НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: « Звуки (c — ш), буквы С— Ш»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: обучение умению дифференцировать звуки (c — ш) в устной и буквы С, Ш     в письменной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-sh.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи(в данную подгруппу объединены дети со сходными фонематическими нарушениями в стадии автоматизации)

Тема НОД: « Звуки (c — ш), буквы С— Ш»

Цель: обучение умению дифференцировать звуки (c — ш) в устной и буквы С, Ш     в письменной речи.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

-продолжать учить дифференцировать звуки (c — ш) в слогах, словах и предложениях; буквы С, Ш при чтении и на письме;

-закреплять умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков (с — ш) по опорной схеме;

 -упражнять в определении позиции звуков (с — ш) в словах;

 -упражнять в составлении предложения с предлогом, распространение и делении его на слова с указанием их последовательности;

-развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;

-продолжать опознавать и использовать при ответах схемы и знаковые модели;

 -воспитывать самоконтроль за речью.

Образовательная область «Здоровье»»

-продолжать развитие речевого (диафрагмальньного)дыхания; дифференцировать ротовое и носовое дыхание (вдох носом — выдох ртом);

-развивать динамическую координацию движений пальцев рук;

 -укреплять и тренировать глазодвигательные мышцы для снятия зрительного утомления;

- развивать общие двигательные навыки.

Образовательная область «Музыка»

-закреплять умение ритмично двигаться в соответствии темпом музыки. Образовательная область «Социализация»

-вырабатывать умение преодолевать трудности и добиваться поставленных результатов;

-воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, доброжелательности и уважительного отношения к сверстникам.

Ход НОД

  1. Орг. момент.(эмоционально — положительный настрой)

Дети заходят в группу и рассматривают дидактический материал, проговаривая:-это картинки, это веселые буквы; общаются. Входит логопед и приветствует детей:

-Доброе утро, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение и веселые улыбки. Вы уже все рассмотрели? (Да)

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

-Вспомните, кто приходил вчера к нам в гости? (зайчик Степашка)

 -Какие звуки путал Степашка? (Он путал звуки с-ш)

-Кто научил Степашку их правильно различать? (мы)

-Конечно вы, мои умники! А как вам это удалось? (Мы старались, составили план)

-Да, а вы его сохранил? (подходят к плану). А мы писали или рисовали? (рисовали из знаков) На сколько частей мы его разделили? ( на 2 для звуков с и ш)

-Да, мы разделили план на 2 части и составили из знаков схему артикуляции звуков С и Ш. А для чего мы это сделала? (чтобы лучше узнать, чтобы легче сравнить звуки, чтобы быстро понять)

-Да,  с помощью плана мы быстро помогли Степашке и сами еще лучше научились различать звуки С - Ш

3. Сообщение темы и цели занятия.

 -Сегодня о чем мы будем говорить? (Тоже о звуках С-Ш; а еще об буквах)

-Как вы догадались? (я посмотрела на буквы, я посмотрел на картинки, на схемы и т.д)

-А наш план нам сегодня пригодиться? (Да)

-Конечно ребята, ведь всю неделю мы будем учиться различать данные звуки и буквы и сегодня наша тема: «Различение твердых согласных звуков с-ш. Буквы с-ш.

-Каждый из вас сегодня почитает и напишет слова с буквами С-Ш, Мы вспомним, характеристику и сравним артикуляцию согласных звуков С-Ш, проведем звуковые разминки. Я вас научу пользоваться схемами для скороговорок, а вы их мне расскажете

-Справиться тот, кто будет слушать как? (внимательно) Отвечать как? (правильно, верно, отвечать полным предложением).

-А если кому-то потребуется помощь? (помогать друг другу)

-В конце занятия мы посмотрим, кто научился правильно различать звуки С-Ш в слогах и словах, четко и быстро рассказывать скороговорки, правильно читать слова с буквами С-Ш. Все, что нам нужно для работы, находится на столах, на доске, и на ноутбуке (он нам помогает)

-А как мы будем оценивать друг друга и себя?(фишками: красная фишка-постралася и все выполнил правильно, зеленая фишка-старался но были некоторые ошибки, желтая фишка-нужно еще постараться)

-Работать мы будем группой, парами и по одному.

