Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В технологической карте представлена основа для создания любого коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_logop_zanyatiya_tablitsa_s_ispolzovaniem_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
Ф.И.О. учителя-логопеда | ******** | |||
Группа (логопедическое заключение) | ******** | |||
Тема занятия, вид занятия | Например: «Путешествие ….». Автоматизация звука …. | |||
Тип занятия | Например: «Повторение и систематизация знаний». | |||
Используемые технологии | Например: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми речевая исследовательская деятельность информационно-коммуникативная технология игровая технология здоровьесберегающие технологии | |||
Цель занятия | Например: актуализация и систематизация знаний о …, обобщение знаний … и использование в речевой практике. | |||
Задачи | Общеобразовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |
ЗКР, интонация, социально-коммуникативные навыки, речевое дыхание, слуховое внимание, речевое творчество | Создание условий для положительного и психофизиологического состояния детей. Предполагается, что к окончанию занятия дети будут уметь: *** | Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации. Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении. | ||
Создание предпосылок универсальных учебных действий | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности; способствовать формированию положительного морально-этического опыта; развивать и стимулировать познавательный интерес | Формировать умение прогнозировать предстоящую работу; оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля | Развивать умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность | Развивать умения ставить проблему и формулировать цель; получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний; совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков | |
Особенности логопедического занятия | Виды деятельности на занятии с: учётом психолого-логопедического заключения; учётом возрастных особенностей развития. Действия для осуществления деятельности: формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития; планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития». | |||
Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование. | *** |
Организационная структура логопедического занятия.
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | Контроль результатов деятельности |
I этап – мотивационный Постановка цели занятия. | 1- 2 минуты 2- 3 минуты | Психологический настрой воспитанников. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Включение в деятельность. | Словесный метод (вводная и обобщающая беседа проблемного характера, договаривание слова или предложения, сопряженная речь ребенка и взрослого, частичный образец фрагмента повествования, использование художественной литературы, уточняющие вопросы, утрированное произношение (подчеркивание дикцией), интонирование звука, ударного слога, искаженное произношение). Практический метод ( хоровое и индивидуальное проговаривание (при необходимости), проблемный анализ речевого творчества самим ребенком или сверстниками, упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний, инсценировки, театрализованные игры, творческие задания, проблемные задачи: придумать план рассказа, начало, конец, описать образ героя, ИКТ). Наглядный метод (игровая познавательная мотивация речевого задания; моделирование разных видов творческих речевых произведений (сказок, рассказов, стихов), презентация, рассматривание картин, объектов окружающего мира). Создание проблемной игровой ситуации.
| (Подгрупповая, индивидуальная, парная) | Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. (Вопросы, предполагаемые действия детей и учителя-логопеда). *** | Приветствие детей и взрослых. Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Дети самостоятельно формулируют цель занятия. | Ключевой вопрос учителя-логопеда: «Хотите помочь?» Ответы детей (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности). Активность участия детей. |
II этап – ориентировочный (актуализация знаний) | 4минуты | С помощью целенаправленно организованной беседы актуализация мыслительных операций с опорой на личный опыт детей. | Словесный метод: *** Практический метод: *** Наглядный метод: *** Актуализация способов работы ( как различать звуки и буквы, как правильно произносить звук, как научиться различать звуки (дифференциация и т.п.) для достижения поставленной цели. | (Подгрупповая, индивидуальная, парная) | Действия и предполагаемые вопросы. | Предполагаемые действия детей и ответы на вопросы. | Обобщение и систематизация знаний о ***. Ключевой вопрос, повторение способов работы для достижения поставленной цели, самоконтроль. |
III этап – поисково-исследовательский | 4 -6 минуты | Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия. | Словесный метод: *** Практический метод: *** Наглядный метод: *** Затруднение в ситуации (Почему не получается?). Поиск ответа через экспериментирование, моделирование и нахождение нужных способов действия. «Открытие» нового знания (способа действия). | (Подгрупповая, индивидуальная, парная) | Действия и предполагаемые вопросы. | Предполагаемые действия детей и ответы на вопросы. | Самоконтроль, самостоятельный вывод. Применение разных способов для поиска нужного в достижении цели. Совпадение «взрослой» и «детской» цели. |
IV этап - практический | 10 минут | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности. | Словесный метод: *** Практический метод: *** Наглядный метод: *** Новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями. | (Индивидуальная, парная). | Методика логопедических игр и упражнений. | Выполнение заданий и контроль. | Самоконтроль, взаимоконтроль. |
V этап – рефлексивно-оценочный | 2-4 минуты | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | Словесный метод: *** Практический метод: *** Наглядный метод: *** Осмысление своих действий в достижении цели. | (Подгрупповая, индивидуальная) | Беседа, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. | Ориентирование в собственной системе знаний и определение трудностей при выполнении, что удалось хорошо, а что не очень. | Ключевые вопросы: «Чему мы научились?», «Для чего это нужно?», «Где могут пригодиться эти знания?», но не «Что мы сегодня делали?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...
Конспект ООД с использованием системно-деятельностного подхода
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по ФГОС, тема "День рождения Матрёшки" (подготовительная группа)...
ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"
Конспект ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"...
СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста
Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...
Открытое занятие с использованием системно-деятельностного подхода "В гости к Лунтику"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"20076043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...
Сценарий занятия в средней группе с использованием системно – деятельностного подхода
Сценарий занятия Образовательная область – «Познание» Тема :" Поможем гномам"...
Структура занятий при реализации системно-деятельностного подхода
В представленном материале освещается специфика структуры занятий для детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода. Занятия включают несколько взаимодопо...