Самообразование «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста».
учебно-методический материал (старшая группа)
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12»
Отчет по самообразованию воспитателя
высшей квалификационной категории
Ковалевой Тамары Владимировны
2019 – 2020 учебный год
Тема самообразования: «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста».
1. | Тема самообразования | «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста» | |
2. | Цель и задачи | Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками. 2. Проанализировать понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи у детей дошкольного возраста. 3. Развивать умение у детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы с помощью мнемотаблиц 4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 5. Привлечь родителей к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях 6. Представить методические рекомендации для воспитателей по составлению детьми описательного рассказа с использованием мнемотаблиц. | |
3. | Сроки изучения обобщения темы | 01.09.19 - 30.05.20г | |
4. | Нормативно-теоретическая основа опыта Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение года использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Методы и приемы: -беседы - наблюдения - рассматривание иллюстраций - чтение художественных произведений - рассматривание и обсуждение мнемотаблиц - игровые Приемы: -модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические); -картинографию; -коллажи; -планы-схемы; -мнемотаблицы. Предполагаемый результат Для детей:
Для родителей: 1. Повышение заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей. 2.Формирование активной позиции родителей по отношению к образовательной и поисковой деятельности детей и привлечение их к продуктивному сотрудничеству. Для педагогов: - Использование приёмов мнемотехники педагогами на занятиях и в совместной деятельности для развития речи детей. | ||
5. | Теоретические источники опыта | 1.Большёва Т. В. Учимся по сказке. «Детство – ПРЕСС», 2001. 2.Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991. 3.Поддьякова Н. Н., С охин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998 4.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 5.Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. 6.Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: методические рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001. 7. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; 8. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» 9. Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. - М.: Книголюб, 2005. | |
6. | Творческие находки | 1. Подготовка материала (консультаций,буклетов) для родителей по развитию связной речи у детей; 2. Подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи дошкольников 5-6 лет 3.Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». 4. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник». 5. Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами мнемотехник 6. Создание презентации для педагогов «Что такое мнемотехника» 7. Проведение ОД для детей старшей группы с использованием мнемотехники 8. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по сказкам. | |
7. | Предоставление опыта: | - Показ ОД для воспитателей ДОУ -Выступление с отчетом на итоговом педсовете. -Изготовление ПЕДКОПИЛКИ Картотека «Мнемотблиц» | |
8. | Обобщение опыта | Результаты проведенной работы следующие: 1. Посещение МО по теме ТРИЗтехнология 2. Разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников. 3. Разработано дидактическое обеспечение. 4. Разработаны методические рекомендации для воспитателей по составлению детьми описательного рассказа с использованием мнемотаблиц. В диагностике принимало участие 25 детей старшей группы №6 «Радуга» В ходе исследования была использована педагогическая диагностика программы «Мир открытий». У воспитанников отмечена положительная динамика. Результат диагностики по по образовательной области «Развитие речи» в начале учебного года показал что, 65% детей имели низкий уровень. 35% детей имели средний уровень. Высокий уровень развития связной речи в начале учебного года не наблюдался. В конце учебного года была проведена диагностика, результаты которой показали динамику развития связной речи у детей, а это говорит о том, что использование нетрадиционных методов и приемов в работе с детьми по развитию связной речи дает положительные результаты. Низкий уровень с 65% снизился до 45%, средний уровень составил 35%, высокий уровень 20%. Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало и конец года можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами. Вследствие чего, стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти. Правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, практически научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, и составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей. Заключение Работа по данной теме показала, что дети дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным. Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми дошкольного возраста приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах. И чем раньше в своей работе с детьми будем использовать метод мнемотехники, тем лучше будет проходить подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. |

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...
Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи: *Содействие развитию у детей: начал исторического и...

Непосредственно образовательная деятельность, составление описательного рассказа с использованием наглядного моделирования по теме "Транспорт", для детей старшего дошкольного возраста.
Материал може быть использован на занятиях по развитию речи....
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....