Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
консультация на тему

Голдобина Наталья Яковлевна

Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.97 КБ
Файл prezentatsiya.pptx925.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Структура образовательной деятельности

на основе системно-деятельностного подхода»

Голдобина Н.Я.,

воспитатель

Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Цель системно-деятельностного подхода к организации  образовательной деятельности – воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

-ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

-решать задачи (как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне);

-отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.)

При организации образовательной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода необходимо помнить, что дошкольник - это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир и что в основе деятельностного подхода лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Как говорил Конфуций: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».

Содержание образовательной деятельности реализуется по пяти основным областям по ФГОС ДО через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Структура образовательной деятельности с учетом  системно-деятельностного подхода включает в себя такие последовательные этапы.

1.Введение в образовательную деятельность. Введение в образовательную деятельность предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно – деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию – затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвёте цветы? Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на поляне растёт только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому- либо).

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д).

3. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.).

4. Приходит кто-то в гости или игрушка.

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с воспитателем в шашки и др.).

6. Создать интригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара.)

2. Договориться с родителями, одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит заготовить продукты для обеда; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в подготовке атрибутов и декораций.

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас». 

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад, принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?» 

- День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).

2. Проектирование решения проблемной ситуации.

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираясь на их личный опыт.

Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – это «придумаю сам» или «спрошу у того, кто знает».

Педагог побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Постепенно расширяет  круг людей, которым дети могут задать вопрос. Это может быть родитель, который пораньше пришёл за ребёнком, медсестра, другие сотрудники детского сада. В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет… Постепенно представления детей об источниках получения знаний расширяются и систематизируются. В старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется детьми в речи или знаках.

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

3. Выполнение действий воспитанниками. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Данный этап также предусматривает:

- нахождение места «нового» знания в системе представлений ребёнка (например, мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. Этого делать нельзя);

- возможность применения «нового» знания в повседневной жизни;

- самопроверку и коррекцию деятельности. Например, ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?

 В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям. Воспитатель предлагает ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях. Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения.

При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Данный этап является принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю, не умею».

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

4. Рефлексия (подведение итогов и анализ деятельности). Этап подведения итогов и анализа деятельности включает в себя:

• Фиксацию движения по содержанию («что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»), педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели;

• Выяснение практического применения нового содержательного шага (важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились;

• Эмоциональную оценку деятельности (у вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу);

• Рефлексия групповой деятельности (что вам удалось сделать вместе? В команде);

• Рефлексия собственной деятельности ребёнка (а у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему).

Таким образом, сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…».

Познавательная деятельность приобретает для ребёнка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.

Итак, мы рассмотрели целостную структуру применения системно-деятельностного подхода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста.

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста возможно использование отдельных компонентов системно-деятельностного подхода. Например, создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т.д.

Немаловажным вопросом является и организация пространства образовательной деятельности, которая предполагает:

- максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании;

- свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент;

- партнер - взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской).

Для реализации системно – деятельностного подхода большое имеет развивающая предметно – пространственная образовательная среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество).

Для этого в группах детского сада оборудуются зоны: экспериментирования, художественного творчества, природы, познания.

Используя составляющие развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать.

Системно – деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом – делать обучение мотивированным, приучать ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Системно – деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создаёт основу для успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода Средняя группа №9 «Веселые ребята » Голдобина Н.Я.

Слайд 2

Системно - деятельностный подход Организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Слайд 3

Цель системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения : -ставить цель -решать задачи -отвечать за результат

Слайд 4

«Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить». Конфуций

Слайд 5

Структура образовательной деятельности с учетом системно-деятельностного подхода включает в себя такие последовательные этапы: 1.Введение в образовательную деятельность. 2. Проектирование решения проблемной ситуации. 3. Выполнение действий воспитанниками. 4 . Рефлексия (подведение итогов и анализ деятельности).

Слайд 6

Введение в образовательную деятельность Процесс вовлечения в деятельность Целевая установка Мотивирование к деятельности

Слайд 7

Проектирование решения проблемной ситуации Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираясь на их личный опыт . Педагог побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется детьми в речи или знаках . Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Д ети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Слайд 8

Выполнение действий воспитанниками На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Данный этап также предусматривает: - нахождение места «нового» знания в системе представлений ребёнка; - возможность применения «нового» знания в повседневной жизни; - самопроверку и коррекцию деятельности. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Слайд 9

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает в себя: • Фиксацию движения по содержанию ( «что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?» ), педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели; • Выяснение практического применения нового содержательного шага (важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились ; • Эмоциональную оценку деятельности (у вас было желание помогать Лунтику ? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу); • Рефлексия групповой деятельности (что вам удалось сделать вместе? В команде) ; • Рефлексия собственной деятельности ребёнка (а у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему) . Рефлексия ( подведение итогов и анализ деятельности )

Слайд 10

Немаловажным вопросом является и организация пространства образовательной деятельности, которая предполагает : - максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании; - свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент; - партнер - взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позе).

Слайд 11

В рамках системно-деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи : Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки .

Слайд 12

«Золотые правила» системно-деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ребенка от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Слайд 13

Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Трудолюбивые пчёлки» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением системно - деятельностного подхода

занятие  разработано с использованием современных технологий при ознокомлении ребенка с миром природы составлено с учетом ФГОС ДО...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно - деятельностного подхода CДП по А.Н. Леонтьеву) "Цыплята гуляют"

Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности продуктивная группа вторая младшаяТема: «Цыплята ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе ...

Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...

Карта анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода ФГОС ДО.

Карта анализа образовательной деятельности  на основе системно-деятельностного подхода ФГОС ДО....