Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности
с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности
по теме «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
с использованием современных образовательных технологий.
Цель: Обучение составлению описательного рассказа по пейзажной картине.
Задачи:
1.Речевое развитие
- Активизация речи детей посредством приёма словесного рисования;
- Работа над выразительностью речи;
- Развитие эмоциональности;
- Обогащение словаря детей названиями перелётных и зимующих птиц;
- Обучение составлению и распространению предложений описательного характера по пейзажной картине;
- Обучение построению рассуждения: выделение причинно-следственных связей;
- Продолжать развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми;
2. Познавательное развитие.
- Закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах;
- Развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторных координаций;
- Расширение знаний детей о профессиях людей (художник, поэт);
- Воспитание интереса к НОД через использование занимательных упражнений;
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Совершенствование умения слушать и слышать педагога;
- Воспитание уважительного отношения к окружающим;
- Формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Помочь детям увидеть и почувствовать красоту родной русской природы.
5. Физическое развитие.
- Выполнение движений по тексту стихотворения.
Оборудование: экран, ноутбук, видеопроектор, презентация PowerPoint «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», стихотворение С.Маршака «Снег теперь уже не тот…» в картинках.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, компьютерные, коррекционно-развивающие.
Ход НОД
- Орг. момент:
- Доброе утро, ребята!
(Доброе утро!)
- Какое сейчас время года?
(Наступила весна)
- Назовите весенние месяцы.
(март, апрель, май)
- Вступительная беседа о весне
Слайд 1 – Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Что вы видите?
(тает снег, тают сосульки, яркое солнышко, я вижу грача, проталинки,
подснежник, ручеёк)
- Всё, что вы назвали, это первые приметы весны.
- Что вы знаете про грача?
(грач – это перелётная птица, грачи самые первые прилетают весной, они
устраивают гнёзда на самых высоких деревьях).
- Молодцы! Очень скоро перелётные птицы будут возвращаться.
- Слайд 2. Компьютерная игра «Улетают – не улетают».
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Так случилось, что все птицы перепутались
и не знают, кому из них надо возвращаться весной. Давайте им поможем.
(Вверху картинки с изображением зимы и весны)
(Внизу в хаотичном порядке изображения зимующих и перелётных птиц)
Дети соединяют птиц с соответствующей картинкой зимы или весны, объясняют свой выбор:
голубь – не улетает, это зимующая птица, он никуда не улетал;
ласточка – улетает, она перелётная птица, возвращается к нам самая последняя, когда появляются комары и мошки;
ворона - не улетает, зимовала с нами;
скворец - улетает, перелётная птица, скоро прилетит к нам.
грач – улетает, это перелётная птица, он последний улетает, а прилетает раньше других птиц.
- Ребята, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются
зимовать?
(потому что зимующие птицы могут питаться крошками хлеба, зёрнами,
семечками, а перелётные ждут тепла, ждут, когда появятся червяки,
жуки, личинки, мошки.
- Итак, ребята, вы молодцы, много знаете о птицах!
- Слайд 3. Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
- Посмотрите, перед вами картина «Грачи прилетели». Написал эту
картину русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.
Давайте рассмотрим её внимательно.
- Какое время года изобразил художник на картине?
(это весна, это начало весны)
- Какая это весна?
(это ранняя весна)
- Найдите приметы ранней весны на картине.
(ещё лежит снег, прилетели грачи, снег тёмный, грязный)
- Какое стихотворение вам вспоминается, когда вы смотрите на эту
картину?
Дети вспоминают стихотворение С.Маршака «Снег теперь уже не
тот…» и рассказывают его по картинкам (чёрные проталины, серый
снег и т.д.)
- Посмотрите на небо, расскажите о нём
(небо серое, хмурое, тусклое)
- Теперь посмотрите на землю, что вы видите на переднем плане
картины?
(тонкие высокие берёзы, чёрные проталины, а прямо перед нами старые
согнутые берёзы)
- Что мы видим вдали?
(вдали виднеется вода, это растаял снег)
- Что происходит на берёзах?
(на берёзах много грачей, они вьют гнёзда)
- Что можно сказать об одиноком граче слева, у старой берёзы?
(он важно ходит, ищет прутики)
- Что мы видим за берёзами?
(мы видим серый деревянный дом и белую церковь)
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
(чувствуется, что скоро наступит настоящая весна, грачи совьют гнёзда
и будут высиживать птенцов)
5.Физминутка «Краски весны». Выполнение движений по тексту стихотворения:
Снова нет ручьям покоя -
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг.
(Б. Асаналис)
6. А сейчас составим рассказ по плану:
- Как называется картина? Кто её написал?
Картина называется «Грачи прилетели».
Написал картину художник Саврасов.
- Какой момент весны мы видим на картине?
На картине мы видим раннюю весну.
- Какое небо на картине?
Небо на картине серое, хмурое, тусклое.
- Какой снег на картине?
Снег грязный, он тает, видны чёрные проталины
- Что можно сказать про грачей?
Грачи строят на берёзах свои гнёзда.
- Что мы чувствуем, глядя на картину?
Мы чувствуем, что скоро наступит тёплая весна,
7. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...

«Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.
Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Тема НОД: Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержа...

«Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.»
Описание картины может стать очень привлекательным занятием для ребенка. Стоит воспитателю пригласить ребенка стать героем картины....

Технологическая карта занятия «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляем рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»
Технологическая карта занятия Образовательная(ые) область(и): речевое развитиеТема занятия: «Что мы видим на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»»? / «Составляе...