Совместная деятельность учителя - логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет".
В презентации подобраны игры и игровые упражнения по развитию связной речи детей....
Конспект Совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Детям о коррупции»
. Создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по лексической теме: «Весна».
Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:Закрепление знаний о временах года, зиме и весне.Активизация словаря по лексической теме : «весна».Совершенствование навыков звуко-слогового анал...
Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи у детей 6-7 лет
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фанта...