Структура занятий при реализации системно-деятельностного подхода
консультация
В представленном материале освещается специфика структуры занятий для детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода. Занятия включают несколько взаимодополняющих частей: сосздание мотивационного поля, актуализация знаний в образовательной ситуации, открытие детьми новыз знаний, самостоятельное применение полученных знаний в практической деятельности, рефлексия (итог). В материале раскрывается содержание каждой части занятия, акцентируется внимание на методах и приемах, котрыми может воспользлваться педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiy_pri_sistemno.docx | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура занятий при реализации системно – деятельностного подхода.
1. Создание мотивационного поля – введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Игровыми моментами воспитатель включает детей в эмоциональную беседу, которая потом позволит перейти к решению основной темы (примеры из занятий).
Ключевыми словами на этом этапе являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Мастерство педагога заключается в том, чтобы у каждого ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность. Так у ребенка развивается активность. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего – то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы» и т.д.
Случается, что кто – то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Предложите ему посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных детей или дайте ему книжку или альбом для рассматривания, но вставать со стульчика не разрешайте. Обычно очень скоро такие дети включаются в работу.
2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети и должны сделать открытие новых знаний. Здесь в процессе игры воспитатель организует предметную деятельность детей так, что актуализируются мыслительные операции, обобщаются знания и опыт детей, который понадобится им для построения новых способов действий. При этом дети находятся в игровом сюжете, двигаются к своей детской цели и не догадываются, что педагог ведет их к новым открытиям.
Далее моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднениями. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления ее причины. Этот этап чрезвычайно важен, дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения (не обида или отказ от действий) а поиск причины и ее устранение. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация.
Именно в старшем возрасте мы слышим вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?», он ведет к формированию предпосылок универсальных учебных действий.
3. Открытие детьми нового знания.
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытии новых знаний. С помощью вопроса «Что мы будем делать?», воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднений. Дети ищут информацию в книгах, энциклопедиях, в интернете, спрашивают у взрослых или придумывают сами, а потом пробуют, получается или нет. Используя проблемные методы, воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется в речи. Таким образом, дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.
4. Самостоятельное применение нового знания на практике.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными раннее способами. Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?», «Как будете выполнять задание?». Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач. Особое внимание уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников, для этого лучше, когда дети работают в парах или малыми подгруппами, что позволяет формировать коммуникативные умения дошкольников.
5. Рефлексия (итог).
С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение детской цели. Воспитатель подводит к тому, что достигли они цели благодаря, тому, что узнали новое и чему – то научились. Таким образом, достигая цель создается ситуация успех
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...
Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)
В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...
Виды занятий и диагностический инструментарий обследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Семинар: «Мульт-терапия - как механизм реализации системно-деятельностного подхода на ступени дошкольного образования»)
Использование мульт-терапии в развитии ребенка, исследование творческих способностей....
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
В технологической карте представлена основа для создания любого коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием системно-деятельностного подхода....
Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Раскрываются подходы деятельностного метода на занятиях с дошкольниками....