мастер-класс "В гостях у гномов Звуковичков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: передать опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комплексного показа приемов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 282.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №150
Мастер-класс
учитель-дефектолог Гарифулина Оксана Константиновна,
учитель-логопед Карнаухова Татьяна Юрьевна,
воспитатель Колмакова Анна Андреевна
Тема: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет
«В гостях у гномов Звуковичков»
«Для того чтобы помочь детям
справиться с ожидающими
их сложными задачами в школе,
необходимо позаботиться
о своевременном и полноценном
формировании речи
в дошкольном возрасте».
Гризик Т.И.
Иркутск,2017г.
Цель: Передать педагогический опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комментированного показа методических приемов и методической разработки на основе продуктивной деятельности всех участников мастер класса.
Задачи:
1. Учить комплексно подходить к обучению и развитию дошкольников.
2. Обучить участников мастер - класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов в формировании у дошкольников первоначальных лингвистических представлений.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер - класса.
4. Популяризировать авторские идеи и находки педагога-мастера.
Оборудование: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет «В гостях у гномов Звуковичков», презентация, папки для участников семинара с раздаточным материалом.
Теоретическая часть
Актуальность методической разработки.
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений отмечают значительный рост количества детей с нарушением фонематического восприятия.
В альбоме систематизированы игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных лингвистических представлений о звуке и слове, способности различать гласные звуки, развитие первичных навыков звукового анализа и синтеза.
Тематика и содержание методической разработки способствует решению следующих задач основной адаптированной образовательной программы групп компенсирующей направленности:
-обогащению и активизации словаря, использованию различных вариантов словоизменения и словообразования; формированию правильного звукопроизношения;
-подготовке ребенка к обучению грамоте, овладению элементами грамоты, ознакомлению с основными понятиями: звук, слог, слово;
- развитию навыка звукового анализа слов.
Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.
Альбом, возможно, использовать в непосредственной образовательной деятельности на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях; в домашних условиях.
При написании данной методической разработки мы опирались на опыт работы известного учителя-логопеда Т.А.Ткаченко. Предложенные ею условные символы частично используются в данном альбоме для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 4-7лет.
Содержание методической разработки соответствует принципу систематичности и последовательности:
Система работы разделена на четыре этапа:
-знакомство с понятием «предмет»;
-знакомство с понятием «слово»;
-неречевой звук;
-речевой звук.
Практическая часть
1.Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по страницам нашего альбома и нам в этом помогут Гномики Звуковички.
«Куда ни пойдешь - предметы найдешь» Послушайте и отгадайте загадки:
-На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
-На столе стеклянный дом.
В нём живёт усатый сом,
Золотые рыбки
И серые улитки.
-Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
-Под крышей - четыре ножки,
А на крыше - суп да ложки.
В презентации открываются окошечки с отгадками.
Педагог: Назовите отгадки. (педагоги называют отгадки)
Педагог: Стул, аквариум, ложка, стол – это предметы.
2. Педагог:
Всему название дано - И все, что может видеть глаз, -
И зверю, и предмету. Над нами и под нами,-
Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-
А безымянных - нет! Означено словами.
Каждый предмет можно назвать словом. Слова бывают длинные и короткие. Предлагаю вам взять вот такую карту и определить какое слово длинное по звучанию, а какое короткое и обозначить чертой , длинное слово длинной чертой ,а короткое короткой.( слово дом длинное или короткое? И т.д.)
Педагог: Мы с вами узнали что слова бывают длинными и короткими.
3.Педагог:
Все на свете дети
знают звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Предлагаю вам послушать аудиозапись, узнать звук и показать предмет, который издает этот звук. (звучит аудиозапись, педагоги показывают предметные картинки: телефон, часы, машина)
Педагог: Звуки, каких предметов мы услышали?
( ответы участников мастер класса)
Педагог: Мы с вами услышали и узнали неречевые звуки
4. Педагог читает сказку:
В одной волшебной стране жили звуки. Жители этой страны были маленького роста, и их называли гномами Звуковичками. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. За голосистость и певучесть эти звуки еще называли - гласными. Гномы Звуковички между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.
Пароход гудит трубой, Издаёт он звук какой? Угадать вам помогу, Загудит он громко: «У-У-У!»
Давайте поэкспериментируем со звуком «У».
Я буду показывать карточки, а вы будите произносить звук беззвучно, тихо, громко. Проводится игра «Назови звук тихо, громко, беззвучно»
Так вытягиваются наши губы когда мы произносим звук «У», и будем мы его обозначать маленьким красным кружочком.
5. Педагог: Мы с вами произнесли звук «У», а теперь попробуем узнать его на слух. Гномик Звуковичок предлагает поиграть в игру « Колокольчик». Если вы услышите звук «У», звените в колокольчик.
Педагог произносит звуки: а,у,о,и,у,ы,у…
(первый раз педагоги слушают звуки с открытыми глазами, второй раз педагоги слушают звуки с закрытыми глазами).
6. Педагог: А теперь я вам предлагаю вот такие карточки. Четко произнесите название каждой картинки. Соедините с символом звука «У» те изображения, в названии которых он слышится.
Назовите слова, в которых слышится звук «У».
7. Рефлексия.
Педагог: Вот наше путешествие закончилось и мы предлагаем вам оценить наш мастер-класс смайликами
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у гномов»
Программное содержание: Продолжать учить детей: - взаимодействовать с камнями в игре; - группировать их по сенсорным признакам: величине (большой, маленький), форме (круглый, ...
Осенний праздник "В гостях у гнома"
Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....
"В гостях у гномов"
продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»....
Конспект физк. досуга "В гости к гномам"
Физкультурный досуг для детей младшего дошкольного возраста...
Презентация комплекта методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков".
Презентация методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков". Тема: "Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия, как одно из условий становления и ...
Презентация комплекта методических пособий "В гостях у гномов Звуковичков".
Тема: "Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия, как одно из условий становления и совершенствования речи у дошкольников сОВЗ"....