Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В технологической карте представлена основа для создания любого коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.

Ф.И.О. учителя-логопеда

********

Группа (логопедическое заключение)

********

Тема занятия, вид занятия

Например: «Путешествие ….». Автоматизация звука ….

Тип занятия

Например: «Повторение и систематизация знаний».

Используемые технологии

Например: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

речевая исследовательская деятельность

информационно-коммуникативная технология

игровая технология

здоровьесберегающие технологии

Цель занятия

Например: актуализация и систематизация знаний о …, обобщение знаний … и использование в речевой практике.

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

ЗКР, интонация,

социально-коммуникативные навыки,

речевое дыхание,

слуховое внимание,  

речевое творчество

Создание условий для положительного и психофизиологического состояния детей.

Предполагается, что к окончанию занятия дети будут уметь: ***

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.

Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении.

Создание предпосылок универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности; способствовать формированию положительного морально-этического опыта;

развивать и стимулировать познавательный интерес

Формировать умение прогнозировать предстоящую работу; оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля

Развивать умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность

Развивать умения ставить проблему и формулировать цель; получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний; совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков

Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с: учётом психолого-логопедического заключения; учётом возрастных особенностей развития. Действия для осуществления деятельности: формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития; планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование.

***

Организационная структура логопедического занятия.

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Задачи

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Контроль результатов деятельности

I этап – мотивационный

Постановка цели занятия.

1- 2 минуты

2- 3 минуты

Психологический настрой воспитанников. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Включение в деятельность.

Словесный метод (вводная и обобщающая беседа проблемного характера, договаривание слова или предложения, сопряженная речь ребенка и взрослого, частичный образец фрагмента повествования, использование художественной литературы,

уточняющие вопросы,

 утрированное произношение (подчеркивание дикцией), интонирование звука, ударного слога, искаженное произношение).

Практический метод ( хоровое и индивидуальное проговаривание (при необходимости), проблемный анализ речевого творчества самим ребенком или сверстниками, упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний, инсценировки, театрализованные игры, творческие задания, проблемные задачи: придумать план рассказа, начало, конец, описать образ героя, ИКТ).

Наглядный метод (игровая познавательная мотивация речевого задания; моделирование разных видов творческих речевых произведений (сказок, рассказов, стихов), презентация, рассматривание картин, объектов окружающего мира).

Создание проблемной игровой ситуации.

 

(Подгрупповая, индивидуальная, парная)

Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. (Вопросы, предполагаемые действия детей и учителя-логопеда).

***

Приветствие детей и взрослых.

Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Дети самостоятельно формулируют цель занятия.

Ключевой вопрос учителя-логопеда: «Хотите помочь?»

Ответы детей (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности).

Активность участия детей.

II этап – ориентировочный (актуализация знаний)

4минуты

С помощью целенаправленно организованной беседы  актуализация мыслительных операций с опорой на личный опыт детей.

Словесный метод: ***

Практический метод: ***

Наглядный метод: ***

Актуализация способов работы ( как различать звуки и буквы, как правильно произносить звук, как научиться различать звуки (дифференциация и т.п.) для достижения поставленной цели.

(Подгрупповая, индивидуальная, парная)

Действия и предполагаемые вопросы.

Предполагаемые действия детей  и ответы на вопросы.

Обобщение и систематизация знаний о ***.

Ключевой вопрос, повторение способов работы для достижения поставленной цели, самоконтроль.

III этап – поисково-исследовательский

4 -6 минуты

Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Словесный метод: ***

Практический метод: ***

Наглядный метод: ***

Затруднение в ситуации (Почему не получается?).  Поиск ответа через экспериментирование, моделирование и нахождение нужных способов действия.

«Открытие» нового знания (способа действия).

(Подгрупповая, индивидуальная, парная)

Действия и предполагаемые вопросы.

Предполагаемые действия детей  и ответы на вопросы.

Самоконтроль, самостоятельный вывод.

Применение разных способов для поиска нужного в достижении цели.

Совпадение «взрослой» и «детской» цели.

IV этап - практический

10 минут

Закрепление новых знаний в разных видах деятельности.

Словесный метод: ***

Практический метод: ***

Наглядный метод: ***

Новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями.

(Индивидуальная, парная).

Методика логопедических игр и упражнений.

Выполнение заданий и контроль.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

V этап – рефлексивно-оценочный

2-4 минуты

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

Словесный метод: ***

Практический метод: ***

Наглядный метод: ***

Осмысление своих действий в достижении цели.

(Подгрупповая, индивидуальная)

Беседа, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия.

Ориентирование в собственной системе знаний и определение трудностей при выполнении, что удалось хорошо, а что не очень.

Ключевые вопросы: «Чему мы научились?», «Для чего это нужно?», «Где могут пригодиться эти знания?»,  

но не «Что мы сегодня делали?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»

Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...

Конспект ООД с использованием системно-деятельностного подхода

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по ФГОС, тема "День рождения Матрёшки" (подготовительная группа)...

ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"

Конспект ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"...

СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста

Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...

Открытое занятие с использованием системно-деятельностного подхода "В гости к Лунтику"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"20076043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Сценарий занятия в средней группе с использованием системно – деятельностного подхода

Сценарий занятия   Образовательная область – «Познание» Тема :" Поможем гномам"...

Структура занятий при реализации системно-деятельностного подхода

В представленном материале освещается специфика структуры занятий для детей дошкольного возраста  в рамках реализации системно-деятельностного подхода. Занятия  включают несколько взаимодопо...