Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности
с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности
по теме «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
с использованием современных образовательных технологий.
Цель: Обучение составлению описательного рассказа по пейзажной картине.
Задачи:
1.Речевое развитие
- Активизация речи детей посредством приёма словесного рисования;
- Работа над выразительностью речи;
- Развитие эмоциональности;
- Обогащение словаря детей названиями перелётных и зимующих птиц;
- Обучение составлению и распространению предложений описательного характера по пейзажной картине;
- Обучение построению рассуждения: выделение причинно-следственных связей;
- Продолжать развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми;
2. Познавательное развитие.
- Закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах;
- Развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторных координаций;
- Расширение знаний детей о профессиях людей (художник, поэт);
- Воспитание интереса к НОД через использование занимательных упражнений;
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Совершенствование умения слушать и слышать педагога;
- Воспитание уважительного отношения к окружающим;
- Формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Помочь детям увидеть и почувствовать красоту родной русской природы.
5. Физическое развитие.
- Выполнение движений по тексту стихотворения.
Оборудование: экран, ноутбук, видеопроектор, презентация PowerPoint «Составление рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», стихотворение С.Маршака «Снег теперь уже не тот…» в картинках.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, компьютерные, коррекционно-развивающие.
Ход НОД
- Орг. момент:
- Доброе утро, ребята!
(Доброе утро!)
- Какое сейчас время года?
(Наступила весна)
- Назовите весенние месяцы.
(март, апрель, май)
- Вступительная беседа о весне
Слайд 1 – Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Что вы видите?
(тает снег, тают сосульки, яркое солнышко, я вижу грача, проталинки,
подснежник, ручеёк)
- Всё, что вы назвали, это первые приметы весны.
- Что вы знаете про грача?
(грач – это перелётная птица, грачи самые первые прилетают весной, они
устраивают гнёзда на самых высоких деревьях).
- Молодцы! Очень скоро перелётные птицы будут возвращаться.
- Слайд 2. Компьютерная игра «Улетают – не улетают».
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Так случилось, что все птицы перепутались
и не знают, кому из них надо возвращаться весной. Давайте им поможем.
(Вверху картинки с изображением зимы и весны)
(Внизу в хаотичном порядке изображения зимующих и перелётных птиц)
Дети соединяют птиц с соответствующей картинкой зимы или весны, объясняют свой выбор:
голубь – не улетает, это зимующая птица, он никуда не улетал;
ласточка – улетает, она перелётная птица, возвращается к нам самая последняя, когда появляются комары и мошки;
ворона - не улетает, зимовала с нами;
скворец - улетает, перелётная птица, скоро прилетит к нам.
грач – улетает, это перелётная птица, он последний улетает, а прилетает раньше других птиц.
- Ребята, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются
зимовать?
(потому что зимующие птицы могут питаться крошками хлеба, зёрнами,
семечками, а перелётные ждут тепла, ждут, когда появятся червяки,
жуки, личинки, мошки.
- Итак, ребята, вы молодцы, много знаете о птицах!
- Слайд 3. Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
- Посмотрите, перед вами картина «Грачи прилетели». Написал эту
картину русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.
Давайте рассмотрим её внимательно.
- Какое время года изобразил художник на картине?
(это весна, это начало весны)
- Какая это весна?
(это ранняя весна)
- Найдите приметы ранней весны на картине.
(ещё лежит снег, прилетели грачи, снег тёмный, грязный)
- Какое стихотворение вам вспоминается, когда вы смотрите на эту
картину?
Дети вспоминают стихотворение С.Маршака «Снег теперь уже не
тот…» и рассказывают его по картинкам (чёрные проталины, серый
снег и т.д.)
- Посмотрите на небо, расскажите о нём
(небо серое, хмурое, тусклое)
- Теперь посмотрите на землю, что вы видите на переднем плане
картины?
(тонкие высокие берёзы, чёрные проталины, а прямо перед нами старые
согнутые берёзы)
- Что мы видим вдали?
(вдали виднеется вода, это растаял снег)
- Что происходит на берёзах?
(на берёзах много грачей, они вьют гнёзда)
- Что можно сказать об одиноком граче слева, у старой берёзы?
(он важно ходит, ищет прутики)
- Что мы видим за берёзами?
(мы видим серый деревянный дом и белую церковь)
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
(чувствуется, что скоро наступит настоящая весна, грачи совьют гнёзда
и будут высиживать птенцов)
5.Физминутка «Краски весны». Выполнение движений по тексту стихотворения:
Снова нет ручьям покоя -
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг.
(Б. Асаналис)
6. А сейчас составим рассказ по плану:
- Как называется картина? Кто её написал?
Картина называется «Грачи прилетели».
Написал картину художник Саврасов.
- Какой момент весны мы видим на картине?
На картине мы видим раннюю весну.
- Какое небо на картине?
Небо на картине серое, хмурое, тусклое.
- Какой снег на картине?
Снег грязный, он тает, видны чёрные проталины
- Что можно сказать про грачей?
Грачи строят на берёзах свои гнёзда.
- Что мы чувствуем, глядя на картину?
Мы чувствуем, что скоро наступит тёплая весна,
7. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....
Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...
«Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели»....
Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.
Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....
Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Тема НОД: Составление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержа...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...
«Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.»
Описание картины может стать очень привлекательным занятием для ребенка. Стоит воспитателю пригласить ребенка стать героем картины....