Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Татьяна Александровна Шорина

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx139.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Цель – расширять и обобщать знания детей по теме: «Овощи».

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение правильно читать схему-опору, пользоваться ей при составлении описательных рассказов.

- Формировать умение составлять описательный рассказ по цепочке;

Развивать умение подбирать слова признаки (прилагательные) к существительным;

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;

- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к занятию;

Оборудование: «Волшебный кубик», мольберт, картинки с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, интерактивная доска.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент. Привлечь внимание детей, установить контакт.
  2. Психологический настрой.

Приветствие:

- Дети давайте поприветствуем гостей и друг друга.

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, солнце золотое!

- Мы на встречу вам откроем –

И ладошки, и сердца!

-  Пусть тепло на свете будет,

- Улыбаются пусть люди!

- Мир пусть будет без конца!

- Ну, а чтобы было хорошее настроение подарим свои улыбки.

- Артикуляционное упражнение «Улыбочка».

    3. Упражнение «Волшебный кубик».

 - Ребята я приготовила для вас сюрприз, это наш волшебный кубик. Сегодня здесь спрятались загадки об овощах. Попробуем их отгадать. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем кубик мы вращать. Итак, первая загадка:

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...
(Картошка)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

Сто одежек, и все без застежек.
(Капуста)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка)

  1. Подбор слов-признаков к существительным.

- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки правильно. (Поворачиваю мольберт с картинками овощей).

-Посмотрите на эти овощи, вспомните, как они выглядят.

Давайте подберем слова-признаки об этих овощах. Каждый назовет красивые слова про один овощ.

Послушайте, как это сделаю я.  

Репка – жёлтая, блестящая, спелая, полезная, хрустящая.

- Теперь, Аня расскажи про тот овощ, который ты выберешь?

(логопед по очереди спрашивает каждого ребенка).

  1. Физминутка.

- Какие красивые, правильные слова вы подобрали. А теперь давайте вспомним, как мы собираем урожай. Вставайте вкруг и повторяйте за мной.

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                              

  ( «таскают»)

И картошки накопаем.                                  

  («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                            

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,                  

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                            

 («рвут»)

И вернемся по дорожке.                                

  (шаги на месте)

- Молодцы! Садитесь за столы ребята.

  1. Знакомство детей со схемой-опорой. Использование ИКТ в работе.

- Ребята, посмотрите в корзине у меня лежат овощи. Сейчас мы будем составлять рассказы об овощах. Помощником в этом нам будет схема рассказа. Посмотрите на экран.  (Вывожу на интерактивную доску схему рассказа).

Картинки по запросу схема рассказа об овощах

- Давайте разберемся, что же означают символы на этой схеме.

Сначала вы должны назвать овощ, затем рассказать какого он цвета, формы, какой он на вкус, где растёт, какой он на ощупь. В конце рассказа вы должны сказать о том, что можно приготовить из этого овоща. (Рассказ сопровождается указанием на каждую из картинок схемы).

  1. Составление описательных рассказов по схеме-опоре.

-Давайте составим первый рассказ все вместе. Я начну, а вы продолжите. (Логопед берет капусту).

- Это капуста. Маша продолжай…(дети по цепочке рассказывают по каждой из картинок по очереди).

Далее дети выходят по одному, и рассказываю каждый про один овощ.

  1.  Итог занятия.

- Молодцы ребята, вы составили очень хорошие рассказы. Правильно пользовались схемой. Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? А какое задание показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»

Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...

Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по игрушке

Для успешного обучения в школе, необходимо развивать речь дошкольника. Занятия по развитию речи.  решают такие задачи .  Я использую в своей работе различные методы и приемы для успешного ре...

Самообразование «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста».

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о разл...