4.Сравнение звуков (с — ш)

-Но вы не забыли, что правильно произносить звуки и раскрывать их «тайны» нам помогают наши зеркала. Возьмите их в руки. (логопед открывает корзинку, она пуста)

 -Но, где же они? Куда пропали? ... Я догадалась, кто их спрятал и над нами пошутил, ведь не случайно она оставила свой портрет на дoске. (дети подходят к доске)

-Кто это? ( Это Шапокляк!)

- Вспомните, какой у нее характер? (очень вредный, плохой, противный)

 - Что она любит делать больше всего на свете? (шалить, делать разные пакости, неприятности)

- Да, ребята, забавляется она тем, что проказничает.

 - А как вы думаете, если старушка Ш. будет сегодня специально путать звуки (c — ш), мы сможем их правильно произносить без зеркал? (да, мы справимся, мы будем стараться)

-Тогда давайте проведем «звуковую разминку (дети перемещаются к к ноутбуку где появляются изображения звуков c — ш). Не забывайте, вдох носом плечи не поднимать.

-Как свистит насос?

 -Как шар выпускает воздух? (без движения, с движением)

-Почему их путал Степашка? (потому что они похожи) Чем они похожи? Расскажите по схеме. (оба согласные, твердые и глухие). А как они обозначаются? (син. Кр)

-Чем они отличаются? (звучат по-разному, произносится по –разному)

-Давайте вспомним наш план и сравним эти звуки (дети перемещаются к плану)

-Мы нарисовали губы- улыбкой и трубочкой, что это обозначает? (на звук (с) – губы растягиваются на звук (ш) вытягиваются трубочкой

 -Мы нарисовали стрелочки вверх -вниз (на звук (с)-кончик языка опускается вниз, а когда произносится звук(ш) — поднимается вверх).

-Мы нарисовали синюю снежинку и красное солнышко (на звук (с)-воздушная струя холодная, а на звук (ш) теплая).

-Проверьте, ребята (дети подносят тыльную сторону ладони ко рту) и произносят звуки поочередно). А теперь поделитесь на пары, поднесите ладони к друг другу и почувствуйте разницу.

-Скажите, а зачем нам необходимо правильно произносить и различать звуки? (чтобы хорошо говорит, чтобы нас все понимали)

-Молодцы! Вы готовы исправить все шалости Шапокляк.

 5.Дифференциация звуков (с — ш) на слух и в произношении.

 a. упр. «Шифровка» - дифференциация изолированных звуков(c — ш)

-Тогда попробуйте прочитать то, что зашифровала Ш. Стрелки указывают положение языка:

б. упр. «Дирижеры»- дифференциация звуков в слогах.

-Вы хорошо дирижировали языком, а теперь попробуйте сделать это руками. Поднимите руки вверх, если услышите звук ш, опустите вниз, если услышите звук с. (шо, со, са, сы, ши, су, шу, сы,со, шо, сапоги, шапка, машина, басня, башня, усы, уши)

в. упр «Игрушки»- дифференциация звуков в словах

-Молодцы, вы настоящие дирижеры ! Поэтому заслужили сюрприз! В корзинках для вас приготовлены новенькие игрушки. В одной из них — игрушки со звуком с в названиях, в другой — со звуком ш. Посмотрите! .......Что случилось ? ....Корзины пусты, игрушки перепутаны. Сюрприз испорчен. Что нам делать? (снова вернуть игрушки обратно, разложить их в корзинки) Возьмите по одной игрушке. Но, посмотрите на корзинки, вы догадались какие игрушки надо вернуть в синюю корзину ? в красную? Как догадались? Верно! ( в красную корзинку со звуком ш, а в синюю со звуком ш- ассоциация по цвету). А теперь назовите свои игрушки, четко выделяя голосом звук (с) или (ш), и не забудьте определить, где они «спрятались»(дети называют слова и определяют позицию заданных звуков, например: «у меня мишка, звук (ш)в середине слова»)

-Молодцы! Вы все исправили! с этими игрушками вы поиграете сегодня, но чуть позже, а сейчас я предлагаю, поиграть с игрушками название которых начинается со звука(ш). Что это? (это шарик)

г.упр. «Наоборот»- дифференциация в словах.

-Вы любите пускать шарики в воздух? (да). Тогда давайте украсим воздушными шарами нашу группу. Но прежде скажите, интересно ли будет просто запускать шарики? (нет) А что вы предлагаете? (давайте придумать игру, задание, а можно загадать слова)

-Тогда у меня для вас есть интересная игра «наоборот»: кто правильно заменит в словах звук (с)на звук (ш) и назовет слово наоборот, пускает воздушный шарик: сок-....... , сутки - ...... , нас - .... вас-...., басня -..., каска - ..., миска - ..., усы - ....„маска-...

-Посмотрите, наша группе стала еще краше и лучше! Почему нам удалось запустить все шары в воздух? (потому что мы все справились с этим заданием).

- Но не забывайте ,ребята, что старушка Ш.продолжает шалить. Итак, со звуками мы уже справились, попробуем справиться с буквами.(дети садятся за столы).

-А для чего необходимо знать буквы? (чтобы уметь писать, читать и никого не просить)

6.Упр. «Буква потерялась» - дифференциация звуков (с — ш) при чтении и на письме.

 -Прочитайте слова с буквами c — ш без ошибок. (дети получают листочки и начинают читают слова)

-Что случилось? (не хватает букв)

-Да, старушка Ш. добралась и до букв, она их стерла.  Подумайте, какую букву С или Ш - стерла проказница Ш, верните их на место.

-Перед тем как писать, подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика « Шарик»

Будем шарик надувать, - соединять пальцы с большим, начиная с указательного Будем с шариком играть.          - соединять пальцы с большим, начиная с мизинца

Раздувайся наш шар.   -чередование ударов кулачками друг о друга и хлопков Раздувайся большой

И не лопайся!               -погрозить указательным пальцем

C.. ...                            -пальцы округляются

А он лопнул. Воздух вышел:

 ш..........                       -пальцы принимают исходное положение

 (дети берут карандаши и вставляют пропущенные буквы).

-Поменяйтесь листочками, проверьте задание друг у друга. Оцените его.

-Как мы будем оценивать? (смайлик с улыбкой — если нет ошибок, смайлик без улыбки — если есть ошибки)

-Поднимите руки: у кого смайлик с улыбкой? без улыбки? Почему?

-Прочитайте слова вслух.(дети читают слова по столбикам, по инструкции)

-Отлично! Вы нашли все буквы правильно и прочитали слова без ошибок.

-А сейчас нашим глазкам пора отдохнуть. Проведем гимнастику для глаз.

А какое главное условие? (следить только глазами, головой не водить)

7. Зрительная гимнастика.

-Найдите буквы, которые везут сороконожки

(дети по инструкции «находят» глазами буквы, расположенные на стенах группы) Глазки влево отведи, затем повыше подними — букву С синего цвета найди, глазки вправо отведи — букву Ш найди, снова влево отведи - букву С зеленого цвета найди. А теперь глаза сомкни и спокойно посиди. ( В это время логопед включает знакомую детям песенку)

-Послушайте с закрытыми глазами начало музыкальной песенки, узнаете ее или нет? (дети узнают песенку сороконожки, и предлагают поиграть)

Музыкальная физминутка «Сороконожка»

(Молодцы, вы были внимательны и все успели сделать перебежку)

8. Дифференциация звуков с -ш в скороговорке по опорной схеме.

  игра «Произнеси отчетливо» (видеообращение )

-Вы слышите сигналы? Нам прислали видеообращение. Кто же это?

1 слайд. « (Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Вы исправили все мои шалости. Такого я от вас не ожидал! Но я не люблю сдаваться! 2 слайд. Рассмотрите картинку, на которой Саша шапкой шишку сшиб, а я ему мешала. Попробуйте произнести эту скороговорку, обязательно ошибетесь )

 -Как вы думаете, мы справимся с этим непростым заданием? (да)

-А как произносятся скороговорки? (быстро, четко, внятно, чтобы было всем понятно)     -Да, Чтобы произнести скороговорку без ошибок, следует четко выделять голосом звуки (c — ш), а быстро ее запомнить, поможет схема из опорных картинок на каждое слово.

- Сколько слов в этой скороговорке? (4)

-Какие слова самые трудные? (Саша и Сушки)

-Почему? (2 звука) (дети хором повторяют в медленном темпе полушепотом, затем громко в умеренном темпе и с ускорением темп, затем по одному)

-Молодцы! У вас все получилось! А если вы нарисуете эту схему дома и повторите скороговорку с родителями, завтра у вас получится еще лучше.

3 слайд (передвижение (ш. по экрану)

 -Посмотрите, как недовольна Ш, что у нас все получилось. ............... Но куда же она убежала?

9 « Работа над деформированным предложением»

-Посмотрите ребята, Ш переставляет и путает все слова в предложении. Попробуем вернуть их на место? (да) (логопед читает предложение: Саша, магазине, сушки ароматные, в, купил, продуктовом)

- Вам нравится такое предложение? (нет) А что же нам делать? (расставим слова правильно)

-Какое получится предложение? (Саша купил в продуктовом магазине ароматные сушки)

- Сколько слов в предложении? Какой предлог в этом предложении? Какое слово-признак в этом предложении?

 -«Живое предложение» - покажите, как «растет» наше предложение.

5слайд. (Какие умные детки! Никогда таких не встречала! Вы преодолели все препятствия! Придется угостить вас моими любимыми сушками)

9. ИТОГ

Ребята, а почему Ш так изменилась, похвалила Вас, да и еще передала угощения? (мы справились со всеми заданиями правильно, преодолели все трудности, мы не ошибались когда слушали)

-А план корой мы составляли вчера, нам помог сегодня? (Да)-А в жизни умение составлять план, где может пригодиться? (когда дорогу ищешь, когда шьешь, когда готовишь, когда лечишь)

-А как вы оцените себя? (дети выбирают фишки-их ответы: я  правильно вставил буквы, хорошо читал, я внимательно слушал и отвечал правильно, я не ошибалась, когда рассказала скороговорку, я отвечала полным предложением, я хорошо запомнил план, я правильно дирижировал, я  вставил и нашел  все буквы, я разобрал игрушки)

-Вы много работали сегодня ребята, мне понравилось как вы сегодня старались: правильно отвечали на вопросы, дополняли друг друга, были очень внимательны и не сделали ошибок. Вы смогли справиться с трудностями, потому что старались и еше лучше научились различать звуки и буквы С-Ш. А кому вы расскажете про проказы Ш и как вы их исправляли (мамам и папам, дедушкам и бабушкам).

-А я предлагаю, рассказать еще и Степашке, ведь пока мы с вами играли нам пришло от него письмо. (открывают письмо и читают: «Помогите! Звуки С-Ш перепутались в предложении моего любимого рассказа и сразу все изменилось»)

- Ребята, поможем Степашке вернуть звуки С-Ш на место? (да). А еще завтра вы принесете нарисованную схему нашей скороговорки и мы устроим соревнования на лучшего рассказчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».

Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".

Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Звуки М и Мь. Буква М».

Цели:1. Закрепить навыки дифференциации звуков М-Мь в словах.2. Развивать фонематический слух.3. Формировать навык звукового анализа.4.  Формировать умение выделять первый звук в словах.5. Ф...